Инвентаризация содержания исторического образования — дело актуальное. В советской школе история преподавалась так, как требовали идеологические отделы государственной партии. Детей учили по программе, которая каждым абзацем отвечала тексту единого утвержденного учебника. Теперь тоже есть программы, но они предусматривают плюрализм суждений. Появились альтернативные учебники и количество их ежегодно увеличивается. Однако школа оказалась не готова к такому плюрализму. Вместо того, чтобы показать все точки зрения, учителя нередко знакомят учеников только с собственным видением исторического процесса. Как и раньше, история остается очень политизированной учебной дисциплиной. Вот почему введение государственного стандарта образования наиболее актуально именно в преподавании истории. Стандарт позволяет объективно оценить уровень преподавания и степень усвоения знаний.
Подходы к разработке государственного стандарта исторического образования освещались в профессиональных изданиях, были предметом обсуждения на научно- методических конференциях, в том числе с участием специалистов из Совета Европы. Школьный курс истории имеет особое значение для воспитания сознательных граждан Украины, поэтому целесообразно перед последним этапом в разработке государственного стандарта привлечь к нему внимание широкой общественности.
Тревожат прежде всего перспективы преподавания истории как учебной дисциплины. В проекте государственного стандарта появились две конкурирующих с историей образовательных области — обществоведение и украиноведение. На интегрированный курс «Мир, человек, общество» профессор Р.А. Арцишевский просит выделить по 1-2 часа в неделю на протяжении всех лет обучения в школе. Курс включает элементы знаний по шести философским наукам (онтологии, праксеологии, гносеологии и др.), а также по социологии, политологии, экономике, правоведению, психологии, культурологии и религиоведению. Интегрированный курс украиноведения профессор П.П. Кононенко планирует преподавать почти в каждом классе, хотя в учебном плане есть такие предметы, как отечественная история, украинский язык и литература, география Украины. Ученые-историки вынуждены обратиться к общественности с просьбой защитить историю как профилирующий предмет школьного образования, которым он у нас был всегда и каковым является и теперь в любой стране. Всем, по-видимому, понятно и то, что не стоит вбивать в головы детям начала праксеологии или онтологии.
Преподавание истории в школе теперь разделено на два отдельных предмета — историю Украины и общую историю. Они изучаются параллельно и синхронно, но по разным учебникам. Проект государственного стандарта не имеет такого деления, отечественная история представлена в нем на фоне всемирной. Базовое содержание учебной дисциплины определяется в трех плоскостях: по хронологическим периодам (древность, средневековье, новая история, новейшая история), по содержательным линиям (экономическая, общественная и политическая жизнь, духовность и культура) и по компонентам знаний (факты, понятия, причинно-следственные связи).
Отечественная история в каждом хронологическом периоде представлена весомо, а материал по всемирной истории сконцентрирован в отдельные географические или тематические блоки. Кстати, в учебниках по всемирной истории также стоит отдать предпочтение таким блокам и отказаться от страноведческого подхода.
Во время отбора явлений, персоналий, понятий и связей в обязательный минимум школьного образования мы руководствовались логикой истории как науки, а также специфическими потребностями украинской школы. В частности, придавалось приоритетное значение событиям ХХ века, которые имеют наибольшее значение для развития представлений об окружающем мире. В центре внимания была история европейских стран, которая является ближайшим фоном отечественной истории. Придавалось приоритетное значение «священной истории», т.е. эпохам и странам, отображенным в Библии. Ведь влияние христианства на нашу цивилизацию является определяющим. Наконец, более подробно освещались страны, в составе которых находились на различных этапах украинские земли — Московское (потом — Российское) государство, Великое княжество Литовское, Польское королевство, Речь Посполитая, Австрийская и Османская империи.
Авторский коллектив, который разрабатывал проект государственного стандарта по образовательной отрасли «История» стремился избежать политизации исторического процесса, освободиться от идеологических наслоений. Это означало, прежде всего, что нужно было отказаться от того видения исторического пути человечества, которое навязывалось всем нам в советские времена. ОДИН ИЗ МНОГИХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ УКРАИНЫ, ОБРАЗУЮЩИХ ПЕСТРУЮ КАРТИНУ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ