Иерусалим, один из наиболее древних городов мира, центр трех монотеистических религий, в последнее время стал настоящей пороховой бочкой на Ближнем Востоке. Можно вспомнить, что волна насилия, которая в конце сентября прошлого года охватила Палестину, зародилась именно здесь. Тогда камни и пули поставили под угрозу весь ближневосточный мирный процесс. Претензии Шарона, лидера израильской партии Ликуд, на мусульманские святыни, расположенные на Храмовой Горе, вызвали беспорядки среди палестинских арабов, которые аналитики окрестили Интифадой- 2000. Началась настоящая битва за Иерусалим.
Жесткость позиций конфликтующих сторон обуславливается значением, которое отводится Иерусалиму у евреев и мусульман. Иерусалим вобрал в себя самые священные воспоминания верующих трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Для евреев Иерусалим представляет особую ценность, потому что их история неразрывно связана с этим городом, в древние времена — столицей Иудейского королевства. Особое значение для евреев имеет Храмовая Гора. Здесь когда-то стоял храм Соломона, а Западная Стена (ее еще называют Стеной плача) сегодня является одной из величайших святынь иудаизма. В Библии Иерусалим, в первую очередь как город разрушенного храма, вспоминается 656 раз. Среди других мест, которые почитают иудеи в Иерусалиме, следует назвать могилу царя Давида на нижнем этаже церкви XIV века на горе Сион, на верхнем этаже которой расположена комната Тайной вечери. Для христиан осуществить паломничество в Иерусалим — это почтить святые места, связанные с жизнью и смертью основателя христианства, Богородицы и апостолов. Главной христианской святыней является Церковь Гроба Господнего в Старом городе, внутри которой находятся Голгофа и пустой гроб. В современном виде церковь над Гробом Господним была построена еще крестоносцами. Также христиане почитают Крестный путь Христа от резиденции Понтия Пилата до Голгофы. Для мусульман Иерусалим — цель мистического ночного путешествия их пророка и место третьей мечети, священной святыни в Исламе. Согласно традиции, отсюда Пророк поднялся в небеса. Ежегодно день мистического перенесения Пророка празднуется везде в исламском мире, охватывающем около миллиарда человек. На первом этапе ислама (до 624 г.) Иерусалим также был для мусульман «киблою» — в его сторону обращались во время молитвы. Весьма уважаем Иерусалим среди исламского мира и благодаря архитектуре. В эпоху Халифата Омейядива в 691 году на Храмовой горе был построен храм-мечеть Купол Скалы. Вместе с мечетью Аль-Акса эти сооружения — мусульманские святыни. На сегодня Купол Скалы является самой ранней исламской мечетью, сохранившейся до нашего времени. Она более ранняя, чем мечети, которые сбереглись в Мекке и Медине. Надпись на ней является старейшим датированным фрагментом Корана.
Вместе с тем, особый интерес к Иерусалиму со стороны различных культур и народов фатальным образом отразился на его истории: Иерусалим захватывался более 80 раз, он неоднократно разрушался и опять возрождался из руин, иногда полностью меняя свой вид. Город принадлежал туземным ханаанам, после его завоевания царем Давидом — евреям; его захватывали войска Ассирии, Египта, Вавилона и Рима. Впоследствии город переходил от Византии к Исламу, потом к крестоносцам и опять Исламу. В начале ХХ века контроль над городом перешел к Великобритании и, позже, к Израилю. Сегодня вопрос суверенитета города является источником напряжения между иудаизмом с одной стороны и исламом и арабами-христианами — с другой. В борьбе за город обе стороны ради легитимности обращаются к истории. Палестинцы требуют возвращения Иерусалима на основании их давнего статуса как большинства населения Палестины. Они отмечают, что происходят от ханаан, самых древних зафиксированных жителей Палестины. В 1988 г. Палестинский Национальный Совет провозгласил «создание Государства Палестина на палестинской территории со столицей в Иерусалиме», государство, которое должно было охватить Сектор Газа и Западный Берег. Израиль требует суверенитета над территорией, которую он контролирует начиная с провозглашения Государства Израиль в 1948 г. (т.е. право на Западный Иерусалим). Израиль также требует суверенитета над Восточным Иерусалимом, который он контролирует с 1967 года. Израиль утверждает, что он является преемником Еврейского Королевства, которое существовало в древности в Палестине. Декларация 1948 г. о создании Государства Израиль вспомнила о естественном и историческом праве Израиля на территорию Палестины. Но давнее право, замененное оккупацией, не расценивается в международном праве в качестве дающего право суверенитета.
Проблема суверенитета города очень сложная, ведь аргументы обеих сторон недостаточны для обеспечения почвы для перехода города под израильский или палестинский суверенитет. После завершения Второй мировой войны появилась идея искусственно оторвать Иерусалимский вопрос от проблемы арабо-израильского конфликта. Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины, Иерусалим не должен был входить в какое-либо государство, поскольку предполагалось создать интернациональную зону Иерусалима. Решение об интернационализации Иерусалима мотивировалось в документах ООН необходимостью обеспечить сохранность Святых мест в условиях заострения арабо-израильских отношений. Предоставление Иерусалиму международного статуса в большей мере отвечало интересам католических стран и Ватикана, которые и отдали около половины голосов за резолюцию. Однако из-за арабо-израильской войны 1948 года интернациональная зона Иерусалима создана так и не была. После войны колючая проволока разделила город на две части, передвижение между которыми было запрещено. Иордания аннексировала Старый город и другую часть Восточного Иерусалима, Израиль захватил Западный Иерусалим. Во время войны 1967 г. Израиль взял под контроль и Восточный Иерусалим, объявив город вечной и неделимой столицей. Был объявлен национальный праздник — «День Иерусалима», — который приходился на день захвата восточной части города. Таким образом, современный контроль Израилем Иерусалима и так называемого коридора, связывающего город с побережьем, был достигнут в результате военной интервенции в ходе двух войн и вопреки резолюции ООН.
Большинство стран мира, как и Совет Безопасности ООН, осудили оккупацию города, однако это не помешало Израилю, начиная с 1967 года, увеличивать иудейское население в Восточном Иерусалиме. Мирный процесс, который начался в Осло в начале 90-х годов, не улучшил ситуацию. Частично потому, что проблема Иерусалима постоянно откладывалась до переговоров по финальному статусу, частично потому, что Израиль продолжал колонизацию Восточного Иерусалима и окраин города. На 1995 год в Восточном Иерусалиме проживали уже около 160000 евреев и было построено более 15 еврейских кварталов.
Позиции обеих конфликтующих сторон по многим аспектам проблемы Иерусалима почти противоположны. Длительное время фундаментальной позицией Израиля был неделимый Иерусалим под израильским суверенитетом. Даже Ицхак Рабин, один из конструкторов Ближневосточного мирного процесса, во время церемонии подписания Декларации Принципов объявил, что «Иерусалим является древней и вечной столицей еврейского народа». Такой позиции придерживался и Нетаньяху. Барак пошел дальше своих предшественников в его очевидной готовности передать территорию Западного Берега и Восточного Иерусалима Палестине. Однако против разделения города выступили правые силы. Сегодня, при правительстве Шарона, о разделе города нет и речи. Позиция палестинцев также твердая — границы до 1967 года. Арафат, как и Шарон, особой уступчивостью не отличается. Его можно понять — уступки равнялись бы политическому самоубийству. Если он откажется от Иерусалима, то инициативу внутри страны у него заберет Хамас, и он потеряет поддержку арабских стран. Юридическую сдачу святых мест ни одна из исламских стран не поддержит.
Как мы видим, каждая из сторон имеет свой подход относительно разрешения проблемы Иерусалима. Ближе всего к компромиссу стороны приблизились летом 2000 г. Но тогда предложение Израиля предоставить палестинцам частичный суверенитет над некоторыми районами города во время переговоров в Кемп- Дэвиде было отброшено Арафатом. Еще сложнее было разобраться со статусом Храмовой горы. Палестинцы выдвинули предложение передать Храмовую Гору под суверенитет Иерусалимского комитета Исламской конференции, который передаст ее под опекунство палестинцев. Но и израильское правительство заняло твердую позицию относительно Храмовой Горы. Эхуд Барак объявил, что ни один из израильских премьер-министров не согласится подписать документ, который бы передал суверенитет над Горой палестинцам. Следовательно, возникла принципиальная проблема: Арафат не желает передавать суверенитет над Горой иудейскому народу, а Израиль — исламской нации. Был и другой вариант: предложение США, по которому Совет Безопасности ООН должен предоставить опекунство над мечетью Аль-Акса и Куполом Скалы палестинцам, в то время как Израиль сохранял бы суверенитет над Западной Стеной. Барак согласился на интернациональный статус Храмовой Горы, однако интифада делает невозможными переговоры по поводу будущего Иерусалима.
Понятно, что мы не можем слишком оптимистически смотреть на будущее Иерусалима. Глубокие культурные и религиозные чувства к Иерусалиму и арабов, и евреев делают светский компромисс почти невозможным. Что до перспектив урегулирования этого сложного вопроса, то при современной ситуации они почти равны нулю. Интересы обеих сторон слишком противоречат друг другу. Но не нужно отбрасывать возможность примирения вообще. При современных условиях единый Иерусалим не может быть столицей ни одного из государств. Невозможна и интернационализация города в том виде, в котором она была очерчена резолюцией № 181 ГА ООН. Сейчас можно говорить лишь об особом статусе города. Основой будущего урегулирования могли бы стать следующие принципы:
1. Невозможность монополии одной стороны на обе части города.
2. Отсутствие преимущества в статусе одной религии над другой.
3. Каждая религия будет ответственна за свои собственные святые места.
Наиболее вероятным выглядит вариант раздела города по той границе, в которой он существовал до войны 1967 года. Восточный Иерусалим стал бы столицей Палестинского государства, Западный — Израиля. Храмовая Гора должна была бы получить особый статус при опекунстве каждой стороной своих святых мест, а еврейская община Восточного Иерусалима — внутреннее самоуправление. На практическом уровне это соглашение возможно, поскольку евреи в своем большинстве не посягают на святые исламские места. Безусловно, разрешение этой сложной проблемы откроет двери к решению и всех других спорных вопросов Палестинской проблемы.
Телефон ведущих страницы «ИСТОРИЯ И «Я»: 414-90-00 — Сергей МАХУН, «День», Игорь СЮНДЮКОВ
Адрес электронной почты (e-mail): master@day.кiev.ua