Хлопоманы... Этот терминприпоминаю еще со школьных лет. Помню, как тогда он меня поражал. Я считала его насмешкой над работой тогдашней студенческой украинской молодежи, которая в свободное от учебы время шла к украинским крестьянам: учила их читать, писать. От крестьян молодежь училась любви к земле родной, к языку, песне украинской и т. п. Ища объяснения к письмам Ивана Пулюя, которые долгое время собирала и готовила к изданию («Іван Пулюй. Листи». Тернопіль 2007 р.), я пересмотрела не одну книжку, изданную в ХІХ в., перечитала не одно письмо тогдашней украинской молодежи и не заметила этот термин. Не заметила... Поэтому сделала для себя вывод, что это чужестранцы их называли «хлопоманами» за работу среди украинского крестьянства, ведь крестьянин по-польски значит холоп. Они же были громадовцами, о чем читаем в их письмах и стихотворениях. К написанию этих строк меня побудила статья «Рыльские», напечатанная на страницах газеты «День».
Предлагаю вашему вниманию рассказ об одном поколении Украинцев, которое в свои молодые годы работало на независимость Украины. На нашу с вами независимость. Это поколение шестидесятников ХІХ века, лучшие представители которого организовали тайные ученические и студенческие общества — Громады, ставшие школой воспитания украинской национальной элиты. В период, о котором будет идти речь, украинские земли были разделены между двумя империями: Австрийской, которую в 1867 году переименовали в Австро-Венгерскую, и Российской. Поэтому в дальнейшем эти украинские земли будем называть подавстрийской и подроссийской Украиной.
Австрийская и Российская империи были объединениями земель разных народов, поэтому гимназисты и студенты в этих империях, а это были дети разных народов, учились в одних школах и даже входили в одни молодежные общества. В 1860-х годах отношения между украинской и польской, украинской и российской молодежью заострились. Поляки начали подготовку очередного восстания против России. Речь идет о январском восстании 1863 г. Ведь Польши как государства уже не было. Ее земли разделили между собой соседи. Под воздействием социально-революционных идей Запада на Киевщине и Волыни возникло народническо-культурное течение интеллигенции, стремящейся работать для украинского сельского люда, поэтому их называли «хлопоманами». Инициаторами этого молодежного движения были студенты Киевского университета, выходцы из ополяченных шляхетских семей. Они осознали, что должны служить тому народу, среди которого живут, поэтому отказались принимать участие в подготовке польского январского восстания 1863 г., «заявляя, что это восстание не обещает ничего хорошего украинским народным массам, потому что ведется под старыми не демократическими лозунгами, что место каждого настоящего сына местного края — не в польском благородном лагере, а среди украинского сельского люда, которому это восстание чуждо и не нужно».
Объявив это — они предприняли смелый шаг, назвав себя украинцами, вышли из польских студенческих организаций и вместе со студентами левобережья учредили отдельное общество украинской молодежи, которое назвали Громада. Общество возглавил студент Киевского университета Владимир Антонович. Он и стал организатором Громад в подроссийской Украине. Громады были созданы в Киеве, Чернигове, Харькове, Полтаве, Одессе и других городах.
Польская молодежь, до этого находившаяся с ними в одних обществах, обвиняла их в предательстве. Нет, они никого не предавали. Они вернулись к народу, из которого вышли и среди которого жили. Владимир Антонович на страницах петербуржской «Основы» (1862) в статье «Моя Исповедь» об этом написал так:
«Судьба хотела, чтобы я родился в Украине шляхтичем, [...], но когда пришло время самопознания, я спокойно взвесил свое положение в крае, взвесил все его недостатки, все стремления общественности, среди которой поставила меня судьба, — и увидел, что ее положение морально безвыходно, если она не откажется от своего исключительного взгляда, от своих претензий на край и на его народность, — я увидел, что шляхтичи-поляки, живущие в Украине, имеют перед судом собственной совести только два выхода:
• или полюбить народ, среди которого они живут, проникнуться его интересами, вернуться к народности, когда-то покинутой их предками, и неусыпным трудом и любовью по мере сил искупать все зло, которое они причинили народу, выкормившему много поколений вельможных захожих колонистов, и которому те захожие платили презрением, ругательствами, пренебрежением к его религии, обычаям, достоинству;
• или же, когда на это не будет моральных сил, переселиться в польскую землю, заселенную польским людом, ради того, чтобы наконец освободиться перед самим собой от печального упрека в том, что, мол, и я тоже захожий колонист».
Он заявил, что «для себя выбрал первый выход и поэтому не боится никаких упреков, ведь имеет чистую совесть: он возвращается к народности своих предков, из лагеря чужестранцев-эксплуататоров переходит в лагерь, который хочет работать для добра украинского народа».
Об этом времени уроженец Кубанщины, студент Харьковского университета, воспитанник харьковской Громада Василий Мова (псевдоним Лиманский) в своем стихотворении «Гук до товариства молодечого» написал так:
«Гей, давно за літ хлоп’ячих,
Був нас гурт метких, гарячих;
Ми горнулися в громаду,
І була в нас рада в раду
За Вкраїну сміло стати,
Її з злиднів рятувати,
Та будить народ з дрімоти,
Та піднять його з темноти,
Та на путь звернути праву,
Путь шаноби, честі, й слави.»
Как видим «горнулися в громаду», а не в «хлопомани».
Чтобы не быть обвиненной в революционной деятельности, молодежь задекларировала, что их организация не занимается политикой, а работает ради просвещения крестьянства. И уже в 1859 г. началось движение за создание воскресных школ. Это движение ширилось не только в Киеве, но и в других городах. Воскресные школы организовывали для ремесленной молодежи, мещан и вообще необразованных людей. Занятия проходили в помещениях школ, гимназий и даже в Киевском университете. Учителями по большей части были студенты и гимназисты старших классов. Тогда же были изданы «Грамматика» Пантелеймона Кулиша и «Букварь» Тараса Шевченко.
В январе 1863 г. вспыхнуло польское восстание против России. В это время российская реакционная пресса, во главе которой стоял Катков, нашла повод к возгласам, что за польским восстанием вспыхнет и украинское. Сюда подливали масла в огонь и москвофилы на страницах своих изданий. Не помогли приостановить антиукраинское движение даже коллективные заявления членов киевской Громады к «Русскому Вестнику», которые подписали Владимир Антонович, Тадей Рыльский, Павел Житецкий и другие. Они заявили протест против обвинения их в пропаганде государственного сепаратизма Украины от России. Их единственным желанием было «приложить все силы, чтобы дать народу возможность просветиться, осознать свои потребности и уметь их заявить, одним словом, через свое внутреннее развитие стать на ту общественную ступень, на которую ставит закон».
Не поверили им. Ведь повышать образование украинцев да еще на родном языке не входило в планы царского правительства. Поскольку вместе с образованием вырастет и национальное сознание украинцев. Образованный и национально сознательный народ рано или поздно будет требовать Воли и своего Государства. Поэтому в Киеве, Чернигове, Харькове, Полтаве и других городах, где были Громады, провели аресты среди украинской интеллигенции. Самых активных членов Громад заслали в далекие северные губернии России, многих перевели на службу в другие места или уволили с должностей, некоторых сослали в их родительские имения без права выезда. Закрыли воскресные школы.
Но задачу, поставленную перед собой, громадовцы выполнили. В своих помыслах, душах и сердцах они заложили основы воспитания украинской национальной элиты, которые развивали, совершенствовали и передавали следующим поколениям. Передали эти основы и своим ровесникам из подавстрийских украинских земель.
Среди тех, кто впоследствии стал светочем украинской нации, в киевском Громаде воспитывались:
Владимир Антонович (организатор молодежных Громад, историк, археограф, этнограф, литературовед, действительный член НТШ во Львове, почетный член львовской «Просвиты» и т. п.);
Павел Житецкий (языковед, литературовед, действительный член НТШ во Львове и т.п.);
Федор Вовк (этнограф, археолог, антрополог, действительный член НТШ во Львове и т.п.);
Павел Чубинский (кандидат права, этнограф, фольклорист, автор слов Государственного Гимна Украины «Ще не вмерли Україна...», организатор Юго-Западного отдела Русского географического общества (РГТ), открытие которого состоялось 13 февраля 1873 года. Громада, загнанная в глубокое подполье, ожила, снова донос Михаила Юзефовича. Результатом его стал Эмский указ Александра ІІ от 18 мая 1876 г. о запрещении украинского языка и ликвидация Юго-Западного отдела РГТ и т. п.);
Тадей Рыльский (экономист-аграрий, педагог, директор школы, созданной им на собственные средства в семейном имении и т. п.);
Михаил Драгоманов (историк, ученый и т. п.);
Николай Лысенко (композитор, этнограф, дирижер, основоположник украинской классической музыки и т. п.);
Михаил Старицкий (писатель, поэт, театральный и культурно-общественный деятель и т.п.) и др.
В июле 1863 г. министр внутренних дел России Валуев выдал циркуляр, согласно которому запрещалось печатать книжки, написанные на украинском языке, потому что «никакого особеннаго малороссійського языка не было, нет и бытъ не можеть».
В ответ на это харьковский громадовец Василий Мова (Лиманский) в посвящении Олене Пчилке написал:
«Я з зорею встав до справи,
Україні долі ждучи,
І зростив в душі буявій Гарний
кущ надій цвітучих.
Та знялась лиха година,
Що Вкраїну обхопила
І надій цвітучих вроду
Лютим холодом прибила.»
В первом куплете речь идет о работе в Громаде, надеждах на ее результаты. От второго куплета веет холодом Валуевского циркуляра.
А что происходило в это время на украинских Землях, входящих в состав австрийской империи? В начале 1860-х годов здесь тоже начало формироваться молодое народническое движение. Молодые украинцы, а это было уже поколение сыновей членов «Русской Троицы», наладили связи с украинцами подроссийской Украины, прежде всего с Пантелеймоном Кулишем. Ведь через Львов пролегала дорога в страны Западной Европы. Во Львове они встречались со своими ровесниками. От них, а особенно от Пантелеймона Кулиша, галицкая ученическая и студенческая молодежь узнала о молодежных обществах, действовавших на землях подроссийской Украины. От них галицкая молодежь получали книжки, журналы.
По примеру Громад, действовавших на подроссийских украинских землях, молодежь Львова, Тернополя, Станислава (теперь Ивано-Франковск), Дрогобыча, Черновцов, Самбора, Бережан, Перемышля (этот украинский город после Второй мировой войны отошел к Польше) учредила свои.
Основателем Громад на подавстрийских украинских землях был семинарист Львовской греко-католической духовной семинарии Данило Танячкевич. Именно через Д. Танячкевича П. Кулиш поддерживал первую народническую Громаду, которая возникла среди воспитанников Львовской духовной семинарии.
Руководителя Громады, по примеру сельских общин, они стали называли войтом.
Большое влияние на формирование украинскости у молодых людей, объединявшихся в Громады, имели петербуржский журнал «Основа» и произведения писателей подроссийской Украины Т. Шевченко, П. Кулиша и др., которые привозил и передавал П. Кулиш. В письме семинариста Иосифа Могильницкого от 16 октября 1861 года читаем: «Питомці нашого богословя з самою головою нашоі літератури Кулішом в дуже стислом стосунку стоять і дуже часто листи і книжки от него достают...»
Иван Франко в своих воспоминаниях об Остапе Терлецком (1850—1902), который в 1867 г. окончил Станиславовскую гимназию, а в годы учебы входил в местную Громаду, писал: «Те общества, создаваемые тайно с целью самообразования и поддержания патриотического духа, имели между собой тесные связи». Среди членов особенно выделялся Д. Танячкевич, «тогда еще слушатель теологии, натура насквозь энтузиастическая, способная зажигать себя и зажигать других. Он посылал в ученические общества письма, заезжал сам или отправлял кого-то другого на инспекцию».
Тернопольскую Громаду учредил ученик 6 класса Тернопольской гимназии Иван Пулюй. Было это в январе 1863 года. По этому поводу позже он в своем Жизнеописании написал о себе (в третьем лице): «Во времена польского восстания 1863 года, когда и Русины начали думать «чьи» они «дети», заложил Пулюй в Тернополе Громаду.
Как известно, каждое общество, организация или партия создаются с определенной целью. Для чего создала свое общество украинская молодежь Тернопольской гимназии? В Жизнеописании Ивана Пулюя читаем: «Цель общества была — жить в чистоте моральной; внимательно учиться в школе; познакомиться с историей своего народа и его литературой; становиться на оборону родного слова против враждебных мероприятий москвофилов (святоюрцев) и поляков; говорить везде на родном языке; помогать бедным ученикам; поддерживать «Мету», которая тогда выходила под редакцией Ксеноф[онта] Климковича во Львове до 1865 года».
И дальше: «цель общества была высокая, моральная, красива и патриотичная».
Высокую цель поставили перед собой гимназисты — члены Громады. Очень высокую. Не каждому по силам было ее выполнение. Это и есть программа подготовки украинской национальной элиты того времени. Именно так! Украинской национальной элиты.
Первым пунктом, как видим, является «жить в чистоте моральной». Только при соблюдении этого пункта можно выполнить все остальные. Кому не по силам было выполнение этой программы, тот уходил сразу. Были и такие случаи, хотя в Громаду принимали тщательным образом проверенных людей. Кроме того, при вступлении в Громаду каждый ее будущий член принимал присягу, «что ничего и никого не предаст и что всю жизнь будет трудиться для добра своего народа». Громадовцы с честью выполняли эту клятву. Предателей среди громадовцев не было. После принятия присяги Владимиром Барвинским ему громадовцы запели «Ще не вмерла Україна». Евгений Олесницкий — последний войт тернопольской Громады, о своем вступлении в это молодежное общество написал: «И сейчас, спустя почти полвека, могу совестно утверждать, что присягу ту исполнил я по всем моим силам, что был всегда верным и деятельным членом Громады, верным слугой народного дела, которому служил как только умел и мог лучше; всю жизнь я был непреклонно верен той первой присяге, которую на пороге своей жизни принял».
Молодые галицкие громадовцы в своей работе на второе место поставили учебу. Ведь учить других можно только тогда, когда овладеешь наукой сам. Что они старательно и делали. В письме гимназиста Ивана Пулюя за 20 января 1864 г. читаем: «Все сходятся в назначенном месте [...] в воскресенье, среду и субботу с пяти часа до шести часов и так в среду история, в субботу литература [...]. В воскресенье проводится диспут в преподавании истории и литературы».
«Историю своего народа» громадовцы считывали со страниц историй соседних народов «поляков, немцев и москалей». Литературой их обеспечивали Пантелеймон Кулиш и громадовцы подроссийской Украины. Появились народнические журналы «Вечерницы» (1862—1863), «Мета» (1865), «Нива» (1865), «Русалка» (1866) и др. Была у громадовцей своя библиотека, книжки для которой покупали за свои деньги, в складчину. В письме Ивана Пулюя от 21 января 1864 г. читаем: «У нас в обществе ведется дело хорошо — библиотека своя есть до 70 книжек [...], да и будет вот скоро история Маркевича...» Библиотекарями были ученики старших классов гимназии. Возвращая прочитанные книжки, читатели пересказывали библиотекарю их содержание и только тогда получали новые.
Тернопольская Громада официально (по воспоминаниям последнего ее войта Евгения Олесницкого) действовала до начала июля 1877 года. Но фундаменты любви к родной Земле, Народу, его Языку, заложенные воспитанниками Громады, остались у тернопольской молодежи навсегда. Они передаются из поколения в поколение. Как однажды написал Иван Пулюй «Лампаду одни другим передадут».
Где бы ни были воспитанники тернопольской Громады, они свято придерживались и клятвы данной при вступлении в нее. Всю жизнь они «работали для добра своего народа». Все, что хорошего имеем на нашей земле, — это работа воспитанников Громады и их преемников. Громадовцы основали и другие общества. Но лозунг «жить и работать для добра своего народа» не угасал никогда. Имею большую надежду, что его подхватит наша современная украинская молодежь, ведь Украина нуждается в мудрых и работящих людях.
В письме к Михаилу Павлику за 27 августа 1907, основатель тернопольской Громады Иван Пулюй написал:
«Самостоятельность — очень, очень хорошая вещь! Есть на свете самостоятельные люде, есть и самостоятельные народы, тогда почему бы это не могла быть и самостоятельная Украина! Когда-то она таки будет!.. Нелегко придется русьскому народу выкарабкиваться из его нынешней горькой неволи!...
Будет самостоятельная Украина тогда, когда будет больше своей интеллигенции, людей к своему народу благосклонных, людей с умом и сердцем, людей характерных и — самостоятельных (подчеркнул — И. Пулюй).
Украине нужны тысячи умных людей, каждый на своем месте, людей, которые с народом и связаны с ним интересами самой жизни. Украина должна сама себя спасти!»
Воспитанник тернопольской Громады Иван Пулюй написал эти слова свыше 100 лет назад. Но они актуальны и сегодня. Это завещание нашей украинской молодежи. Выполнить его большая Честь и Почет...