Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Европейская цивилизация и исторические следы ее фундамента на территории современной Украины

23 ноября, 2013 - 13:00
ЗАСЛУЖИВАЕТ ВНИМАНИЯ ТО, ЧТО, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ РЕСПУБЛИКИ БЫВШЕГО СССР, ВКЛЮЧАЯ РЕСПУБЛИКИ ПРИБАЛТИКИ, ТОЛЬКО НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ С КОНЦА I в. до н.э. И ДО IV в. н.э. БЫЛИ РАСПОЛОЖЕНЫ ПОСТОЯННЫЕ РИМСКИЕ ГАРНИЗОНЫ (В ОЛЬВИИ, ХЕРСОНЕСЕ И ТИРЕ). В ЧАСТНОСТИ, В ХЕРСОНЕСЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ СТОЯЛИ КОГОРТЫ 1-го ИТАЛЬЯНСКОГО, 11-го КЛАВДИЕВОГО И 5-го МАКЕДОНСКОГО ЛЕГИОНОВ / ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

Что представляет собой дом современной европейской цивилизации? На каком фундаменте он построен? И главное: присутствовали ли составляющие этой цивилизации — еще с древнейших времен! — на территории современной Украины? Этот комплекс проблем проанализирован в статье Игоря Смешко, доктора технических наук, известного ученого и общественного деятеля, в прошлом — одного из руководителей Службы безопасности Украины. В настоящее время, когда внимание украинцев сосредоточено на (не) подписании в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с ЕС, затронутые паном Игорем проблемы приобретают особую актуальность.


В поисках современной национальной идеи Украины в реалиях XXI века исследователь, с моей точки зрения, должен исходить из того, что она должна сформировать основные духовные и материальные принципы для строительства современных украинских институтов государства, права и гражданского общества.

Но предшествовать этому должен ответ на ключевой, базовый для нас, украинцев, вопрос: а что собой представляют современные Украина и украинцы? Кто мы: европейцы или евроазийцы по своим происхождению, культуре и стремлениям последующего своего развития?

Существуют ли в украинском народе определенные духовные ценности, которые целостно и невредимо прошли через все этапы нашего исторического развития? Ценности, которые могут стать зерном — основой, для его единения и последующего прогрессивного развития?

Начнем, прежде всего, с древней истории нашего народа, который живет в центре Европы, на первой, по размеру государства, территории одноименного континента, и попробуем дать ответ на вопрос — чем для нас, украинцев, является европейская цивилизация и чем мы, украинцы, являемся для нее? Являемся ли мы ее органической частью, ее историческим созидателем, или находимся до сих пор вне зоны ее влияния?

Присутствовали ли вообще элементы древнейшего исторического фундамента этой цивилизации на территории нашего современного государства, с влиянием, например, на наше развитие со стороны древних Греции и Рима, а также первоисточников христианской веры и религии?

Сначала попробуем сформулировать для себя, что же собой представляет сама конструкция — «дом» современной европейской цивилизации?

С нашей точки зрения, он был построен на фундаменте из трех основных компонентов. Во-первых: на философии и культуре древней Греции, во-вторых: на теории и практике государства и права древнего Рима, в-третьих: на христианской морали и религии.

Стены этой цивилизации выстраивались из материала и идеалов эпохи Возрождения (Ренессанса) в Италии и Франции, Реформации Церкви в Германии и других странах Западной Европы; эпохи Гуманизма и Великой Французской революции, на базе правовых положений византийского «Кодекса Юстиниана», британской «Хартии Вольностей», «Руськой правды» Ярослава Мудрого, а также немецкого Магдебургского права и Гражданского Кодекса Наполеона. Активно повлияли на этот процесс и большие географические открытия в Новом Свете.

Над крышей этой цивилизации, в ее современном виде, работали европейские буржуазные революции середины XIX столетия, октябрьская революция 1917 года в России, две мировые войны ХХ века, а также последняя холодная война между Востоком и Западом.

Причем сам процесс построения этой цивилизации все время находился в диалектическом единстве и борьбе с иногда противоположными ей по сути другими цивилизациями мира. Без активного внешнего влияния которых на ее эволюцию и историческое развитие, она бы никогда не получила свою современную форму.

Но для того, чтобы понять, какое место занимала наша страна во всех этих процессах, нам надо будет сначала погрузиться в глубь веков и проследить историю и развитие всех предшествующих украинскому народов, которые раньше жили на территории современной Украины.

История же свидетельствует о следующем. В доисторические времена, в V тыс. до н. э., еще до зарождения больших цивилизаций Египта и Месопотамии, на территории современной Украины уже существовала культура неизвестной народности — наиболее развитых, как для того времени, земледельцев, которая впоследствии получила научное название трипольской.

С I тыс. до н. э. и до VІІІ в. н. э. такие народности, как киммерийцы и скифы, тавры и сарматы, древние греки и римляне, готы и гунны, а по большей части славяне и викинги, оставили свой весомый след и творили историю нашей земли.

Земли, на которой в IХ—ХIII веке возникло могучее славянское государство Киевская Русь, которую и можно считать колыбелью для современной Украины. Государство, на развитие которого влияли и такие народности, как половцы, хазары и печенеги, а в заключительной фазе его существования — татары.

Предшествовали же этому государству времена, когда на территории современной Украины существовали другие государства, которые сначала древние греки, а в дальнейшем и римляне последовательно называли в своих исторических описаниях Скифией и Сарматией, а в ІІІ—ІV ст. н. э. — Готией.

По аналогии с современными испанцами, итальянцами, французами и немцами, которые имеют мало крови от прежних иберийцев или кельтов, но все же не отбрасывают эти народности из своих корней — в угоду только германцам, так и мы, украинцы, кроме современного славянского, должны считаться со своим древнейшим скифско-сарматским и, в известной степени, готско-варяжским прошлым.

Историческая наука свидетельствует, что скифы, очевидно, имели арийское происхождение и пришли на территорию Украины из Азии, из-за Дона. В VІІ ст. до н. э. они постепенно вытеснили киммерийцев, которые были обитателями нашего края до них. Из древнегреческих исторических источников известно, что киммерийцы, смешавшись приблизительно около 640 г. до н. э. с частью прибывших скифов, двинулись из нашей территории в Малую Азию.

Если соглашаться с тем, что культура древней Греции (VІІІ—ІІ ст. до н. э.) и древнего Рима (V ст. до н. э. — V    ст.       н.         э.), а также христианская мораль и религия являются первыми «тремя китами» — первоисточниками фундамента европейской цивилизации, то историческим фактом является и то, что все три элемента этого фундамента одними из первых в Европе, еще в античные времена, имели свое присутствие на территории современной Украины.

На нашей территории, в отличие даже от Британии или Германии, а также многих других западноевропейских стран, которые никогда не были частью «Эллинского Мира», уже, начиная с VІ—ІV ст. до н. э., существовали многочисленные и разветвленные греческие колонии, которые были его органической составляющей.

На северном черноморском побережье Украины, в районах современных Одессы и Николаева, находились древние Ольвия и Борисфен, при впадении Днестра в Черное море — Тира и Никоний, а в Крыму — Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Феодосия, Калос Лимен, Керкинитида, Нимфей и Киммерик.

Ольвия была основана в VІ ст. до н. э. в 40 верстах от устья Днепра (Борисфена), при впадении Буга (Гипаниса) в Черное море. Пантикапея (Керчь) — в VІ ст. до н. э. — ионийцами из греческого города Милета. Херсонес (Севастополь) был основан в ІV      ст. до н.э. древнегреческой колонией Мегар — Гераклией Понтийской, которая находилась на территории современной Турции. Феодосия была основана еще в середине VІ ст. до н. э.

Фактом истории является и то, что в те древнейшие времена (VІ—І ст.       до        н. э.), когда на территории большинства современных стран северо-западной Европы еще господствовали только патриархальные культы отдельных варварских кланов, по крайней мере на части современной Украины так же, как и на частях территорий современных Италии, Франции и Испании (где в то время тоже существовали греческие колонии: Сиракузы, Массилия (Марсель), Кадис...) — уже были известны и распространялись, по крайней мере среди части ее обитателей, идеи Платона, Аристотеля и Демосфена.

В построенных в этих греческих колониях театрах уже в то время игрались трагедии Эсхила и Софокла, а также комедии Еврипида. Граждане этих колоний, которые абсорбировали и часть местного варварского населения, уже воспитывались на примерах героев « Илиады» и «Одиссеи» Гомера, а их небольшие города-государства практиковали первые формы демократического управления. В некоторых из них существовали высеченные на каменных стелах торжественные присяги их граждан на верность первым образцам конституций этих государств.

Во времена своего наибольшего расцвета с 477 по 377 гг. до н .э. Ольвия (район современной Одессы) и Пантикапей (современная Керчь) были не только потребителями культуры и ремесел Древней Греции, но и основными поставщиками зерна в тогдашнее могучее Афинское государство.

Для того, чтобы понять, какие культура и философия уже в те годы имели влияние, по крайней мере на части территории современной Украины, и отдельные элементы каких могли впоследствии проявляться в украинцах времен казацкого государства, послушаем мнение историков:

«...Вряд ли был какой-либо другой народ так счастливо и много наделенный от природы и Бога, чем древние греки.

Открытые к веселью и наслаждению, с любовью отдаваясь пению, танцам и гимнастическим упражнениям, греки в то же время имели светлый, пронзительный взгляд на природу и ее явления, живое устремление к знанию и пылкий ум, который, будучи далек от глубокоумных рассуждений египетских или индийских мудрецов, смело искал знания о вещах из собственного наблюдения: они были более того одарены развитым устремлением к общественности и тонким пониманием красоты формы.

Это ощущение прекрасного, которого мы не встречаем больше ни в одном из древних народов, является характерным для греков и а priori ставит их выше всех прочих народов. Греки высоко ценили внешность, красоту, соответствие движений даже в радости или горе, мелодичность языка, умеренность в высказываниях, непринужденное достоинство в общении, что нашло свое выражение во введенном ими понятии — «без прекрасного — нет и доброго»...

...Культ греков прекрасного нашел свое проявление в их поэзии, музыке, живописи и скульптуре, а также философии и науке... В тесной связи с этими направлениями мыслей стоит и беспримерная до той поры свобода и многогранность в развитии отдельной личности...

...Греки были и физически хорошо развиты, отличались храбростью в бою, хитростью и скромностью в отношениях и большим талантом в разных технических изобретениях... Им была присуща незаурядная национальная гордость: все не-эллины воспринимались ими как варвары. Эта пренебрежительность не походила вместе с тем ни на спокойное и холодное равнодушие египтян, еще меньше — на религиозную пренебрежительность иудеев ко всему чужестранному, но проявлялось доброжелательным юмором, который исходил из собственного самопризнания... 

...Греки любили завлекать к себе чужестранцев и влиять на них примером и взаимными отношениями; с другой стороны, они, не раздумывая, перенимали от чужестранцев то, что казалось им достойным наследования. Так они приняли от египтян астрономические и математические знания, от финикийцев — искусство кораблестроения и мореходства и знание горного дела... В то же время греки были первыми, кто перестал делать из плодов своих исследований национальную или кастовую тайну, они радостно отдавали свои полученные результаты в пользование всему миру...

...Эллинская культура была первым историческим примером завоевания, осуществляемого не столько силой оружия или товарами, сколько силой духовного верховенства народа — ее носителя. Она стала тем фундаментом, на котором было построено впоследствии гордое величие Рима...» («История человечества. Всемирная история» под общ. ред. Г.       Гельмонта. — СПб.: Тип. Т-ва Просвещение, т. ІV, ст. 20, перевод с немецкого, 1860 г.).

Если вы чувствуете определенную схожесть некоторых черт характеров древних греков с современными украинцами, то мы уже, по крайней мере, знаем, когда первые люди с подобными качествами впервые появились на территории нашей страны.

Древний Рим стал вторым могучим толчком в формировании фундамента современной европейской цивилизации.

Вобрав в себя лучшие достижения философии и культуры греков, римляне продвинулись дальше на пути практики государственного строительства. Без римского права и исторического опыта Рима в государственном управлении трудно представить себе основы современного европейского права и системы парламентаризма любой развитой страны Европы.

Римская империя продвинулась намного западнее и севернее в Европу, чем это сумели сделать древние греки. Она покрыла своим цивилизационным влиянием территории современных Италии, Франции, Испании, Англии, Австрии, Швейцарии, части территорий Германии, Венгрии, Румынии и Болгарии.

Но на восточноевропейском направлении ее самыми отдаленными восточно-северными окраинам остались только земли Боспорского царства. Это царство было потомком древних греческих колоний в нашем северном Причерноморье и большая часть его была расположена в те времена на южной территории современной Украины.

Достойным внимания является то, что в отличие от любой другой республики бывшего СССР, включая республики Прибалтики, только на территории современной Украины с конца І ст. до н. э. и до ІV ст. н. э. были расположены постоянные римские гарнизоны (в            Ольвии, Херсонесе и Тире). В частности в Херсонесе долгое время стояли когорты 1 Итальянского, 11 Клавдиевого и 5 Македонского легионов.

С помощью Рима прежний древнегреческий город-государство Херсонес (Севастополь) в 24 г. до н. э. опять получил свою независимость от Боспорского царства. Этот город стал административным центром римского господства во всем северном Причерноморье и местом базирования римской военной эскадры Мезийского Флавиевого флота в Черном море (римская провинция Нижняя Мизия — часть территории современной Болгарии).

Что же эти новые, древние обитатели нашего края могли принести на нашу землю в те далекие, древнейшие времена? Влияние их на всю территорию современной Украины было весьма ограничено, но даже в наше время в сердце древнего Киева, на Подоле, еще находят древние сокровища, которые состоят из многочисленных древних римских монет датированных ІІ—І ст. до н. э. и І—ІV ст. н. э.

Даже ограниченное римское присутствие, преимущественно на черноморском побережье Украины, не могло не оставить свой след на определенной культурной прослойке наших далеких предков. Каким же мог быть этот культурный след?

«...Верховенство Рима над всем остальным миром, подобно верховенству эллинов, базировалась на духовных первоисточниках; но духовно-моральные истоки Рима сильно отличались от эллинских, а потому и влияние их было другим.

Рим развивался из идеи государства, из высокого понимания и неуклонного следования идее неделимости, всемогущества и величия государства. Римлянин ставил превыше всего rem publicum; он осознавал самого себя не отделенной личностью, как древний грек, а только как неразрывную составляющую часть государства и только таким образом имея право на существование, но и по той же причине преисполнен особого величия. Благо государства было наивысшим законом, ему должно было подчиняться все: личность, национальность, культура и религия.

Римляне не были нетерпимыми к чужим национальностям и культурам, к чужой вере: ко всему этому они относились со спокойным равнодушием; но от всякого, кто принял римское подданство, они требовали беспрекословного подчинения идее государства. Поэтому деятельности отдельной личности были положены более узкие границы, чем у греков; личность имела значение в общественной жизни, которая была пронизана единым духом. Зато у римлян развивалась непреклонная твердость в государственном строе и неисчерпаемая жизненная сила, которая направлялась одной многоголовой, но единогласной волей на пути к последующему расширению понятия государства...

В римском государстве существовали разные течения и внутренняя борьба; и у них политические замыслы и формы правления были подчинены изменениям, монархия переходила в аристократическую республику, аристократическая республика в демократическую, демократия в олигархию и цезаризм. Но всем этим смутам и изменениям присуща одна общая черта: ощущение необходимости государственного единства и всемогущества...». («История человечества. Всемирная история» под общ. ред. Г. Гельмонта. — СПб.: Тип. Т-ва Просвещение, т. ІV, ст. 20, перевод с немецкого, 1860 г.).

Начало. Продолжение читайте в следующих номерах «Дня».

Игорь СМЕШКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ