Суть истории мы постигаем через судьбы людей. Это — ее плоть, ее «костяк». И когда автор художественно-научного исследования на историческую тематику руководствуется убеждением, что «историк не тот, кто исследует прошлое, а тот, кто оживляет его», и обладает к тому же талантом, высокими патриотическими чувствами, также упорным (в лучшем смысле слова) трудолюбием, готов «переварить», изучить и переосмыслить сотни и сотни архивных документов, добавим, абсолютно еще не введенных в научное обращение — труд такого автора, бесспорно, значит немало.
У Романа Коваля, известного в Украине историка и писателя, руководителя исторического клуба «Холодний Яр», автора более 700 статей об эпохе национально-освободительной революции 1917—1922 гг. в Украине, без сомнения, все эти качества есть. Поэтому новая его книга «Багряні жнива Української революції» (Киев, издательство «Український письменник». 2005 год), скромно отмеченная в подзаголовке «военно-исторические очерки», действительно читается с большим интересом. «Историю Освободительных движений своего народа, борющегося за освобождение от векового рабства, нужно писать если не кровью, то обязательно изболевшим сердцем сына», — утверждает Роман Коваль. И хотя не абсолютно во всем можно согласиться с тем, что отстаивает автор на страницах новой книги — ценность этого произведения в том, что оно написано человеком, который ни в коем случае не был и не является «бесстрастным», «нейтральным» ученым, а — убежденным украинским патриотом. Причем важно, что родина Романа Коваля — Горловка, казалось бы, неисправимо русифицированный Донбасс (а с другой стороны, мы же знаем и о Донбассе Гринченко, Сосюры, Стуса, Ивана Дзюбы...).
«Это документальная книга — пишет в предисловии пан Коваль. — Здесь нет ни одной выдумки, художественного вымысла, добавления каких- то драматических деталей. Я должен был в себе ограничивать творца, — ведь порой не терпелось каким-то штрихом дорисовать тот или иной образ, — потому что реставрировать прошлое приходится из щербатых фрагментов и деталей, которых не хватает для полноты образа». Это признание автора важно для понимания его творческого подхода как ученого и публициста. «Багряні жнива» посвящена той же теме, которой историк остается верен практически всю свою жизнь: национально- освободительному движению времен Центрального Совета, Гетманата и УНР (заметим, что автор категорически не согласен с теми историками, которые пишут не об освободительной революции 1917—1922 гг., а о гражданской войне). Композиционно перед нами — 100 строго документированных (использованы воспоминания, письма участников событий и тому подобное) драматических биографий людей, в значительной степени не очень известных или и совсем не известных, которые положили свою жизнь на алтарь Украинской Независимости.
Конкретные, исторически абсолютно достоверные примеры победоносного самопожертвования истинных патриотов Украины, которые без колебаний готовы были рисковать жизнью ради Родины, действительно поражают. А многие ли из нас знают об этих людях? Многим ли, например, известно, как еще в июле 1917 года казацкий полк имени Павла Полуботка выставил ряд ультимативных требований к Центральной Раде и Временному правительству, где, в частности, говорилось следующее: «Ми, українці-козаки, не хочемо мати свободу лише на папері, або пів-свободи. По проголошені 1-го Універсалу (цей половинчастий документ, в якому йшлося тільки про автономію України, був прийнятий у червні 1917 року Центральною Радою під величезним тиском українських військовиків. — И.С. ) ми приступаємо до заведення порядку на Україні»? А разве не поражает пример комиссара Центральной Рады Григория Гордиенко, который в ноябре 1917 года бесстрашно выступил перед тысячами рабочих военных мастерских завода «Арсенал», рабочих, каждый из которых готов был разорвать его на куски. Выступил и убедил их — хотя бы на определенное время!
Так же готов был победоносно смотреть в глаза смерти, стоя один против сотен вооруженных людей, настроенных крайне враждебно, казацкий полковник Авраменко (происходило это в январе 1918 года в Эстонии, Авраменко должен был агитировать украинцев-фронтовиков, которых тогда было много на этой земле, ехать домой и защищать независимость Родины). Только чудом полковник остался жив. Об этом случае он вспомнил в своих воспоминаниях через девять лет.
Подобные примеры можно умножать и умножать. Однако ценность книги Романа Коваля еще и в другом. Она дает огромный материал для размышлений (не готовый ответ!) над основной проблемой, особенно актуальной для современного нашего создания государства: а все же почему государственность Украины, несмотря на массовый героизм, не была завоевана еще тогда, в 1918—1922 годах? Почему Винниченко, Петлюра и Грушевский — мало кто может отрицать, что то были большие патриоты Украины — сделали все, чтобы разоружить тех же полуботковцев, о которых мы уже упоминали?! Не в том ли дело, что все они (во всяком случае в 1917 году) подсознательно оставались в московской системе координат, искренне веря тогда: «гибель России» будет гибельной и для украинского дела. Отсюда и заклинания о неприемлемости полного отрыва Украины от России. Прозрение пришло поздно, только зимой 1917 года...
«Жатвы скорби», на которые была так богата украинская история ХХ века, могут быть и должны быть превращены в жатву победы. Политической и государственнической победы Украины. Это возможно в том случае, если произойдет очищение общественного сознания, даже катарсис, если трагический опыт исторических катастроф будет переосмыслен и в соответствующей степени усвоен нашей молодежью — как, конечно же, и опыт героический. И если достоянием каждого украинца станет простая истина, упомянутая в книге Романа Коваля: «Знайте: як будемо триматися міцно один одного, «то ніхто нас не вразить».