Изобретение колеса радикально повлияло на развитие человеческой цивилизации. С тех пор и начались перемещения людей на огромных пространствах Евразии. Большинство исследователей сейчас соглашаются, что местом рождения транспортных средств, запряженных конями, и родиной верховой езды на лошадях были степи Украины.
Но задолго до этого древние люди ходили пешком. И доходили даже в Северную Америку. Об этом говорят найденные в июле 1996 года останки скелета европейского человека среднего возраста, на которые наткнулись двое студентов, переходившие вброд реку Колумбия в Кенневике, штат Вашингтон. Сначала антропологи допустили, что нашли пионера, который умер в конце 1800-х. Но радиоуглеродный метод датирования показал, что скелету было 9300 лет.
«Кенневикский человек» — последняя из находок древних скелетов, которые дают основания говорить о том, что некоторые наиболее древние поселенцы Северной Америки были европейцами. Они мигрировали из Евразийского континента через наземный мост Берингового моря приблизительно в конце последнего ледникового периода — около 12 тысячи лет назад. И это является важным дополнением к растущему количеству доказательств, согласно которым в течение периода Верхнего палеолита, приблизительно 10 — 35 тысячелетий назад, белые люди заселяли огромные пространства Северной Азии вплоть до Тихого океана. В Сибирь и другие восточные регионы их в конце концов вытеснили или поглотили монголоиды, хотя и до сегодняшнего дня в Северной Азии выжили отдельные зоны европейских генов (например, расово смешанный японский народ айну).
Марк Дивин (Mark Deavin) в своей статье «Арийцы: культурное перемещение в Китай. Новые доказательства древнеевропейской миграции на Восток» пишет, что вероятность этой теории существенно возросла за последние годы благодаря выдающемуся открытию в бассейне Тарим в Западном Китае. Там нашли больше сотни естественно мумифицированных тел европейцев, которым от 2400 до 4000 лет. Прекрасно сохранившиеся благодаря засушливому климату этой территории мумии представляют людей с развитой культурой, которые роскошно убраны в цветную одежду, штаны, сапоги, чулки, пальто и шляпы. В одной большой могиле были найдены тела трех женщин и одного мужчины. Мужчине на момент смерти было 55 лет, он был приблизительно шести футов ростом (182 см. — О. К. ), имел желтовато-коричневые волосы, которые начали седеть. Одна из хорошо сохранившихся женщин была ростом также около шести футов, с желтовато-коричневыми волосами, уложенными в косу.
Среди вещей, найденных вместе с телами, были шубы, кожаные перчатки, зеркало с орнаментом. У женщины в руках были сумки, в которых — ножи и травы, которые, по всей вероятности, использовались в медицине. В Черчен — на южной границе Такламаканской пустыни — было найдено мумифицированное тело ребенка, которому было не больше трех месяцев на момент смерти. Ребенок был завернут в коричневую шерстяную ткань, а его глаза накрыты маленькими плоскими камешками. Рядом с головой была чашка, сделанная из бычьего рога, и древняя «детская бутылочка», сделанная из овечьего соска, который был отрезан и зашит таким образом, что мог держать молоко. У одной мумии мужского пола на шее были следы хирургической операции, а разрез был зашит конским волосом.
Несколько мумий европейцев уже были найдены на территории долины Тарим в начале этого века. Одна из них напоминала шотландскую или ирландскую женщину, а другая — городскую жительницу Богемии. Все были убраны в красивую одежду, которая включала стильные шляпы с перьями, удивительно похожие на те альпийские головные уборы, которые и сегодня все еще носят в Западной Европе.
Марк Дивин удивляется, что эти открытия были отвергнуты как не имеющие культурного и исторического значения, а рассматривались только как тела отдельных европейцев, которые вдруг заблудились на этой территории.
Действительно, современные ученые, которые следуют моде на политкорректность, имеют тенденцию игнорировать свидетельства какой-либо ранней торговли или контактов между Китаем и Западом в течение этого периода, рассматривая китайскую цивилизацию как сугубо доморощенную, которая была защищена семью замками от внешних влияний. Более того, почему-то считается, что распространение людей и культуры происходило с Востока на Запад и что в Европу цивилизация пришла из Китая. Очень уважаемый историк Гордон Чайлд, например, в 1958 году подытожил европейскую праисторию как историю «озарения европейского варварства Восточной цивилизацией».
Но находки последних мумий в регионе бассейна Тарим являются настолько многочисленными, настолько древними и показательными, что их уже невозможно игнорировать, как ранее. Важнейшим является то, что они помогли возобновить полемику о роли, которую сыграли европейцы в истоках древней цивилизации Китая. Некоторые археологи опять начали говорить о том, что древние европейцы могли быть ответственными за введение в Китае таких базовых вещей, как колесо и первые металлические предметы.
Эти теории фактически опять подтверждаются; они имели сторонников еще в начале прошлого века, но в конце концов были похоронены под лавиной политкорректности. В 1912 году, например, выдающийся кембриджский ученый А. Хеддон в «Странствиях народов» указал на возможность того, что прогрессивный элемент древней китайской цивилизации имел место благодаря миграции культуры людей с Запада.
Антрополог Пекинского института археологии Хан Кангксин (Han Kangxin) соглашается, что те скелеты и мумии четко указывают на то, что самые древние жители региона бассейна Тарим были белыми людьми кроманьонского типа палеолитической Европы. Его поддержал доктор Виктор Меер, специалист по древним азиатским языкам и культурам университета из Пенсильвании. Именно он стимулировал самые главные исследования, которые привели к обнаружению мумий.
Доктор Меер выступил главным защитником теории, согласно которой большие группы европейцев присутствовали в бассейне Тарим задолго до нынешних жителей этой территории. Он допускает, что тюркоязычные народы не приходили на эту территорию приблизительно до VIII века до н. э. Следовательно, считает он, новоприбывшие вытеснили европейцев. Хотя и сегодня главная этническая группа этой территории — уйгур — включает людей со светлым цветом лица и волос.
В Центральной Азии долго проживали тохари — это древнегреческое название вымершего индоевропейского народа, родственного с санскритскими и древнеперсидскими ариями. «Арийский» переводится как «благородный», или «достойный». Их язык, который имеет подобие с кельтской и германской ветвью индоевропейского дерева, записан в манускриптах, датированных VI — VIII веками н. э., а безоговорочное доказательство его существования можно найти еще в III веке.
Несмотря на то, что тохарийские манускрипты были найдены только в позднейший период, лингвисты выделили некоторые тохарийские слова, вставленные в манускрипт. Они были написаны на гандарийском практите — северо-западном простонародном диалекте, который служил административным языком населения бассейна Тарим в течение III—V веков. Тохари были еще известны как юэчжи — народ «большого клана Ю». Это их китайское название, отвечающее имени, которое им дали древние греки. Перед своей миграцией в Бактрию, а потом в Южную Азию, где они сформировали Кушанскую империю, тохари проживали в засушливых степях Таримского бассейна.
Древние китайские историки долгое время называли их «лунными людьми», чтобы как-то определить это племя в течение всех его миграций — с тех пор, когда они проживали на востоке Таримского бассейна (VII — II вв. до н. э.) и до того, как они управляли Кушанской империей в Индии (I — IV вв. н. э.). Этот народ также называли индо-скифами, и о нем впервые упомянуто в китайских источниках в начале II века до н. э. как о путешественниках, которые жили тогда на северо-западе Китая.
Тохари изображены в древних настенных картинах пещерных храмов Кизил и Кумтура, что вблизи современного китайского города Кю-Че — в горах Тянь-Шань. Мы можем увидеть европейцев-аристократов — с рыжими или белокурыми волосами, аккуратно разделенными посредине, с длинными носами, голубыми или зелеными глазами на узком лице и высокими телами. С первого века до н. э. тохари-юэчжи также изображались как европейцы — с длинными носами, тонкими лицами, светлыми волосами, розовой кожей и ярко-синими глазами — в замечательно выполненной статуе из городища Халчаян (это запад реки Сурхан в древней Бактрии, которая ныне на территории Узбекистана).
Из исторических источников известно, что в течение II века до н. э. тохари двинулись из северо-западного Китая в Фергану и Бактрию, которые лежали на далеком склоне Памира. Оттуда они пошли на юг: через Гиндукуш в Афганистан и в северную часть Индии, где и основали могущественную империю Кушан.
Гипотеза, которая получает все большую поддержку, говорит о том, что миграция этих индоевропейцев началась с изобретения ими колесных повозок. Работая с российскими археологами, доктор Дэвид Энтони, антрополог колледжа Хартвик в Нью-Йорке, обнаружил следы колес повозок в похоронных курганах 5-тысячелетней давности в степях южной России и Казахстана. Это исследование прямо касается европейских мумий в Китае, потому что дископодобные колеса, составленные из трех частей, похожи в своем строении на те, которые найдены в западной Азии и Европе в течение III и II тысячелетия до н. э., нашли в пустыне Гоби и северо-восточной части Таримского бассейна. Подобные колеса со спицами, вставленными в них, датированные началом II тысячелетия до н. э., были раскопаны неподалеку.
Большинство исследователей сейчас соглашаются, что местом рождения транспортных средств, запряженных лошадьми, и верховой езды на лошадях были степи Украины, а не Китай или Ближний Восток. Доктор Энтони и его коллеги изучили под микроскопом зубы древнего коня и показали, что на территории Украины 6 тыс. лет назад уже запрягали коней. Также было показано, что на этой самой территории около 2000 г. до н. э. появились деревянные колесницы с тщательно изготовленными колесами со спицами. Для сравнения — колесницы появились в Китае не ранее, чем через 800 лет. В Таримском бассейне раскопали ритуальное погребение коня, подобное тем, которые были в Украине, а также остатки колес повозки, сделанных связыванием шпонками вместе трех обрезанных параллельных деревянных досок. Телеги с почти идентичными колесами известны на равнинах Украины еще в III тысячелетии до н. э.
Среди многочисленных артефактов по погребению мумий Таримского бассейна — деревянные удила, кожаные уздечки, плеть, которая состоит из единственной длинной ленты кожи, к которой добавляется деревянная ручка, деревянные шоры с кожаными ремнями, оббитое кожей седло тонкой работы. Похоже на то, что мумии относились к подвижной культуре верховой езды, которая пришла с равнин Восточной Европы. Это также поддерживает растущие убеждения археологов в том, что распространение индоевропейских генов, культуры и языка может быть связано с постепенным распространением и превращением верховой езды и технологии запрягания коней в средства перевозки. И все это шло из территории их возникновения шести тысячелетий назад.
Эти открытия имеют очень важные последствия для понимания возникновения китайской цивилизации, поскольку колесница появилась в Китае только с середины II тысячелетия до н. э. — согласно грубым подсчетам, в то же время, когда здесь получили развитие бронзовая металлургия и письмо. Телеги и колесницы были введены в Китае с Запада индоевропейцами.
Европейское проникновение в Китай не началось с открытием трансконтинентального шелкового пути — торгового маршрута, который исторические книги обычно относят ко II веку до н. э. Оно началось, во всяком случае, на 2 тыс. лет раньше — когда бронзовый век сменил неолитический, когда вся Евразия стала культурно и технологически взаимосвязанной благодаря миграциям европейцев.
Действительно, еще в 1951 году немецкий археолог Роберт Гайне-Гельдерн обнаружил и показал подобие металлургии Европы и Китая около 800 г. до н. э. Его доказательства включали приспособления для лошадей, мечи с обеими заостренными сторонами, топоры, наконечники для копий, которые, по его мнению, имели происхождение из Гальштатского и Кавказского металлургических центров. Он допустил, что культуру Донгсон (юг Китая) лучше всего можно объяснить как результат влияний, привнесенных из Европы в течение IX — VIII веков до н. э.
Через два года известный советский археолог С.И. Руденко обратил внимание на существование мумий с европейскими чертами в королевских курганах Пазирик, расположенных в Алтайских горах, которые датированы V — IV веками до н. э. К этому свидетельству позже присоединился Джон Гаскинс из университета Питсбурга, который доказывал, что юэчжи (древнее китайское название тохарей) из региона Пазирик могли иметь отношение к кельтам континентальной Европы.
Эдвин Палибленк (Edwin Pulleyblank) из университета Британской Колумбии недавно доказал, что европейское влияние могло стать важным фактором в объединении Китайских государств и установлении первой централизованной Китайской империи Чин Ши Хуанди в 221 г. до н. э. Он упомянул о прибытии к западной границе китайских степей чужестранцев, которые владели военной техникой всадников-лучников. Впервые о них бегло упомянуто в Китайских источниках 307 г. до н. э.
Эти всадники-лучники появились вместе со скифами, которые имели близкое отношение к кельтам и которые впервые упомянуты в ближневосточных источниках приблизительно 800 г. до н. э. Палибленк дал понять, что и европейская военная технология была скопирована китайцами и потом была обращена против своих первых изобретателей.
В самых древних известных слоях синитских языков можно найти и много слов индоевропейского происхождения — конь, след, тропинка, повозка, подвода, колесо, корова. По мнению Палибленка, эти вещи также принесли в Китай европейцы.
С Запада в Китай попало и ткачество, ведь в могилах Таримского бассейна были найдены образцы тканей конца второго тысячелетия до н. э.! Один кусочек ткани был из шерстяного твила, сотканный в шотландском стиле. А это предполагало ткацкие станки, которых не было в Китае или Центральной Азии в такие ранние времена. Ирен Гуд, специалист по археологии тканей университета из Пенсильвании, подтвердила, что ткани-шотландки были на самом деле стилистически и технически тождественны с кусочками тканей, найденных в Австрии и Германии на местах раскопок несколько позднейшего периода.
Доктор Элизабет Барбер, лингвист и археолог из колледжа Оксидентал из Лос-Анджелеса и автор «Праисторических тканей» (Princeton University Press, 1991), подтверждает, что китайцы не использовали и даже не знали слова твил, а получили знание о ткачестве с Запада, и только позднее эпохи Хань.
В завершение о символах и знаках, которые были характерны для тогдашних индоевропейцев и которые распространились по всей Евразии около 4000 лет назад. Это спирали- бесконечники, свастики и узоры в животном стиле. Они найдены на территории, которая протягивается от Европы до Китая, включая Иран. Религии и верования народов этих территорий, включая скифов, являются солнцепоклонничеством, а их главный солярный символ — свастика в разных вариациях. Трех- и четырехконечные свастики — обязательный элемент древнего индоевропейского искусства. Всем известны сварги на трипольской посуде, на индийской скульптуре, храмах и бытовых предметах, на месопотамской керамике. Из поколения в поколение тысячелетние свастические узоры наносились на украинские писанки, вышивались на рубашках и ткались на коврах. И эти узоры дошли до наших дней.
Так же и европейцы Таримского бассейна демонстрировали свою склонность к солярным символам, рисуя их на своих лицах и чеканя их на уздечках и других приспособлениях для своих лошадей. Именно они придали предкам китайцев мощный культурный, государственно-созидательный и технологический импульс. И это позволяет уверенно утверждать об европейских корнях китайской культуры.
ОТ ВЕДУЩЕГО РУБРИКИ «ИСТОРИЯ И «Я»
Самая древняя история человечества — а именно народов, обитавших много тысячелетий назад на бескрайних просторах Евразии, — это предмет, исключительно нелегкий для скрупулезных исследований: достоверных источников, мягко говоря, маловато, фактов, которые можно считать доказанными — еще меньше... Именно по этой причине в этой сфере наблюдаем такое множество версий, гипотез, предположений (различной степени обоснованности — от удовлетворительной до нулевой).
К своего рода современным «гипотезам» можно отнести и материал журналистки Елены Каганец. Конечно, не все тезисы этой статьи являются в равной мере доказанными, есть среди них и такие, с которыми очень сложно согласиться (следовательно, создается впечатление, что автор явно преувеличивает культурное, хозяйственное и вообще цивилизационное влияние индоевропейцев на историю Китая; несколько удивляет и категоричность, с которой Елена Каганец пишет о «близких отношениях» скифов и кельтов, — многие ученые имеют по этому поводу иную точку зрения, наконец, жесткое противопоставление «принесенных из Европы влияний» и достижений самих китайцев не всегда является корректным).
И все же, думается, читатель ознакомится с этой статьей не без пользы для себя. Во-первых, здесь в необычном, интересном контексте освещена древнейшая история Украины (не будем здесь затрагивать «трипольскую» проблему — слишком много мифов бытует вокруг нее). И, во-вторых, «День» не так часто печатает на своей исторической странице материалы из такой далекой «глубины веков». Очевидно, задача таких статей — пробуждать мнение, а то и вызывать возражение. Это и является целью данной публикации.