Книгу постоянного автора «Дня», доктора исторических наук, профессора Станислава Кульчицкого «Чому він нас нищив?», недавно изданную в серии «Библиотека газеты «День», с огромным вниманием читают сейчас в разных регионах Украины. Книга эта состоит из исследовательских материалов, опубликованных в 2005— 2007 гг. в нашей газете и посвященных анализу причин, мотивов и стратегических расчетов террористической политики сталинского руководства СССР относительно Украины в начале 30-х годов прошлого века. Прежде всего, речь идет о Голодоморе 1932— 1933 годов. Но есть одна проблема, которая была и остается полем для довольно острых дискуссий, особенно с российскими историками. Имеются в виду сравнительный анализ и оценка Голодомора 1932— 1933 гг. в Украине и голода в СССР. Ведь трудно возразить, что во многих регионах бывшего СССР в те месяцы и годы от голода тоже умерли сотни тысяч, миллионы людей, и именно на этом делают акцент категорические противники признания Голодомора в Украине геноцидом украинского народа.
Недавно МИД Украины обратилось к Станиславу Владиславовичу Кульчицкому с просьбой подготовить информационный материал, который содержал бы соответствующий сравнительный анализ. Профессор Кульчицкий подготовил такой материал; с любезного согласия автора мы предлагаем его нашим читателям.
Полемика в вопросе о природе украинского Голодомора идет со времени опубликования книги Р. Конквеста «Жатва скорби» (1986). Одни утверждают, что уничтожали крестьян, другие — что уничтожали украинцев. На эту полемику наложили отпечаток другие случаи геноцида армян и евреев. С самого начала полемика политизировалась, и стороны не слышат друг друга. Положение усложняется и тем, что в переписке со своими подручными Сталин отдавал предпочтение эзоповому языку, а свое преступление против граждан УССР (понятно, украинцев в первую очередь) тщательно и очень удачно замаскировал. Наконец, полемика вызвана и тем, что обе стороны не знают специфики ленинско-сталинской «революции сверху», продолжавшейся с 1918 по 1938 гг.
Голодомор в УССР и на Кубани (тогда эти регионы объединялись понятием «Украина»), Голодомор в Казахстане (совершенно иного происхождения — не было террора голодом), Великий террор 1937—1938 гг. — это элементы коммунистического строительства в многонациональной стране, созданной «железом и кровью». Незнание истории в связи с Голодомором — это лишь один пример нашей практически полной беспамятности. Не менее поразительный пример — празднование Дня победы 9 мая или утверждение о существовании фашизма в Германии.
Короткая характеристика темы, интересующей МИД, содержится в моей статье «Загадки українського Голодомору» (журнал МИД «Політика і час», 2007, №5, с. 38—45). В этой справке формулируются наиболее достойные внимания тезисы.
Существует помесячная статистика естественного движения населения по регионам (до уровня районов). В Украине она деформирована, особенно в месяц наивысшей смертности, потому что погибали и регистраторы ЗАГС. Однако деформацию можно исправить, и это сделано.
Статистика свидетельствует, что в Европейской части СССР в 1932—1933 гг. смертность превышала рождаемость в семи регионах. При этом в трех регионах голод наблюдался в городе, а село имело положительный баланс естественного движения населения (Урал, Средняя Волга, Север). В этих регионах голод был вызван снятием их с карточной системы довольствия.
Этот же фактор голода присутствует и в других четырех регионах — УССР, Северо-Кавказский край, Нижняя Волга, ЦЧО. Но в них, в частности и в УССР, основную долю смертности давало село, и голод объяснялся тем, что у крестьян отобрали хлеб.
Третий фактор голода свойственен только УССР и Кубани (один из одиннадцати округов Северного Кавказа). Этот фактор действовал одновременно с перечисленными выше, но продолжался ограниченное время: в ноябре—декабре 1932 г. (на сравнительно небольшой территории, которую посадили на «черную доску») и в январе 1933 — в тех селах, которые не выполнили хлебозаготовочного плана (то есть больше, чем в 90% сел). Суть акции, которую чекисты замаскировали под хлебозаготовки и провели с помощью местных бедняков, заключалась в том, что у крестьян забрали все съестное.
Когда забирали хлеб, от голода погибали крестьяне с неналаженным хозяйством, у которых не было других продуктов питания. Голод первой половины 1932 г. в УССР был следствием жестоких хлебозаготовок, тогда погибло около 150 тыс. бедняков. Чтобы прекратить его, Сталин ограничил экспорт зерна и закупил небольшие партии хлеба за границей. Разговоры об уничтожении голодом украинцев только из-за того, что они были украинцами (как армяне в Турции или евреи в Германии), иррациональны. То, что бедняки приняли участие в сталинской акции по изъятию всего съестного в январе 1933 г., объясняется просто: им давали процент от изъятого, иначе они погибли бы. Ведь во второй половине 1932 г. государство изъяло в Украине весь хлеб.
Зарубежные ученые абсолютно правильно и с цифрами в руках утверждают, что УССР и Кубань получили в первой половине 1933 г. львиную долю продовольственной помощи, которую государство предоставило голодающим регионам СССР. Исходя из этого, они (в том числе и Р. Конквест) не могут теперь поверить в геноцид. Они не понимают, что природа украинского геноцида в корне отличается от природы еврейского или армянского.
Сталин забирал еду у крестьян для того, чтобы спасать их от голода, кормя через колхозы во время весеннего сева 1933 г. В украинском селе, голодавшем второй год подряд, назревал колоссальный социальный взрыв (подобный взрыву в январе— марте 1930 г., когда Сталину пришлось на полгода прекратить коллективизацию во всей стране). Чтобы предупредить этот взрыв, нужно было у крестьян под видом хлебозаготовки забрать всю еду, а потом кормить их из рук. Эффективность такой политики была испытана в 1921 г., когда хлеб заготовляли в голодающих южных губерниях Украины, чтобы прекратить «кулацкий бандитизм».
Террор голодом, следствием которого стал Голодомор, нельзя рассматривать изолировано от других акций Кремля — травля П. Постышевым украинской интеллигенции в 1933 г., переполовинивание КП(б)У за 1933— 1937 гг., истребление всего состава политбюро ЦККП(б)У в 1937 г. (кроме Г. Петровского, спасшегося случайно). Раньше Украина была государством в составе СССР (в 1932 г. Л. Каганович в переписке со Сталиным называл ее страной). После 1932—1933 гг. она стала республикой. Сталин перестал бояться сепаратизма граждан УССР и разрешил в 1934 г. перенести столицу из Харькова в Киев. Этнографическая Украина его устраивала.
Документы, подтверждающие геноцид граждан Украины, осуществляемый Сталиным в 1932—1933 гг., давно опубликованы, но должны быть соответствующим образом интерпретированы. Эту террористическую акцию (как и Великий террор) Сталин осуществлял с ограниченным кругом подручных, которые (за исключением Кагановича и Молотова) позже тоже стали жертвами репрессий.
В сентябре этого года в «Библиотеке газеты «День» появилась моя книга «Почему он нас уничтожал (Сталин и украинский Голодомор)». Она может быть отпечатана в любом количестве экземпляров. Изложение очень сложных проблем силового насаждения коммунизма, связанных с Голодомором, подается в популярной форме. Геноцид украинского народа не должен, на мой взгляд, задевать национальные чувства россиян или государственные интересы РФ. Но мои попытки напечатать свою версию этих событий в российских изданиях оказались безуспешными.
В ноябре 2007 г. издательство «Наш час» печатает мою книгу «Голодомор 1932— 1933 рр. в Україні як геноцид: труднощі усвідомлення». Это научная монография, со всеми ссылками на источники.
В августе этого года издательский дом «Києво-Могилянська академія» выпустил в свет подготовленный в Институте истории Украины сборник документов «Голодомор 1932—1933 років в Україні» (1128 стр., составитель — д.и.н. Р.Я. Пыриг). В содружестве с этим издательством Институт истории Украины собирается переиздать к 75 й годовщине Голодомора четырехтомный сборник свидетельств украинских эмигрантов в США, собранных комиссией Дж. Мейса и опубликованных в Вашингтоне в 1990 г. Оба издания содержат в себе документальную базу, на основе которой построена изложенная в этих тезисах концепция Голодомора как геноцида.