Первую мировую войну (1914-1918 гг.) не случайно называют империалистической. Она была войной за передел колоний и территорий в Европе, которые во время предыдущих войн попали под контроль победителей. Когда война развернулась, обе стороны прилагали усилия к привлечению на свою сторону стран, которые оставались нейтральными, обещая им территориальные приобретения. Антанта успешно соблазнила Италию и Румынию. Мирные договоры удовлетворили победителей, но побудили побежденных добиваться реванша. Под лозунгами реванша в Германии пришел к власти А. Гитлер.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПАКТА РИББЕНТРОПА-МОЛОТОВА
Нацистская Германия развернула подготовку к новой войне с аншлюса Австрии и поглощения Чехословакии. Выбирая очередной жертвой Польшу, А. Гитлер должен был объясниться с СССР, чтобы обеспечить свои тылы в неизбежном столкновении со странами Запада. И. Сталин мог найти общий язык с немецким диктатором, потому что тоже намеревался расширить подконтрольную себе территорию. В коротком курсе «Истории ВКП (б)», который появился в 1938 году, он высказался без обиняков: «Для уничтожения опасности капиталистической интервенции необходимо уничтожить капиталистическое окружение».
23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении с секретным дополнительным протоколом, известным под названием пакта Риббентропа-Молотова. К сфере советских интересов были отнесены Эстония, Латвия и Финляндия, большая часть Польши, включая Люблинское и частью Варшавского воеводств (до Вислы). Германия признала также интересы СССР в отношении Бессарабии.
1 сентября Гитлер вторгся в Польшу. Имея с ней договорные обязательства, Франция и Великобритания 3 сентября объявили войну Германии, хотя не были готовы к ведению боевых действий. 17 сентября Советский Союз вторгся в Польшу, мотивируя свои действия желанием взять под защиту население Западной Украины и Западной Белоруссии.
Важно выяснить, почему и когда это вторжение приобрело вид «освободительного похода» Красной армии. Ведь в результате концепта воссоединения с братскими народами Сталин отказался от части территориальных приобретений — до Вислы, предусмотренных пактом Риббентропа-Молотова. Ответ на вопрос «почему?» лежит на поверхности. Достаточно вспомнить, что произошло между 23 августа и 17 сентября: 3 сентября немецко-польская война превратилась в мировую. Это событие было предсказуемым, но не неизбежным вследствие неготовности Франции и Британской империи к войне. А в этой войне выход Красной армии на Вислу превращал Сталина в союзника Гитлера. Ограничение захваченных территорий непольскими землями придавало вторжению диной ракурс. Ответ на вопрос «когда?» устанавливается решением политбюро ЦК ВКП (б) от 6 сентября. В нем наркомам внутренних и иностранных дел поручалось срочно систематизировать сведения о Польше и предоставить их А. Жданову. Из содержания подготовленных справок исходило, что Жданов особенно интересовался тем, в каких воеводствах поляки были этническим меньшинством. Эта дата подтверждается еще одним фактом. 7 сентября Сталин вызвал генсека исполкома Коминтерна Г. Димитрова и разъяснил, что Польша является фашистским государством, которое угнетает украинцев и белорусов: «Что плохого было бы, если бы в результате разгрома Польши мы распространили бы социалистическую систему на новые территории и население?» До этой встречи Коминтерн в воззваниях защищал Польшу и клеймил Германию. 10 сентября В. Молотов сообщил немецкому послу Ф. Шуленбургу, что вступление Красной армии в Польшу будет мотивировано необходимостью защитить от войны братские народы. Нарком иностранных дел добавил, что такая мотивация крайне необходима: Советский Союз должен был объяснить собственному народу (а на самом деле — Западу), что он не является агрессором. Демарш Сталина-Молотова разозлил Гитлера, но тот уже находился в состоянии войны с Францией и Великобританией, а потому ссориться со Сталиным не было резона. Более того, Гитлер должен был согласиться с требованием Сталина компенсировать уступку земель с преимущественно польским населением переводом Литвы из немецкой в ??советскую сферу интересов. 25 сентября Ф. Шуленбург сообщил Гитлеру, что Сталин снова вызвал его и сказал: «Если мы согласимся (на пересмотр сферы интересов. — Авт.), Советский Союз немедленно возьмется за решение проблемы прибалтийских государств в соответствии с протоколом от 23 августа и ожидает в этом деле полной поддержки со стороны немецкого правительства».
28 сентября в Москве был заключен договор о пересмотре сферы интересов, который по настоянию Гитлера получил название «Договора о дружбе и границе». Согласно ему на долю Германии пришлись польские земли площадью 188 тыс. кв. км с населением 23 млн человек. Советскому Союу перешла территория площадью около 200 тыс.к. км. с населением 12 млн человек. Не теряя ни дня, Сталин 28 сентября заключил «пакт о взаимопомощи» с правительством Эстонии. Он предусматривал размещение в этой стране контингента советских войск (по численности такой, как вся эстонская армия). 5 октября подобный договор был навязан Латвии, а 10 октября — Литве. В июле 1940 года все три страны Балтии были аннексированы. 5 октября 1939 года предложение заключить «договор о взаимопомощи» получила Финляндия. Однако она не поддалась давлению, в результате чего Сталин развязал советско-финскую войну. Несмотря на героическое сопротивление, война 1939-1940 гг. окончилась поражением Финляндии. Все-таки финны смогли сохранить национальную государственность, хотя потеряли 11% своей территории: Карельский перешеек, часть Лапландии, часть полуострова Рыбальский. После нападения Германии на СССР Финляндия перешла на сторону нацистов и вернула утраченное. Однако в сентябре 1944 г. она вынуждена была выйти из войны и вернуться к границам 1940 года, с дополнительной потерей округа Петсамо (Печенги). Воспользовавшись пактом Риббентропа-Молотова, Сталин заставил Румынию в 1940 г. отказаться от территорий, аннексированных в 1918 году. — Бессарабии и населенной преимущественно украинцами Северной Буковины. Из шести центральных уездов Бессарабии и районов Молдавской АССР с преимущественно молдавским населением была создана Молдавская ССР. Хотинский уезд Бессарабии вместе с Северной Буковиной был преобразован в Черновицкую область в составе УССР. В УССР вошли также два южных уезда Бессарабии, преобразованные в Измаильскую область. В результате присоединения Западной Украины и украинских земель, аннексированных у Румынии, территория УССР увеличилась до 560 тыс. кв. км. Однако новые границы сформировались в результате реализации пакта Риббентропа-Молотова, то есть оставались нелегитимными. Только в случае признания их международными договорами можно было бы говорить о воссоединении украинских земель в рамках УССР.
АТЛАНТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ
В августе 1941. Президент США Ф.Д, Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль встретились на борту английского военного корабля «Принц Уэльский» у острова Ньюфаундленд и провозгласили декларацию, в которой объявлялось об отказе от территориальных приобретений после победы в войне.
Декларация получила название Атлантической хартии. Стремясь заручиться помощью демократических государств Запада в советско-германской войне, правительство СССР 24 августа 1941 года солидаризировалось с Атлантическим хартией.
1 января 1942 года представители 26 стран, противостоявших Германии и ее союзникам, согласились с принципами Атлантической хартии и подписали в Вашингтоне соответствующий документ. Под ним стояла подпись: Объединенные Нации. С тех пор этим названием стала обозначаться коалиция государств, поставившая своей целью достижение безоговорочной капитуляции врага.
ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРИОБРЕТЕНИЙ СССР
28 ноября -1 декабря 1943 года в Тегеране состоялась встреча Ф.Д. Рузвельта, У. Черчилля и И. Сталина. Понимая, что после поражения третьего Рейха первой на территорию Польши ступит Красная армия, У. Черчилль счел необходимым своевременно развязать узлы польского вопроса. Во время встречи с руководителем СССР 29 ноября он отметил, что Польша важна для Великобритании, которая из-за нее начала войну с Германией. Вместе с тем, для него важна безопасность России. Поэтому он желает знать, как собеседник понимает эту безопасность. Сам он считает, что Польша может продвинуться на Запад, как солдаты по команде «два шага влево». Если Польша наступит при этом на ногу Германии, то ничего не поделаешь, сильная Польша является инструментом, необходимым для европейского оркестра.
В этом коротком и внешне легкомысленном, но хорошо продуманном монологе скрывалось решение проблемы, которая родилась в 1918 году. Черчилль предлагал Сталину переформатировать Польшу, то есть превратить ее за счет побежденной Германии из ягеллонской Речи Посполитой в составе королевской Польши и Великого княжества Литовского со всеми украинский землями в пястовскую, то есть Польшу древней династии Пястов с утраченными в результате немецкого похода на Восток (drangnachOsten) землями.
Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»