Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Голодомор 1933 года

Глазами Энн Эпплбом
24 ноября, 2017 - 12:03
ФОТО С САЙТА NEWYORK.CARPEDIEM.CD

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Начиная с августа с.г. ученые и журналисты всего мира обсуждают книжную новость — третью фундаментальную книгу Энн Эпплбом по истории Советского Союза — «Красный голод. Сталинская война с Украиной». Первая книга «История ГУЛАГа» увидела мир с сенсационным результатом в 2003 р.: была награждена Пулитцеровской премией и впоследствии переведена на два десятка европейских языков (украинские переводы 2006-го и 2010 гг.) Вторая книга «Железный занавес. Укрощение Восточной Европы» появилась в 2012 г. и теперь переводится на разные языки (украинский перевод 2017 г.). Третья книга триптиха только недавно вышла в свет. Ее украинский перевод читатели получат в 2018 г., к 85-летию Голодомора. Все книги печатались в издательстве Penguin Random House UK с филиалами в США, Канаде, Ирландии, Австралии, Индии, Новой Зеландии и Южной Африке.

Энн Эпплбом родилась в Вашингтоне в 1964 г., закончила один из самых престижных в мире — Йельский университет — с отличием (summa cum laude), училась в Лондонской школе экономики и Оксфордском университете, после чего занялась журналистикой. Кроме родного языка, владеет французским, польским и русским. В журналистике специализировалась на восточноевропейской тематике. Как корреспондент газеты The Washington Post, в 1988 г. поселилась в Варшаве, где встретилась с Радославом Сикорским и вышла замуж за него. В феврале 2014 г. Сикорский прибыл в Киев в качестве министра иностранных дел Польши и вместе с представителями других стран сделал попытку разрулить политический кризис. Майдан тогда показал, что Украина уже стала не объектом, а субъектом международной политики, и кризис завершился Революцией Достоинства.

Украинскому обществу и государственным служащим стоит посмотреть на самую большую в тысячелетней истории Украины трагедию, которой является Голодомор 1932—1933 гг., глазами американско-польской (в 2013 г. она сменила американское гражданство на польское) журналистки. Эпплбом доказала своим триптихом, что не уступает любому ученому высочайшей квалификации. Считаю, что ее книгу должен подержать в руках наш Президент, который хорошо владеет английским языком. К 85-й годовщине Украина должна сделать новую попытку признания Голодомора геноцидом на уровне ООН, как это признано законом Украины. Следует учесть уроки неудачной попытки десятилетней давности, но к П. Порошенко есть претензии, речь о них — впереди.

БОЛЬШОЙ ГОЛОД 1932—1933 ГОДОВ — САМАЯ СТРАШНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ УКРАИНЦЕВ. КНИГА ЭНН ЭППЛБОМ НА ОСНОВЕ НЕОПРОВЕРГНУТЫХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ УГЛУБЛЯЕТ АНАЛИЗ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

«Красный голод» Энн Эпплбом критики сравнивают с книгой Роберта Конквеста «Жатва скорби». Что общего между ними и в чем разница?

В эссе, посвященном книге «Жатва скорби» (опубликовано в 2015 г. Канадским институтом украинских студий), профессор Университета Альберты Франк Сысин подсчитал, что за три года после выхода из печати в англоязычном мире появилось 63 отзыва, после чего отметил: «Ни одна книга об Украине не получала такого широкого резонанса». Действительно, книга Р. Конквеста, которая опиралась на базу источников, собранную сотрудником Украинского научного института в Гарварде Джеймсом Мейсом, была шоком для ученых и широкой общественности Запада. Британский ученый в сфере российской истории Джеффри Хоскинг указал, что патриарх русистов Эдвард Карр прекратил свой многотомный труд по истории советской России на 1930-м году, потому что на Западе не хватило доступных источников. И вдруг оказалось, что Конквест смог рассказать о советской коллективизации и искусственном (man-made) голоде с многомиллионными человеческими жертвами, опираясь на источники, большая часть которых отложилась в библиотеках Великобритании.

Разница в возрасте между Р. Конквестом и Э. Эпплбом равна полстолетия, а их книги разделяют три десятилетия. Можно предположить, что ни одна книга об Украине за весь период ее независимости не получит на Западе такого широкого резонанса, как произведение Э. Эпплбом. Во-первых, во время выхода книги Конквеста Украина не имела суверенной государственности, тогда как теперь благодаря В. Путину к ней прикованы взгляды мировой общественности. Во-вторых, украинский Голодомор, подобно еврейскому Холокосту, стал и остается предметом пристального внимания всего человечества. В-третьих, Эпплбом не уступает Конквесту по способности донести читателям всю гамму впечатлений от исследования украинской трагедии в доступной форме. Возможно даже, что по этому критерию у опытного публициста есть преимущество перед поэтом и литературным критиком, которым сначала был мощный ученый Р. Конквест. И, наконец, последнее по перечню, но не по значению: Э. Эпплбом обвалила на головы читателей своей 510-страничной книгой хорошо систематизированный архивный материал о Голодоморе, которого не было и быть не могло у Р. Конквеста.

Могут сказать, что в «Красном голоде» мало ссылок на архивные материалы, добытые непосредственно автором. Действительно мало... Однако в этой книге присутствуют вместе со своими трудами, построенными на архивных материалах, все сотрудники отдела истории межвоенного периода (1921—1938 гг.) Института истории Украины НАН Украины, которые с 1986 г. исследуют проблематику Голодомора. Так же учтены в книге и публикации ученых гуманитарного профиля других академических учреждений и высших учебных заведений Украины. На Эпплбом, которая готовила книгу на протяжении девяти лет (с некоторыми перерывами, когда создавался «железный занавес»), работали две мощные команды, сосредоточенные вокруг Института истории Украины в Киеве и Украинского научного института в Гарварде. Следует принять во внимание, что основанные на архивах публикации украинских ученых о Голодоморе, за исключением немногих выступлений на международных конференциях, печатаются небольшими тиражами и на украинском языке, а потому остаются недоступными даже для ученых из других стран. А тут вдруг появляется книга о Голодоморе, доступная широкому кругу читателей — от Великобритании до Новой Зеландии. Неудивительно, что она имеет и будет иметь огромный резонанс. 28 октября 2017 г. в Посольстве Украины в Вашингтоне состоялась торжественная церемония награждения Энн Эпплбом премией Емельяна и Татьяны Антоновичей — так называемой «украинской нобелевкой». Будем надеяться, что впереди и другие награды.

Свой рассказ Э. Эпплбом начинает с очерка об Украинской революции 1917 г., которая завершилась созданием Украинской Народной Республики, а также о двух украинско-русских войнах в зимние месяцы 1917—1918 и 1918—1919 гг., которые заканчивались оккупацией УНР. Третья, и последняя, оккупация Украины советской российской армией на рубеже 1919-го и 1920 гг. состоялась без очередной войны. Тогда миллионная советская армия «освобождала» УНР от российских же, но белогвардейских войск. Отдельные очерки Эпплбом посвящает антисоветским крестьянским восстаниям 1919-го и 1930 гг., которые показали на порядок высшую оппозиционность украинского крестьянства диктатуре коммунистических вождей по сравнению с сельским населением российских регионов. Неспешный рассказ о событиях, предшествовавших выбранной теме, демонстрирует читателям истинную природу коммунистической диктатуры, скрывающейся за кулисами расписанной в конституциях «рабоче-крестьянской» власти и ее непримиримом противоречии с интересами крестьян-владельцев. Читатели понимают, что полномасштабное столкновение советской власти и принудительно коллективизированных крестьянских масс, что произошло на рубеже 1932-го и 1933 гг., было неминуемо.

Далее имеем три очерка под одним названием «Решения, которые привели к голоду», но с разными подзаголовками. В них анализируются отдельные элементы сталинской хлебозаготовительной политики, которые вызвали Голодомор в Украине. В первом очерке своеобразной интродукцией к принятым решениям служит ряд фактов, касающихся середины 1932 г.: августовское письмо И. Сталина с курорта Л. Кагановичу, который оставался в Москве «на хозяйстве», с заявлением «Можем потерять Украину»; августовские доверительные письма К. Ворошилова и С. Буденного Сталину: путешествуя на поезде через Украину, они видели большое количество невспаханных полей. Также в августе набатом прозвучала в среде высшей партноменклатуры антисталинская платформа Мартемьяна Рютина. И еще один вывод Энн Эпплбом: реквизиции хлеба разрушили украинское сельское хозяйство, в республике назревал голод. Но Сталина волновало только одно: Украина не выполняет хлебозаготовительный план.

Здесь не хватает весьма существенного элемента: оценки влияния практикуемой Сталиным на протяжении трех лет (1930—1932) продразверстки, которая в книге целесообразно называется реквизициями, на общесоюзную и украинскую экономическую ситуацию. В. Ленин использовал продразверстку, то есть реквизиции урожая в произвольном объеме только два года (1919—1920), что вызвало экономический коллапс. В 1921 г. он перешел к новой экономической политике, существенной частью которой стала замена разверстки натуральным продовольственным налогом, то есть изъятием урожая в определенном и заблаговременно известном крестьянам проценте.

Разница между этими формами государственной заготовки хлеба была огромная. Зная о том, что государство будет забирать урожай без счета, крестьянин не желал избегать потерь во время выращивания, транспортировки, молотьбы и сохранения зерна. Если же он заблаговременно знал, какую часть урожая государство заберет в качестве налога, то понимал, что потери будут приходиться на ту долю урожая, которая будет оставаться у него. Следовательно, он старался избегать потерь.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ