Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Химера славянского братства очень живуча»

27 мая, 1999 - 00:00

Поскольку И.Чапаев отбрасывает почему-то возможность славянской взаимопомощи в досуворовские времена, забудем и мы межславянскую вражду времен Киевской Руси, Даниила Галицкого, Богдана Хмельницкого, Выговского, Мазепы. Начнем со времен Суворова. Даже не специалистам известно, и это особенно не скрывалось, с какой жестокостью этот полководец подавил в 1794 г. восстание братьев-славян поляков, истребив почти все население пригорода Варшавы Праги. Да и три раздела Речи Посполитой, самый большой ломоть которой в XVIII ст. урвала Россия, вряд ли является показателем славянского единства. Если же продолжить перечень взаимных обид, то стоит вспомнить и Колиивщину, и Польские восстания в 1830—1831 гг. и 1863—1864 гг., и участие корпуса князя Понятовского в походе наполеоновской армии на Россию, и советско-польскую войну 1920— 1921 гг., и уничтожение Польского государства общим наступлением немецких и советских войск в 1939 г., и последующий расстрел десятков тысяч польских офицеров, интернированных в СССР (Катынь и т.п.).

Взять хотя бы первую мировую войну, когда по разные стороны фронта боролись мобилизованные в российскую и австро- венгерскую армии славяне — украинцы, белорусы, россияне, поляки, сербы, хорваты, чехи, словаки. Или II Балканскую войну 1913 г., когда против болгар выступили братья сербы и черногорцы. Мало известная у нас, но очень кровопролитная война тех же сербов и болгар 1885—1886 гг. также не свидетельствует в пользу славянского единства. Говоря о сербах, вынужден напомнить, какими откровенно вражескими были их взаимоотношения с украинскими крестьянами и казаками после появления переселенцев с Балкан в Южной Украине.

Примеры можно было и продолжить. Но химера славянского братства очень живуча. Причем основывается она исключительно на неосведомленности. Опросив десятка три своих знакомых (почти все с высшим образованием), убедился, что никто (!) не просто не знает, а даже никогда не заинтересовался, а что же оно вообще такое за понятие — славянство? Настолько укоренилось представление о братстве и единокровности народов, которые входят в славянскую языковую группу индоевропейской языковой семьи. Вот и все! На том единство и какое-то родство заканчивается. Так же как заканчивается единство, скажем, французов, португальцев и молдаван романской группой той же языковой семьи. А что из того, что в одной группе — германской — находятся немцы и англичане? Не менее показательно, что враждующие веками арабы и евреи относятся к общей семитской группе семито-хамитской языковой семьи.

Стоит также напомнить, что в переломные моменты своей истории «старший» славянский брат — россиянин что-то не слишком полагался на своих многочисленных «младших» братьев, а обращался за помощью к Англии, Франции, США, другим неславянским государствам. С одной трибуны провозглашая анафему мировому военному сообществу, московские славянолюбы с другой трибуны молят о помощи мировое экономическое сообщество. С другой стороны, сам факт развала СССР, СФРЮ, ЧССР, а еще раньше и царской России свидетельствует об отсутствии каких-либо возможностей для реального братства.

Поэтому, как по мне, славянский жупел давно надо сдать в архив истории, и сейчас он может использоваться только окостеневшими в своих догмах политиками. Хотя вряд ли какие-то аргументы остановят охочих попугать славянством самих себя и себе подобных.

Телефон ведущих страницы «ИСТОРИЯ И «Я»: 414-90-00 — Сергей МАХУН, «День», Игорь СЮНДЮКОВ. Адрес электронной почты (e-mail): sport @ core. day Kiev.UA

Сергей ГЕЙКО, учитель истории, Берислав Херсонской области
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ