Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И слово — оружие...

К 100-летию Романа Шухевича и 65-летию УПА
13 июля, 2007 - 19:14
РОМАН ШУХЕВИЧ, ВОЕННЫЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИДЕР УПА, 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОТОРОГО УКРАИНА ТОЛЬКО ЧТО ОТМЕТИЛА

Известно, что и в самые тяжелые времена Украина отстаивала свободу и боролась за свою Победу. Народ украинский определился, по словам Т. Шевченко, что «в своїй хаті — своя правда, і сила, і воля». Выяснил, что ЕДИНСТВЕННЫМ ГАРАНТОМ не только его развития и процветания, а даже его существование есть и повек будет САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОБОРНОЕ ГОСУДАРСТВО Украина.

Борьба за Украинское Самостоятельное Государство датируется не сегодняшним днем, она веками длилась и никогда не прекращалась, принимая только соответствующую форму: от защиты национальных прав и популяризации национально- освободительных устремлений до вооруженных выступлений против всех империалистов за всенародную победу.

Традиция этой борьбы основывалась на неслыханной жертвенности борцов за свободу Украины, и сегодняшнее национальное возрождение базируется на тех же традициях, на которых вызрело политическое прозрение.

В программном документе УПА указывалось: «Украинская Повстанческая Армия борется за Украинское самостоятельное Соборное Государство и за то, чтобы каждая нация жила свободной жизнью в своем собственном, самостоятельном государстве. Уничтожение национального порабощения и эксплуатации нации нацией, система свободных народов в собственных, самостоятельных государствах — это единственный строй, который даст справедливое решение национального и социального вопроса в целом мире.

УПА борется против империалистов и империй, потому что в них один господствующий народ порабощает культурно и политически и эксплуатирует экономически другие народы. Поэтому УПА борется против СССР и против немецкой «Новой Европы».

Программные установки ОУН и УПА реализовались в подпольных изданиях — журналах, брошюрах, листовках, книгах.

Предметом нашего внимания будет прежде всего журнал «Ідея і Чин», экземпляры которого перепечатаны в т.24 «Летописи УПА» (Торонто, 1995; Львов, 1996).

«Ідея і Чин» — орган провода Организации Украинских националистов на Украинских Землях в 1942—1946 годах. В журнале печатались официальные документы ОУН, политико-теоретические, информационные и полемические статьи, комментарии и обзоры текущих событий, списки павших на поле славы, библиографии подпольных изданий и тому подобное. Он содержит очень много информации о вооруженной борьбе в Украине и других событиях.

Эта информация имеет родниковую ценность, потому что черпается из подпольных отчетов и от очевидцев.

Выпуск журнала неравномерен. В 1942г. появился только один номер, в 1943 — четыре номера, в 1944 и 1945 — по два, в 1946 — один, почти тройной номер. Редакторами журнала были Дмитрий Маивский, Мирослав Прокоп, Михаил Палидович и Петр Федун (Петр Полтава).

Публикация официоза ОУН не была единственным заданием журнала. Другое важное задание — давать объективную информацию о событиях в Украине, об условиях жизни украинского народа, о борьбе против оккупантов. Это было особенно важно, если иметь в виду, что в условиях нацистского и коммунистического режима не было свободной прессы, а органы власти и разрешенная ими пресса замалчивали или фальсифицировали события. В таком плане подпольная пресса ОУН, а также «Ідея і Чин» были также исходным материалом для познания деятельности организации.

Публикуемые в журнале «Ідея і Чин» материалы можно разделить на такие группы: официальные сообщения и информации, статьи и комментарии, вести о положении в Украине, списки павших в борьбе.

Одним из важных аспектов журнала в пропагандистском плане было показывать силу украинского народа, непрерывность его освободительной борьбы, все то, что должно было служить духовным цементом перестройки нации.

Так, в статье М. В. Вирового «Революційний фронт українського самостійництва» (№2) рассказывается о стихийном и организованном сопротивлении коммунистической власти со стороны украинских крестьян, рабочих и творческой интеллигенции в течение последних двух десятилетий, из чего автор делает вывод о возможности привлечь эти слои украинского народа к борьбе также и в новой военной действительности.

В статье Г.С. Клекота, представителя украинской молодежи, воспитанной в СССР, «Голос крови» (№3) достаточно оптимистично изображаются перспективы духовного возрождения тех его сверстников, которые вопреки коммунистической индоктринации находят в себе украинские корни (№3).

Нужно отметить, что и М.В. Вировый, и Г.С. Клекит приходят в своих оценках не только к традициям послереволюционной украинской национально- демократической интеллигенции, к деятелям типа Сергея Ефремова, но также ссылаются на деятельность украинских национал-коммунистов типа Мыколы Хвылевого, Александра Шумского, Михаила Волобуева и других. Г.С. Клекит пишет: «Так из года в год рождались тысячи Хвылевых Да, мы были пионерами, комсомольцами, даже коммунистами. Теперь, вопреки всем формальным логикам и всяким мудрым закономерностям, мы украинцы и при том националисты, самостийники» (№3).

Важные идеологические проблемы, в частности национальной отдельности украинского народа, освещает О. Горновой в статье «Шовинистическое умопомрачение и русификацонная лихорадка большевистских империалистов» (№10). Осуждая русификаторскую политику советской власти (в историческом срезе — со времен октябрьской революции до 40-х гг. ХХ ст), автор оптимистично заявляет: «... новому русификаторскому наступлению украинский народ противопоставит сегодня не только свой стихийный отпор, но и сильную национальную сознательность и организованность. Украинский народ сегодня имеет свой развитый и опытный революционно-политический Провод, и это является наибольшим залогом его успешной борьбы и победы (№10. — С.506).

Солидность автуры, глубина философского анализа, быстрое реагирование на события дня — эти сильные стороны журнала обеспечивали ему идейно-политическую значимость и большую популярность.

Те или иные материалы «разбавлялись» призывами, высказываниями выдающихся деятелей национального движения: Николая Михновского, Симона Петлюры. Например:

В №3: «Свободу, равенство возьмут только сильные народы. Только те, которые не боятся борьбы, которые свою свободу окропят кровью врагов своих».

(Мих. Михновский)

№5: «Перед нами большие задания общественного и государственного строительства, и каждый должен отдать свою волю, душу и руки на службу этому делу. Мы должны отдать на это всю свою энергию, потому что только таким образом достигнем своей цели».

(С. Петлюра)

№6: «Украинские мечи перекуются на орала только тогда, когда лозунг — Независимая Держава Украинская — будет претворен в действительность и обеспечит этому оралу возможность вспахать родную плодовитую землю с ее несметными богатствами не для потребностей третьего, или второго с половиной или какого другого интернационала, а для обустройства и упрочения собственного государственного добра и обогащения родного народа».

(С. Петлюра)

Конечно, не все материалы выдержаны в призывно-оптимистичных интонациях.

Неоднократно в журнале подаются подборки фото павших повстанцев (№2,6,8), публикуются общирные некрологи — в память выдающихся проводников движения Сопротивления: Ивана Клима (№7), Михаила Палидовича-Карпатского (№2), Осипа Дякива и Петра Федуна (Петра Полтавы (№10) и др. Всматриваешься в фото этих красивых, одухотворенных людей и наполняешься чувством гордости за нацию, которая сумела доказать миру, что рыцарский дух свободы и воли является генетическим кодом украинской нации.

Непосредственными изданиями, которые публиковались от имени Главного Командования УПА, были «К оружию»; «Повстанец»; «Украинский перец».

Кратко остановимся на их содержании.

«К оружию». В архивах Украины хранится шесть номеров журнала «К оружию» за 1943 г., а также несколько номеров, которые выходили уже за границей с 1947 г. Журнал издавался с июля 1943 политическим отделом Главного Командования УПА. Считается, что главным редактором журнала «К оружию» были Яков Бусел («Галина»), волынский деятель ОУН.

Журнал содержал материалы на такие темы: современная военная политика, военная выучка, военная терминология, история, празднование национальных годовщин, описания боев УПА, описание действий на фронтах Второй мировой войны, патриотические стихи, посмертные упоминания и тому подобное.

Важная роль отводилась в журнале передовицам. В очерке С. Петрива «За державу!» утверждается мысль о роли украинского войска в истории украинской нации. Оно, по автору, было «тем твердым кулаком, который беспощадно разбивал черепа всем наездникам Украины, которые посягали когда-нибудь на ее землю и богатства». Эту идею аккумулирует и эпиграф к статье: «Только культ и сила украинского меча позволили нашим предкам запустить плуг в землю над берегами Днепра» (М. Колодзинский). Дается характеристика каждой исторической эпохи и освещается роль рыцарского духа в ней. «Храбрые русичи» княжьих времен, казацкие рыцари, Украинское Казацкое Государство Богдана Хмельницкого, Гайдамаччина, Колиивщина, войско Сечевых Стрельцов 1914—1918 р. с его призывом «война за волю Украины», создание УНР — такие экскурсы в прошлое являются прелюдией для обоснования справедливой борьбы Украинской Повстанческой Армии: «...Опять ожил и загорелся рыцарский дух среди украинцев. Не дадим посрамить землю украинскую — старый клич Святослава стал сегодня опять лозунгом дня. Украинскую землю опять кромсают и вырывают друг у друга из рук московские и немецкие империалисты. Безвинный украинский люд стонет под тяжелым сапогом оккупанта. Горят наши села, льется невинная кровь замученных детей, женщин, отцов и сынов наших. Вдесятеро худшее состояние, большая руина, чем перед восстанием Козаччини. И украинский народ так, как тогда, сказал решительное слово — довольно! Не хотим и не будем больше терпеть надругательства и издевательства нахальных захватчиков, не хотим и не будем рабами Москвы, Берлина или Варшавы, а хотим быть и будем господами в собственном государстве на собственной земле».

Доверительность интонации, яркая доказательность положений, эмоциональность обеспечивали передовицам содержательно-смысловой эффект, делали слово весомым фактором пропагандистско-державнической работы.

«Любая борьба требует жертв, говорится в статье «Слава героям» (№6.). — Наша также. Эти жертвы, собственно, являются наиболее красноречивым свидетельством нашей политически-государственной зрелости, практическим проявлением нашего необратимого решения — бороться всеми силами и всеми средствами. Но только свидетельством ли? Не есть ли эти жертвы — гордость земли, в которой лежат — приказом для нас: «Поднимите знамя Украинской революции еще выше! Не тревожьтесь, что омоет его кровь: только окровавленные знамена — действительно победные, потому что только из крови и жертвы рождается воля».

Святые и справедливые слова!

Политические лозунги и программные установки УПА воплощались и в художественно-образное слово — политическую лирику, которая впоследствии получила название повстанческой поэзии. Именно из ее рядов вышли такие мастера поэтического слова, как Марко Боеслав (Дяченко), Санжура и Заграва, Марта Гай (псевдоним Галины Савицькой-Голояд), Леонид Полтава, Богдан Бор (Борис Шкандрий) и много других.

Кроме авторской поэзии, уповская среда создала повстанческий фольклор. На страницах журнала «К оружию» напечатаны стихотворения «Уже УПА метла железная» (без подписи) (№1), «Украина, несем твой стяг!» Г. Ярославенко (№2), «Летите ветры» Ивана Барвинца (№5). Это стихотворения высокого патриотического звучания, преисполненные образов-символов, народнопесенных оборотов. Они написаны в бодром темпе, призывны и оптимистичны. Лучшим из них является стихотворение «Украина, несем твой стяг» Г. Ярославенко. Явно ощутимыми являются реминисценции из Леси Украинки: библейские образы, полные формы прилагательных придают произведению торжественность, тревожную прозорливость:

«Меч сліпучий і честю, і гнівом
Справедливий, безжальний суддя.
Крізь залізні й полум’яні зливи
Понесем його без вороття.
Розчахнемо катів окаянних
І вогнем їхній випалим слід,
І лунатиме з роду у рід
Горда слава борців нездоланних.»

Не откажешь этим поэтическим пробам ни в художественности, ни в искренности, потому что писались от чистого сердца и чистых помыслов. Они стоят того, чтобы их знали современники, потому что писались они с надеждой на будущее Украины, Украины свободной, за которую они боролись и отдавали свои молодые жизни.

Журнал «К оружию» впоследствии был реорганизован в журнал «Повстанец» (это уже был орган нового Главного Командования УПА во главе с Романом Шухевичем (Тарасом Чупринкой), а первое ГКУПА под командованием Дмитрия Клячковского было переименовано на краевое командование — УПА-Север).

Тематикой и даже размером журнал «Повстанец» был подобеный своему предшественнику — журнала «К оружию». Новым были статье о УГВК и хроника (короткие описания) боев УПА, которые редакция готовила на основании отчетов командиров отделов УПА.

В №1 была помещена — «Присяга воина Украинской Повстанческой Армии». Вот ее текст: «Я, воин Украинской Повстанческой Армии, взяв в руки оружие, торжественно клянусь своей честью и совестью перед великим Народом Украинским, перед Святой Землей Украинской, перед пролитой кровью всех лучших Сынов Украины и перед Высшим Политическим Проводом Народа Украинского»...

Интересную страницу в историю украинской подпольной прессы вписал журнал «Украинский перец» (1943—1945 рр.) (ред. Ярослав Старух (Синий), был тогда редактором радиопередач «Свободная Украина»). Журнал имел очень хорошие (как для подпольных условий) и остроумные цветные иллюстрации. Был он также наполнен разнообразными остроумными публикациями, написанными в основном в стихах.

Девизом журнала были слова: «Сеют, срывают, мелют и врагов перчат Украинские Повстанцы». Первый номер журнала появился в ноябре 1943 г. из типографии «Смерть империалистическим акулам»; №2. — сентябрь 1944, №3 — март 1945г. Основная тематика журнала — высмеивание политики Сталина и Гитлера, пародии (коломыйки) на вождей тоталитарного режима.

Но это — тема уже отдельного исследования.

В брошюре Владимира Сергийчука «Наша кровь — на своей земле» (К., 1996) приводятся интересные цифры: коммунистическая пропаганда объявляла, что от рук ОУН—УПА в 1944—1955 годах погибли 23 тысяч советских граждан (долгое время эта цифра замалчивалась). И еще: как писал в 1957 году тогдашний первый секретарь ЦК КП Украины Николай Подгорный: «в результате принятых мер по разгрому вооруженного подполья было убито более 150 тысяч бандитов, арестовано 103828 участников ОУН и другого националистического элемента и, кроме того, в порядке ответа на бандитские проявления, выселено на спецпоселения 65 тысяч семей (203662 человека) националистов и их пособников». Приведенные факты, указывает В. Сергийчук, «...убедительно свидетельствуют, были ли бандитами украинские националисты» («Их кровь — на своей земле». — С.43). По этому случаю очень правильно сказал в свое время поэт Олесь Дориченко в стихотворении, которое коммунистическая цензура спрятала в спецхраны:

«Чи той бандит, хто край свій захищає,
Хто за свободу гине у бою,
Хто кулаками ворога стрічає
У рідній хижці, рідному гаю?
Чи той бандит, хто любить батьківщину,
Той, хто колін в покорі не згина,
Той, хто боронить неньку та дитину,
Скажіть мені, яка його вина?
Ні, не бандитами були ви! — Хай долоні
Стискала аж до крові чесна лють,
Бандити ж ті —грабіжники законні,
Яких визвольниками інколи ще звуть.»

Действительно, именно ОУН—УПА была единственной политической и военной силой, которая в то чрезвычайно трудное время продолжала бороться за независимость Украины. Через 10 лет после разгрома фашистской Германии вооруженное сопротивление ОУН-УПА было подавлено. Но не прекращалась борьба за ту же высокую цель, если лучшие сыны и дочери нашего народа и далее шли на сибирскую каторгу с готовностью положить свою жизнь на алтарь свободы Украины. Василий Стус, Олекса Тихий, Юрий Литвин.... Цель, за которую боролась УПА, достигнута: возрождается (или возродилось) Украинское Самостоятельное Независимое Государство.

А должным ли образом почтены его герои? Можно сказать, частично. Торжества этого года (имеем Указ Президента Украины от 16 мая 2007 года за №420/2007), приуроченные к 100-летию со дня рождения Романа Шухевича, генерал-хорунжого, Главного Командира УПА, и 65-летию создания УПА — достойная лепта в венок славы героям.

...Отмечание годовщин героев УПА исторически оправдано и обозначено печатью восстановление справедливости и искупления грехов. Украина должна знать своих героев!

Евгения СОХАЦКАЯ, председатель Каменец-Подольской городской организации Конгресса Украинских Националистов, депутат городского совета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ