Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Иной» Макс Вебер

«Протестантская этика и дух капитализма»: похороны мифов
3 марта, 2007 - 00:00

Сейчас активно пропагандируется миф о том, что украинский народ должен в едином порыве строить капитализм, а «гегемоном» борьбы является средний класс. В некоторых «светлых» головах и вовсе родилась «гениальная» идея: привить нашему больному социуму «этику протестантов», дабы снизошел на нас «святой дух капитализма», о коем говорил Карл Эмиль Максимилиан (Макс) Вебер. Похоже, наши интеллигенты по прежнему соответствуют «высокомунациональному стандарту», над которым издевался Тарас Шевченко: «Якби ви вчились так, як треба, то й мудрість би була своя»…

Парадокс в том, что Вебер был вовсе не в восторге от «протестантской этики» и «духа капитализма». Был возмущен тем, что в ходе истории этика и дух деградировали. Вынужден был признать, что протестантизм очень неоднозначен. А главное — важнейшим двигателем «построения капитализма» была не «этика протестантов», а жажда наживы, подлость, грабеж, убийство…Что и наблюдается в современной Украине!

Реформация и протестантство связаны с г. Гейдельбергом в Германии. Здесь в 1518 г. на церковном соборе защитил диссертацию Мартин Лютер. В 1563 г. в стенах местного университета появился «Гейдельбергский катехизис» — основа веры и наставления Реформаторских Церквей. В 1905 г. профессор Гейдельбергского университета Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» исследует феномены Реформации, протестантства и капитализма. В 1918—1920 гг., через 400 лет после Лютера, в Гейдельберге лекции Вебера слушал студент из семьи евреев-ортодоксов Эрих Фромм, который позднее в бестселлере «Бегство от свободы» (1941) исследовал метаморфозу западного общества от протестантизма к фашизму и потребительскому обществу.

«НАСТОЯЩИЙ ВЕБЕР»

Идеи Вебера принято толковать так. Капитализм — это основанное на свободной частной инициативе рациональное хозяйствование с целью извлечения максимума прибыли при минимуме затрат. Капитализм — система поведения, основанная на этике протестантов конца cредневековья — начала Нового Времени. Протестанты жили в демократических общинах, отрицали любую власть, кроме Божьей, а веру в Бога считали личным делом, в отличие от коллективной веры католиков. Отсюда чувство личной ответственности. Будучи в массе людьми бедными, протестанты вели хозяйство экономно и рационально. Они объявили угодными Богу рвение в труде, аскетизм, бережливость, честность. Экономический успех они считали знаком Божьим об избранности, а его отсутствие — карой Божьей за грехи.

Но у Вебера есть и другой мотив. Он считает протестантов упорными, трудолюбивыми, но бесцветными людьми, единственной эмоцией которых было ощущение суровости жестокого, скучного, бесцветного, чуждого мира. Современную ему буржуазию Вебер называет «ничтожествами, сластолюбцами и специалистами без точки зрения». Он признает, что на смену религиозному рвению в труде, аскетизму, частной инициативе приходят потребительство, приспособленчество и бюрократия. Вебер говорит, что от «духа капитализма» остался один капитализм, когда ищут не спасения трудом во имя Бога, но лишь выгоды. Вебер пытается объяснить пороки капитализма тем, что буржуа изменили протестантской этике и Богу. В целом верно, но протестантство и Реформация на деле сильно отличаются от расхожих мифов о них.

ЛЮТЕР И КАЛЬВИН

Деятельность Мартина Лютера (1483—1546) принято оценивать положительно: он сделал человека независимым от церкви в его вере в Бога, освободил веру от мертвых догм, перевел Евангелие с латыни на немецкий. Идея Лютера о том, что ответственность за судьбу и спасение в вере лежит на самом человеке, а не на власти и церкви, стала основой политики и идеологии Запада.

Но по Лютеру, человек не способен на добро, ибо его природа есть грех и зло. Лишь убежденность в своей беспомощности и порочности есть главное условие благодати Божьей; лишь унижение, отказ от собственной воли, внутренней свободы, гордыни и страсти дает шанс на спасение. Это не искренняя вера, но сомнение и тревога изолированного, слабого, ненавидящего мир индивида. Лютер находит выход в том, от чего пытается избавиться: в рабской покорности внешним силам — Богу и власти.

Жан Кальвин (1509-1564) был диктатором Женевы и подчинил светскую власть церкви. По его приказу жгли на кострах ученых. По Кальвину, судьба человека зависит не от деяний его, но от Божьего предопределения, которое избранным дарует спасение и обрекает на проклятие отверженных. Избранными кальвинисты считали именно себя, а остальных — проклятыми. Это попытка подавить сомнения и тревогу путем превращения в безвольное орудие высших сил. В определенном смысле из кальвинизма выросли современные демократии англо-саксонского образца со всеми их противоречиями.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ И ВЕЛИКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА

В конце cредневековья усилилось осознание личностью своей обособленности и стремление к свободе. Но диалектика свободы ведет к изолированности индивида, ощущению его бессилия и ничтожности перед социумом.

Становление капитализма в Европе связано с тремя противоречивыми течениями: Возрождением, Реформацией и непрерывными восстаниями крестьян и городской черни, кульминацией которых стала Великая крестьянская война.

Возрождение было культурой олигархии из числа богатых клерикалов, аристократов и бюргеров. Освобождение от догм религии давало им уверенность, власть, инициативу, богатство, силу, честолюбие, блеск.

Крестьяне были бесправной массой. Вместе с городским люмпеном они стали социальной базой кровавых восстаний. В новых учениях Реформации крестьяне искали удовлетворения чувства мести за свою тяжкую жизнь и возрождения первохристианства с его надеждой на братство и справедливость.

Особым было положение среднего класса — торговцев, ремесленников. Капитализм давал надежду на богатство и свободу. Но монополия олигархии и рыночная конкуренция подавляли волю, порождали сомнения и тревогу. Реформация стала идеологией, в первую очередь, среднего класса, ибо соответствовала психическому состоянию и экономическому положению мелкого буржуа. Вопреки расхожему мнению, средний класс в массе своей страдает от нарастания капитализма. Олигархия вытесняла его на обочину жизни, лишая уверенности и привилегий cредневековья. Чернь требовала уничтожения любых привилегий. Чувствуя себя игрушкой социальных сил, средний класс ищет разрешения сомнений и тревоги в догматах Реформации о слепом подчинении порочного человека Богу, власти, труду. Аскеза, бизнес, успех — это не только способ выжить, но и подавление тревоги и сомнения.

КАПИТАЛИЗМ: КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ…

Зарождение капитализма нельзя свести только к этико-религиозным явлениям в среде мелких буржуа. В течение нескольких веков в Европе и на планете Земля разыгрывались две величайшие трагедии — первичное накопление капитала и колонизация. Опираясь на исторические документы XIV—XIX веков, Маркс в знаменитом «Капитале» показал настоящий путь становления капитализма.

При феодализме личной свободы в современном смысле не было. Но подавляющая часть низших классов имели собственность, которая давала уверенность, позволяла кормить себя и семью. Городские ремесленники объединялись в цеха, где жестко определялось поведение, но гарантировался стабильный доход, доступ к орудиям труда, сырью, рынкам сбыта. Несмотря на феодализм, крестьяне в Англии ХIV — XV веков де-факто имели землю и орудия труда. Это были «yeomanry» — вольные земледельцы. («Благородного разбойника» Робина Гуда Вальтер Скотт называет «добрым йоменом», ударной силой армии Кромвеля тоже были «йомены»).

При раннем капитализме деньги, средства производства, ресурсы принадлежат меньшинству, а большинство формально свободно, отчуждено от ресурсов, управления производством, от распределения его продуктов, вынуждено продавать свой труд. «Построение капитализма» было экспроприацией или ограблением массового частного собственника. Основой «первоначального накопления» была не этика протестантов, а жажда наживы, подлость, грабеж, убийство, монополии и безбожные законы. Концентрация капитала в руках олигархии уничтожила цехи ремесленников — основу свободных городов, которые Маркс называл «ярким цветком cредневековья». У миллионов вольных крестьян была отобрана земля, государственные и церковные земли в ходе Реформации присвоены олигархией, целые народы в колониях были уничтожены или превращены в рабов. Появились массы «пауперов» — почти бесплатная наемная рабочая сила для капиталистических производств. Если они не хотели идти в найм, их загоняли силой.

«Этика протестантов» в массе своей не была «высшим проявлением благородства», и открыл ее отнюдь не Вебер. Задолго до него, ссылаясь на более ранних авторов, Маркс издевается над понятием «протестантского духа», говоря о преступлениях протестантов: богатые протестанты Англии с помощью властей заключали пауперов в тюрьмы, чтобы заставить бесплатно работать; протестанты-колонисты Северной Америки, кичась своей набожностью, отбирали земли индейцев, снимали с них скальпы, не считали их людьми, хотя перед Богом все равны!..

Вопреки мифам, домарксов капитализм XVII — XIX вв. — это не торжество частных собственности и инициативы, а уничтожение массовой частной собственности и подавление массовой частной инициативы для концентрации капитала в руках олигархии и эксплуатации других. Это не соответствует реалиям «развитых стран», потому что капитализм там «ненастоящий»…

КАПИТАЛИЗМ: К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО…

За исключением социальных гарантий, в СССР был не социализм, а крайняя форма госкапитализма, когда наемные работники полностью отчуждены от собственности. По идее, социализм — это построенная на кооперации, а не конкуренции «ассоциация производителей», которые владеют и управляют собственностью сами. «Развитые страны капитализма» сильно преуспели в «построении социализма», причем дело не только в широких политических правах и социальных гарантиях, но и в том, что массы владеют и управляют собственностью в приватной, акционерной и других формах.

Но «развитые страны» — это капитализм монополий, когда рынок поделен, а на смену инициативе пришло приспособленчество. Корпоративная и государственная бюрократия отчуждают индивида от собственности и государства даже при формальных праве собственности и политических правах. Реализовать себя можно лишь будучи винтиком системы. Принуждение заменено манипулированием. Мировая экономическая система позволяет удовлетворять прихоти своих граждан за счет эксплуатации чужих.

ВЕБЕР, МАРКС И ДРУГИЕ

Вебера часто сравнивают с Марксом… Маркс — это харизма, гений, выходец из богатой еврейской семьи, который отказался от уютной карьеры профессора университета, выбрал путь бунтаря, создал науку и религию одновременно. Вебер — выдающийся интеллектуал и эрудит, но лишь академического образца. Пытаясь опровергнуть Маркса, Вебер подтвердил его взгляды. Марксизм — это не только доктрина экономического детерминизма. Маркс справедливо утверждал, что социо-экономика есть система отношений между людьми, т.е. прежде всего психология с ее морально-этическими устоями. По Марксу, объективный социо-экономический процесс — это следствие целенаправленной, субъективной деятельности людей. Вебер считал капитализм этикой экономического поведения, чем подтвердил более широкие взгляды Маркса для среднего класса в Европе. Мысль Вебера об упадке этики протестантов и духа капитализма говорит о его глубоком разочаровании в цивилизации, что созвучно Ницше и Шпенглеру. Аналогии возникают и с русскими правдоискателями. Герцен, Достоевский, Бердяев, вырвавшись из российской азиатчины в Европу, были шокированы тем, что Европа — это не наследие античности, рыцарства и Просвещения, а царство сытого, мелочного торгаша. Николай Бердяев говорил о метаморфозе Запада: «Образ рыцаря сменился образом мещанина-лавочника». То же и у Вебера: «Это ничтожество (буржуа. — А.К. ) воображает, что достигло такого уровня цивилизации, который до этого еще не достигался».

ВЕБЕР И СОВРЕМЕННОСТЬ

«Развитый Запад» действительно кажется «воплощением Рая». Но ХХ век и начало XXI века развенчивают многие мифы. Как и казарменный «социализм», «развитый капитализм» не развивает, а подавляет массовую инициативу в угоду монополиям, бюрократии и приспособленчеству. Мировые войны, хищнический грабеж планеты, война культур опровергают идеи Вебера о рациональности цивилизации. Эксплуатация стран и континентов, само понятие прибавочной стоимости опровергают миф о «духе капитализма». Потребительство, меркантильность, гедонизм опровергают мифы о бережливости, трудолюбии и аскетизме западных обывателей. Жажда успеха и славы, массовые припадки потребительского и масскультового вожделения говорят о полной потере смысла жизни и попытке скрыть морально-психологическую неполноценность, подавить невротичную тревожность и сомнения в разумности существования.

И вряд ли все это угодно Богу! Патологическая жажда денег и славы отбросила Бога, заменила его на идолов, а так называемая христианская цивилизация — как восточная, так и западная — безнадежно извратила Писание!

 

 

Александр КАРПЕЦ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ