Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Федор Павлович Габелко: «Умру, а жить не перестану...»

2 августа, 2017 - 18:58

1 августа года Божьего 2017-го неприветливая земля австралийских аборигенов приняла в свое лоно тело покойного украинского патриота Федора Павловича Габелко, который закончил свой земной бег на сотом году жизни 25 июля этого года.

Пан Федор вместе со своей семьей пережил несколько инспирированных московскими большевиками-вурдалаками и их пособниками Голодомора — украинских и казахских (киргизских) — а позднее стал одним из первых и наиболее последовательных обличителей преступлений кремлевских заправил и их приспешников, прошел тяжелый путь немецких лагерей, принудительного труда, скитаний среди немцев и пыток со стороны кровавых сталинистов из НКСД и «Смерш»...

Уверен, что кровавая рана украинских голодоморов в его душе и сердце не заживала до последнего его вздоха в далекой Австралии ... А несколько дней назад мне удалось побывать неподалеку от местности, где когда-то бегал босиком еленький Федя: на Лубенщине, возле хутора Гуляевка вблизи села Березоточа, — там, где вырос Федор Габелко, — украинский патриот, писатель, редактор, эрудит и художник, который только что отошел на Вечный костер. Я отобрал горсть родной земли возле места, где он жил, взял воды из реки Сула, где он мальчиком рыбачил, возложил цветы, где когда-то под печкой гуляевские украинцы закапывали пуповины своих новорожденных малышей ... Именно здесь Евдокия и Павел Габелко растили, забавляли и голубили своего маленького Федю, который позднее стал знаменитым Федором Павловичем, который всю свою жизнь жил и дышал Украиной, которая была для него самой большой любовью ...

И почему-то я вспомнил стихотворение, которое написал давно украинский поэт и журналист, ровесник Федора Габелко уроженец Киевщины Михаил Сытник и поместил в своем сборнике стихов «Відлітають птиці», вышедшем в украинском издательстве в Гамбурге-Гайденав в далеком 1946 году. Вот эти такие удивительно трогательные строки поэта:

«Умру, а жить не перестану,

Любов’ю буду вічно тліть...

Важким я колосом устану

Із грудки рідної землі.

 

Збирать врожай на поле йтимеш —

І буду я радіти знов,

Що поміж зернами чужими

Ти знайдеш і моєї зерно».

... А теперь, когда уже нет с нами Федора Павловича Габелко, все больше убеждаюсь, что обильно посеянное им патриотическое зерно мы будем еще долго находить на украинском генетическом поле, как до сих пор читаем произведения его ровесника, убитого в 1959 году агентом КГБ в американском Чикаго поэта Михаила Сытника, автора поэтических сборников «Від серця» (1941), «Нові обрії» (1942), «Відлітають птиці» (1946), поеми «Залізничний сторож» (1947) та «Цвіт папороті» (1975) и многочисленных стихов, которые печатались в эмигрантской периодике.

В отличие от поэта М. Сытника, публицисту и писателю Федору Габелко удалось избежать расправы со стороны московских коммунистов, которых он критиковал всю свою долгую более чем 99-летнюю жизнь.

Благодаря моему непосредственному знакомству в 2012 году и многолетней дружбе с плотной почти еженедельной перепиской со светлой Памяти Федором Павловичем Габелко, и внимательному чтению редактируемого им журнала «Прозріння», — я во многом (в прямом смысле этого слова) — прозрел лично, во многом после прочтения отдельных соображений своего земляка, также как разговоров и контактов с ним, — думал-передумал, многое переоценил и многое переосмыслил.

А сегодня даже не хочется верить, что похоронили в далекой Австралии одного из последних украинских эрудитов и энциклопедистов Федора Габелко, коренного полтавчанина, художника, полемиста и многолетнего члена багряновской УРДП.

Известно, Федор Павлович Габелко творил под псевдонимами «Ф. Лубенский», «Илья Малетич», «Т. Ф. Павлович», «Ф. Федорко», он проявил себя выдающимся общественно-политическим и театральным деятелем, издателем и редактором. Накануне Второй мировой войны в 1939 году окончил Харьковский киноинститут. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован в Красную армию как интендант, он попал в плен, позднее находился в концлагере, откуда бежал. С 1945 года пан Федор находился в городе Регенсбург (Западная Германия), работал в редакции журнала «Слово», стал членом издательского союза «Універсальна бібліотека», издал сборник собственных рассказов из жизни остарбайтеров «Три хреста», участвовал в подготовке к печати сборников произведений Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко, А. Чайковского, А. Кащенко и других писателей. С 1949 года он перебрался в Австралию, где в городе Аделаида основал издательство «Дніпро», издавал церковно-общественный журнал «Наш голос», был культурно-образовательным референтом Украинской общины Южной Австралии, руководил вокально-музыкальной, драматической и хореографической студиями, поставил пьесу «Розгром» Ивана Багряного. Тогда Федор Габелко проявил себя как актер, декоратор и администратор Театра малых форм, основал Общество содействия Украинской Национальной ???. В 1950-х годах Федор Павлович преподавал в обществе «Рідна школа» в Мельбурне, организовал Театр имени Леся Курбаса, поставил пьесы «Украдене щастя» Ивана Франко, «Ой, не ходи, Грицю...», «Маруся Богуславка» Михаила Старицкого и другие. Переехав в Канберру, он основал Украинско-австралийское художественное общество имени Николая Лысенко, издавал журналы «Основа» и «Голос громади». В 1989 году пан Федор с семьей снова вернулся в Мельбурн, где основал и возглавил Художественное объединение Виктории. Федор Павлович Габелко, как я уже отмечал выше, был многолетним членом УРДП, а с 1987 года он был председателем краевого комитета этой партии, как также главой Легиона имени Симона Петлюры. Он также основал и издавал журнал «Прозріння», занимался живописью, стал автором портретов Тараса Шевченко и Симона Петлюры, многих пейзажей и акварелей.

В память о своем старшем друге Федоре Павловиче Габелко я подготовил для чтения и представил вниманию украинской общественности его рассказы «Три хреста», который был написан автором под псевдонимом «Илья Малетич» и издан в украинском издательстве «Промінь» в послевоенном Регенсбурге еще в 1947 году. В этом рассказе Малетич-Габелко в частности пишет:

«...Пролунав сурчок. Потяг рушив... За декіль¬ка хвилин перед ним розкрилось біле, снігом укрите, поле. А по ньому чорною гадюкою мчав у свою замріяну путь паротяг. Лише чорний дим, вириваючись великими клуб¬ками піднімався вгору, а потім знову падав униз і застилав пройдений шлях...».

... И вот прозвенел последний «сурчок», двинулся поезд и помчался в неизведанный последний путь с телом верного сына Украины незабвенного Федора Павловича Габелко.

АЛЕКСАНДР ПАНЧЕНКО ТА ФЕДОР ГАБЕЛКО. 2012

... И почему-то снова вспомнилось стихотворение Михаила Сытника:

«…Листя пада, мов золото

Крок дзвенить насторожено

Я надвоє розколотий,

Я стократ розтривожений…».

Почти таким же было мое душевное состояние после ухода в Вечность пана Федора ... А сегодня вся патриотическая Украина скорбит, потому что отошел на Вечный костер истинный украинский патриот, наш знаменитый земляк-полтавчанин Федор Павлович Габелко. Прощай навеки, старший друг, казак Федор! — Пусть земля твоей убранной родины Австралии будет тебе легкой, словно родной, немного лубенско-гуляевской, комочек которой когда-нибудь привезу на место твоего упокоения ... Спи спокойно, дорогой Федор, Павлович, — верный сын обездоленной и многострадальной земли украинской…

АЛЕКСАНДР ПАНЧЕНКО НА ЛУБЕНЩИНЕ, ОКОЛО ХУТОРА ГУЛЯЕВКА

Александр Панченко, доктор права, адвокат из города Лохвица Полтавской области
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ