Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Герои не умирают

Подвиг Христо Ботева
15 июля, 2016 - 14:00
ПОРТРЕТ ХРИСТО БОТЕВА, СОЗДАННЫЙ БОЛГАРСКИМ ХУДОЖНИКОМ ДИМИТРИЕМ КЮМАНОВЫМ (1949 г.) / ФОТО С САЙТА MUZEIBOTEV.COM

«Тоз, който падне в бой за свобода,

той не умира: него жалеят

земя и небе, звяр и природа

и певци песни за него пеят...»

Кажется, эти незабываемые строки великого болгарского поэта и борца за волю Отчизны Христо Ботева (1848—1876) из баллады «Хаджи Димитр» и без перевода легко поймет каждый украинец. На Родине Ботев, чей творческий багаж включает всего 20 поэзий и несколько литературно-критических статей, давно, справедливо и навсегда признан наибольшим мастером слова и национальным героем Болгарии. И не удивительно: перед нами — одна из тех удивительных личностей, которые не только провозглашали во вдохновенных поэтических формулах готовность отдать жизнь за свободу родной земли, но и реально делали это. Даже (а возможно, тем более) в тех ситуациях, когда соотношение сил было абсолютно безнадежным. Христо Ботев погиб в бою против турок в возрасте 28 лет.

В Болгарии Ботев официально признан одним из «четырех больших» лидеров национально-освободительного движения против османского господства (1868—1878 годы), наряду с Василом Левским, Любеном Каравеловым и Георгием Раковским. Во «время социализма» (1944—1990) просоветское правительство Болгарии подавало образ большого национального героя, поэта, публициста, общественного деятеля прежде всего как «пламенного друга российского народа», «несокрушимого сторонника социалистического учения», «блестящий пример настоящего, убежденного интернационалиста» и тому подобное. Понятно, что исторический Христо Ботев был фигурой несравненно более сложной и более противоречивой. Нам ли, украинцам, целые поколения которых имели дело с «отретушированными», «отфильтрованными» и «цензурированными» Тарасом Шевченко, Иваном Франко, Лесей Украинкой (да разве только с ними?) — не понимать этого!

Каким был жизненный и творческий путь реального Христо Ботева, того человека, без подвига которого не было бы, конечно, и независимой Болгарии? Он родился в семье народного учителя Ботю Петкова и Иванки Ботевой в городке Калофери. Ботю Петков был известным и уважаемым деятелем болгарского национального возрождения, он был убежден (вполне справедливо), что образование на родном языке, построенное на крепких принципах ценностей национальной истории и культуры является наиболее мощным средством освобождения Болгарии от иностранного (турецкого) ига. Христо (в семье было 9 детей) всю жизнь уважал идеи отца и его дело, однако уже в юности пришел к убеждению, что одного образования, при всей его исключительной важности, все же недостаточно. Для освобождения от османского ига (500-летнего ига!) необходимо, как решил для себя Христо, реальное, конкретное действие. Революционное действие. Необходимо революционное восстание.

В 1863 году Ботю Петков, который всегда интересовался русской литературой, в какой-то степени разделяя распространенные тогда в Болгарии иллюзии относительно России как «великой, бескорыстной освободительницы славян» (как увидим в дальнейшем, его сын Христо относился к этому иначе!), отправил 15-летнего будущего большого поэта в Одесскую гимназию, где талантливый парень быстро увлекся произведениями Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других русских «революционных демократов» — тогдашних «властителей дум». Об этом очень много и охотно писалось в «народной Болгарии». Однако не писалось (по понятным причинам) о том, что позже, приобретя уже политический опыт и поняв «освободительную воспитанность» Российской империи, Ботев писал об этом государстве так: «Россия, эта разнузданная и лживая защитница славян, принимает более радикальные меры, чтобы стереть с лица земли болгарские колонии».

По окончании Новороссийского университета в Одессе Христо работал учителем в селе Задунаевцы (теперь Арцизский район Одесской области). В апреле 1866 года, под впечатлением выстрела «народника» Дмитрия Каракозова у императора Александра ІІ, 18-летний Христо бросает учительство, сделав выбор в пользу революции (он считал, что политическая свобода Российской империи и освобождение ее народов является важной предпосылкой освобождения Болгарии, однако отождествлял политическую свободу с революцией. И здесь он никоим образом не был одинок) и покидает просторы Одесщины. После года мытарств, прибыв в Константинополь уже как закаленный пропагандист и агитатор, Ботев публикует в журнале «Гайда» свое первое стихотворение «Моей матери», где яркий эмоциональный заряд совмещается с четкой идеей борьбы за свободу. В том же 1867 году Ботев делает попытку вернуться на родину, становится редактором подпольного листка «Болгарин», однако из-за преследований эмигрировал в Румынию.

Серьезное влияние на поэта оказала встреча с Сергеем Нечаевым, русским революционером и террористом, автором пресловутого «Катехизиса революционера», состоявшаяся в 1868 году (во времена Червенкова и Живкова, в 50—80-е годы ХХ века, в Болгарии было запрещено вспоминать этот факт). Есть основания думать, что Нечаев привлек нашего героя абсолютной бескомпромиссностью, готовностью не произносить красивые, но пустые фразы о «борьбе с тиранами», а молча, без лишних слов, тихо, скрытно, методически уничтожать эту тиранию (то, что при этом весь народ, в том числе и «свои», распределялся на категории в зависимости от пользы для «вождей» революции, точнее для «вождя», далеко не всеми было осознано сквозь мрак и туман революционной «романтики».). Есть также основания считать, что увлечение Нечаевым — такая «болезнь», от которой Христо в конечном итоге вылечился.

В то же время Ботев вступает в организацию «Молодая Болгария», возглавив ее радикальное крыло. Среди идеологов освободительного движения, взгляды и труды которых оставили определенный след в сознании поэта, стоит еще указать знаменитого анархиста и революционера Михаила Бакунина. С большой увлеченностью Христо занимается также вопросом о «всеславянской революции», в победе которой на всех славянских территориях, а особенно на территории Российской империи, он видел реальную гарантию и национального, и социального освобождения Болгарии. Именно в эти годы Ботев создает одну из самых известных своих поэзий, «Прощай!»; замечательное по экспрессии и форме, это стихотворение выражает идею самоотречения революционного борца.

Взгляды Ботева, несомненно, оказали влияние и на программу болгарского «революционного меньшинства» (в движении «Молодая Болгария»), которая стремилась как можно быстрее разжечь революцию социалистического типа в своей стране. Да, этот тезис программы: «Мы причисляем болгарских буржуа к числу наших врагов и будем преследовать их всегда и везде» — принадлежат, как не без основания считают исследователи, именно Христо Ботеву. Свое убеждение в том, что из-за национального гнета болгарский народ является революционером, а в силу национального инстинкта этот же народ является социалистом, Ботев системно выражал и развивал в печатных органах «Молодой Болгарии» — журнале «Дума» и газете «Флаг».

В 1872 году российская власть готовила арест Ботева (знаменитый факт!), который находился тогда на территории Румынии, которая в отличие от Болгарии уже была на то время независимым, свободным от Османской империи, государством, однако поэт, отсидев три месяца в Фокшанской тюрьме, был освобожден под денежный залог «неизвестных» болгар раньше, чем Россия сумела добиться его выдачи.

В 1873 году, после казни турками Васила Левского, одного из руководителей Болгарского центрального революционного комитета (БЦРК), в состав руководства которого входил и Ботев, это движение раскололось на фракцию Ботева, Стефана Стамболова и Панайота Хитова, которые требовали немедленного восстания, и фракцию Любена Каравелова, лидера БЦРК, которая была более умеренной и настаивала на необходимости дополнительной работы по подготовке вооруженного антитурецкого выступления. Крайне жестокие репрессии османской власти против болгар и сербов, рост политического напряжения на Балканах в целом усилил позиции радикальной фракции Ботева; в августе 1875 года он возглавил БЦРК после отставки Любена Каравелова.

Весной следующего года началось знаменитое Апрельское восстание против турецкого ига. Ботев был убежден, что ждать нельзя! У него не было никакого военного образования, однако для него это не имело значения; в мае 1876 года поэт во главе отряда из 276 бойцов высадился на болгарской земле (граница с Румынией шла по Дунаю) с парохода «Радецкий» вблизи Козлодуя. Турецкая власть быстро подтянула против повстанцев карательные отряды башибузуков; самым трагичным было то, что надежды на массовое вооруженное выступление в этом регионе оказались напрасными: люди были напуганы репрессиями оккупантов. Но Ботев был из тех, кто идет до конца. 20 мая (2 июня) 1876 в бою поблизости горы Враца поэт был смертельно ранен в грудь враждебным снайпером. До освобождения Болгарии от чужеземного ига оставалось полтора года...

***

Федор Достоевский многое написал тогда о «неблагодарности болгар» и о том, «что проливы Константинополя будут наши». Но вот отрывок из его записной книжки: «Лишь то и является крепким, где кровь потечет, только забыли негодяи, что крепко оказывается не у тех, кто кровь прольет, а у тех, чью кровь прольют. Вот он — закон крови на земле».

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ