Окончание. Начало читайте в «Дне» № 8-9
На ІІ Общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена национальная Алашская автономия (1917—1920) со временным правительством (Народным Советом) под названием Алаш-Орда: предусматривалось утверждение конституции Алашской автономии. Съезд начался выступлениями делегатов, которые сообщили, что юг Туркестана охвачен голодом, народ не имеет общей идеи, местная власть не может навести порядок. Первым пунктом съезд призвал народ прекратить дрязги и приступить к наведению порядка соборно. Алаш-Орда должна была немедленно взять на себя всю исполнительную власть над казахским населением.
Согласно программе Алаш-Орды территория национальной автономии Алаш со всеми богатствами и недрами должна была состоять из Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской областей, казахских уездов Ферганской и Самарской областей, Амударьинского участка Закаспийской области, смежных волостей Алтайской губернии, — следовательно, это должна была быть сплошная территория с господствующим казахским населением одного происхождения, единой культуры и языка. Предусматривалось во всех учреждениях автономии пропорциональное участие представителей других наций с предоставлением им культурной автономии. Временный Народный Совет Алаш-Орда (с местом пребывания в Семипалатинске) должна была состоять из 25 членов, 10 из них предлагалось россиянам и представителям других национальностей. Политическая программа Алашорды фактически аналогична национально-политической платформе Союза освобождения Украины, возглавляемого Д. Донцовым, М. Меленевским, А. Жуком (25 августа 1914 г.) — за единственным исключением: украинцы ставили цель — государственная самостоятельность Украины, казахи же соглашались на автономию в составе «демократической» России.
Лидеры партии «Алаш» и Народный Совет (Алаш-Орда) Алашской автономии были реалистами и учитывали глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России, а потому придерживались линии единства с демократической Федеральной Россией. Детальное распределение полномочий центра и автономии представлялось делом регулируемым последующими соглашениями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращении к будущим союзникам заявил, что алашевцам идея сепаратизма не присуща: «Мы едины с великой демократической Федеральной Россией, мы западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы направляем взгляд не на восток — развивать нашу культуру мы сможем через Россию». И в самом деле, Февральскую революцию алашевцы восприняли положительно, им казалось, что она освободила порабощенные народы от гнета и злоупотреблений царского правительства и будет способствовать вековечной мечте о независимости. Зато Октябрьский переворот был воспринят негативно в связи с ужасными проявлениями насилия и явно диктаторской политикой большевистской власти на территориях проживания мусульманского населения — т. н. революция привела на этих землях к сплошной анархии. Алашевцы делали попытки контактировать с большевистской властью и вели переговоры с Лениным, и в конечном итоге от контактов и компромиссов с ленинско-сталинской властью алашордынцы отошли и попробовали политику союза с белыми. В марте в 1919 г. армия Колчака захватило Самару, Казань, вытеснило Красную армию с Урала и подошло к Волге. «Алаш-Орда» возглавила антибольшевистское движение в тургайских степях, что стало настоящим проявлением политической воли казахского народа. В июне 1918 года Алаш-Орда выступила с постановлением, в котором говорилось: «Все декреты, выданные Советской властью на территории автономии Алаш, признать неправомочными». В действительности лидеры Алаш-Орды были ни за «красных», ни за «белых», а за создание национального государства, но вынужденные были сосуществовать и со Временным Сибирским правительством (Уфимская Директория), которое в ноябре 1918 г. отменило Алашскую автономию. Верховный правитель России адмирал Колчак дал алашевцам приблизительно такой ответ: «С нами вы или против нас, вы так и останетесь под нами бело-красными». Сравним с Колчаковсими словами поражающее своей демагогией и цинизмом обращение верховного главнокомандующего русской армии, великого князя Николая Николаевича 5 августа 1914 года к населению оккупированной Галичины и Буковины: «Освобождаемые русские братья! Всем вам найдется место на лоне матери России. Обратите меч свой на врага, а сердца свои к Богу с молитвой за Россию, за русского царя». А затем начались ссылки и депортация галицких украинцев, притеснения и уничтожение украинской культуры. Вот как писал об этом не украинец, а известный политик того периода, кадет П. Н. Милюков, характеризуя ту братскую любовь к оккупированному населению: «...открылась возможность вмешательства власти в частную и общественную жизнь населения. Этой возможностью русские чиновники, представляющие отбросы русской бюрократии, воспользовались в полной мере. Их поведение совершенно уронило в глазах населения уважение и доверие к русскому управлению, а обрусительские мероприятия националистов поселили в нем ненависть и злобу».
После взаимную борьбу «белых» и «красных» на азиатских территориях, что повлекло крах Белой армии, алашевцы вынуждены были принять ультиматум Революционного Военного Совета Красной армии, который от имени РСФСР пообещал заложить основы самостоятельной Казахской республики. Но когда большевики оккупировали всю территорию Туркестана, они немедленно отменили «Алаш-Орду», однако 4 апреля 1919 г. вышло постановление ВЦИК о том, что казахи, которые принимали участие в гражданской войне против большевиков, а также члены и работники правительства «Алаш-Орда» не подлежат ни преследованию, ни наказанию. Это постановление касалось прежде всего немногочисленной казахской интеллигенции, которая составила скелет первого национального правительства. Все эти национальные герои думали, что будут служить своему народу под властью Кремля, поэтому начали работать в государственных органах, особенно в сфере образования, стали редакторами газет, заложили своими незаурядными произведениями фундамента модерной национальной литературы, переводческого дела, театра, высшей школы. Двадцатые годы в общественной жизни Казахстана — время ренессанса, отмечено именами выдающихся личностей, лучезарной когорты национальной интеллигенции. Согласованность их действий — очевидна. Дополняя друг друга, они заложили основы важнейших сфер гуманитарных и естественнонаучных знаний и технической практики. И красные домыслили: этих многогранных и результативных в своей деятельности детей вчерашних кочевников необходимо остановить. Поэтому через несколько лет Кремль взял казахский народ в осаду, используя самые жестокие, самые черные методы, прежде всего запугивание, слежка, аресты, истязания. А самый действенный метод: голодомор — как и в Украине.
Важно напомнить, что на территории Казахстана в 1919—1922 гг. был так называемый первый голод: погибло около одного миллиона людей. Но голодомор-геноцид 1929—1933 гг. по разным оценкам забрал от 1,5 до 2 миллионов душ. По всей стране лежали на дорогах непохороненные труппы. Таким образом, в течение 10-15 годов властвования бело-красных казахи потеряли около половины населения. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей книжке «Стратегия независимости» пишет: «Вопрос о количестве казахов-жертв голода 1929—1933 годов, связанных с ним эпидемий и миграции пока еще открыт и колеблется в пределах от одного миллиона 750 тысяч до двух миллионов 200 тысяч. Это значит, что за время коллективизации погибло от 42 до 49 процентов коренного этноса. Силовая политика государства натолкнулась на жесткое сопротивление народа: в 1929—1933 гг. засвидетельствовано свыше 380 крестьянских бунтов и восстаний, в которых приняло участие почти 80 тысяч лиц. Все они подавлялись самыми жестокими методами, используемыми регулярными войсками Красной Армии».
Действительно, согласно переписи населения Российской империи в 1897 г. носителей казахского языка насчитывалось 4 084 139 лиц. Для сопоставления, носителей узбекского языка тогда было около пяти миллионов, а сегодня численность этого народа — свыше 25 млн. Численность же казахов на территории Казахстана сократилась вдвое, ведь еще свыше одного миллиона лиц воспользовалось возможностью убежать в Китай, Монголию, Иран и Афганистан, а также в соседние регионы РСФСР, где голода не было. Чтобы остановить массовое бегство людей, которые двигались вместе со стадами, отарами и табунами, власть посылала наперерез войска, которым на границах позволялось использовать пулеметный огонь. В большом голодоморе в Казахстане в этническом отношении доминировали казахи — свою численность на уровне 1926 года казахи восстановили только в 1970 году, а пропорциональное соотношение (50%) коренного населения относительно других этносов было достигнуто лишь в 80-ые годы ХХ века. На «освобожденные» от казахов территории в 1942-1944 гг. завозились депортированные народы: крымские татары, ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, курды, турки, немцы и, конечно, воины УПА. Население Казахстана пополнялось также заключенными ГУЛАГа, КАРЛАГа, АЛЖИРа...
У истощенной, изможденной и доведенной голодом до состояния отрешенности и отчаяния нации Кремль пообещал отобрать и душу: добить образованную часть казахского народа. Удар был направлен на Союз писателей, Академию наук, издательства, высшую школу. Только за то, что в 1923 г. группа казахских писателей попробовала сформировать литературное объединение «Алка» («Когорта»), оно было признано приметной чертой национализма, попыткой алашердынцев реанимироваться и вредить большевистскому строю. Поэтому НКВД немедленно запретил деятельность плеяды молодых писателей. А в 1928—1930 годах почти все литераторы старой формации были репрессии. В 1937 г. был расстрелян Ильяс Джансугуров, первый председатель Союза писателей Казахстана, а в следующем году — и основатель Союза Сакен Сейфуллин. Жизнь казахского писателя мирового уровня М. Ауэзова тоже была трагической, его не замордовали, да и в тюрьмах не «держали», только дыхнуть свободно не дали, так как по происхождению он принадлежал к старинному и влиятельному роду Тобикти, из которого происходил и Абай. Более того, М. Ауэзов был причастен к деятельности Алаш-Орды. Репрессии, аресты, лагеря были суровым признаком писательских будней в Казахстане в течение всего периода властвования бело-красных. Прежде всего были уничтожены, невзирая на «подаренную» амнистию, руководители Алаш-Орды и даже те, кто имел хотя бы какую-то принадлежность к ней. Достаточно привести несколько примеров разнообразия методов мести красно-белых (или бело-красных) относительно обездоленного казахского народа. Если «цивилизованный» мир оставил на произвол судьбы «суверенную» Украину, то террора, который совершила красная империя в подроссийской степи, вероятно, никто и не заметил.
Я высветлил здесь лишь крохи из истории большого подвига и вместе с тем трагической судьбы борцов за независимый Казахстан. Да, почти все алашевцы были уничтожены и все-таки Алаш-Орда на тот период истории исполнила свою роль — ведь казахскому народу были предоставлены, пусть и ограниченные права автономии в составе России, но позже это стало основанием для образования Союзной республики, а затем и государства Казахстан.