Окончание. Начало читайте в «Дне» № 130-131
Какова же дальнейшая судьба славной иконы в Холмский период ее бытия? Это время длилось свыше семи веков, точнее 722 года: с 1223 года, когда князь — король Данило Галицкий получил ее из Киева и поместил в нововыстроенном храме в Холме, до 1945 года, когда дочь холмского священника Надежда Горлицкая переселилась из Холма в Луцк. В обоих городах знаковое и освященное сакральное произведение подверглось драматическим коллизиям и не раз находилось на волоске от гибели. Но с чудотворной иконой таки произошло истинное чудо: она спасена! Легальная история иконы начинается с большого христианского юбилея — Двухтысячелетие Рождества Христова.
Благодаря помощи директора Волынского музея иконы Татьяны Елисеевой, я хочу рассказать о драме и прославлении Холмской чудотворной иконы Богородицы — Холмского и Волынского периодов ее бытия.
...На стыке тысячелетий, то есть в 2000 году, в Луцке произошло событие, объединившее христиан разных конфессий. В городе появилась Холмская чудотворная икона Божьей Матери. Еще в ХVІІ веке епископ Яков Суша написал книгу, посвященную чудотворной Холмской «иконе Богородицы». Назвал он книгу «Феникс» и это стало определением всей ее истории, потому что время прославления сменяли времена скитаний. Но образ жил и воскресал после забвения. Икона возродилась через годы и столетия неизвестности. Музей стал местом пребывания христианской святыни, уникального памятника византийской иконописи конца Х века.
Холмская чудотворная икона Богородицы является одной из самых известных и наиболее прославленных в христианском мире. Она имеет славную и в то же время драматическую историю, наполненную тайнами и загадками. Ее судьба от ХІІІ века была тесно связана с Холмом. Не один раз образ покидал город, переходил из рук в руки последователей разных вероисповеданий, таинственно исчезал и чудом появлялся опять. Около 1223 года, в период правления Данила Галицкого, поселение Холм приобрело статус города. Построил князь здесь величественный храм на высоком холме. «И украсил иконы, принесенные из Киева, камнями дорогими и бисером золотым. И Спаса, Пречистую Богородицу, что ему сестра Феодора дала из монастыря «Феодора». Речь идет об иконах из Киевского монастыря святого Федора Стратилата, направленных в Холм, среди которых был образ Богородицы с Христом. Иконам из Византии приписывалась особая благодать и чудотворная сила. Заступничеством Пресвятой Богородицы Холм был спасен от нашествия орд Батыя в 1240 году. Во время военных действий в 1261 году монгольским ордынцам под руководством Бурундая удалось разрушить православный собор и содрать с иконы золотую оправу, бросив саму икону в руины храма. Только через сто лет икона была найдена и внесена в отстроенный храм.
В 1596 году, с переходом Холмского православного епископа Дионисия Збируйского в унию, Холмский собор и чудотворная икона оказались в руках греко-католиков. В 1628 году Холмским униатским епископом становится Мефодий Терлецкий, который начинает собирать документальные свидетельства благодеяний, полученных при посредничестве образа Пресвятой Богородицы. По его ходатайству в 1646 году была создана комиссия для изучения и обследования иконы, которая подтвердила ее древность и чудотворную силу. В этом же году вышла книга Якова Суше «Phoenix redivivus albo obraz starozutny Chelmki Panny u Matki Prenayswietszey slava cydovnych swoich dzel ozylu», в которой было дано описание иконы и перечень чудодейственных характеристик.
22 января 1650 года согласно Зборовскому соглашению, заключенному между Богданом Хмельницким и польским королем, греко-католики вернули православным Холмскую кафедру, во главе которой стал Дионисий Балабан. Однако при передаче храма униаты спрятали икону и обратились к польскому королю с просьбой перенести ее в другое место. Лишь после длительных поисков, при помощи православных мещан, икона была найдена в подземелье и опять внесена в храм.
Но и православные недолго утешались святыней. Зборовский договор был нарушен поляками, и в 1651 году они снова начали войну с казаками. По рекомендации Якова Суши, который на то время был управляющим Холмской епархией, король Ян Казимир отбирает у православных чудотворный образ Богородицы и берет ее с собой в поход против казаков под Берестечком. Известно, что перед битвой икону носили между рядами польского войска с молитвами о заступничестве и помощи. Поляки победили. Свою победу над казаками они приписали чудотворной помощи иконы Богородицы. После окончания войны Ян Казимир с почестями доставил икону в Варшаву и поместил ее в каплицу королевского дворца. 29 июня 1651 года он возобновил Холмскую греко-католическую кафедру, управляющим которой опять назначил Якова Суши. 29 апреля 1652 года по просьбе епископа и прихожан икона была торжественно возвращена в Холм и установлена в соборе.
Но здесь возобновились военные действия с казаками. Потрясенный постоянными поражениями, король Ян Казимир снова забирает икону на поле битвы. Но в этот раз Бог не проявил свое расположение к полякам. Потерпев сокрушительное поражение под Жванцем, король будто потерял интерес к иконе и вернул ее в Холм. Следующие годы 1656—1660-ые тоже не отличались спокойствием. Политическая нестабильность вынуждала Якова Сушу перед лицом опасности неоднократно забирать икону из храма и вместе с ней скрываться и переезжать с места на место.
В 1660 году ювелир Себастьян Нисевич из Люблина мастерит драгоценные одеяния для чудотворной иконы. На это время зафиксировано свыше 700 чудодейственных благодеяний при помощи иконы Пресвятой Девы. В 1720—1750 годах гданським ювелиром В. Жоде была создана серебряная плита с барельефным изображением батальной сцены и латинской надписью. В центре композиции изображена чудотворная икона, перед которой на коленях стоят король Ян Казимир и епископ Яков Суша. Эта плита была размещена на лицевой стороне главного престола. В 1765 году по ходатайству украинских епископов папа римский Климент ХІІІ коронует икону двумя золотыми коронами. В 1875 году российское царское правительство отменяет унию с Римом. Святыня на Холмской горе возвращается в православие. Так длилось до Первой мировой войны. В 1891 году чудотворную икону оправили новым серебряным окладом, украшенным драгоценными камнями и эмалями. Их изготовил ювелир Овчинников.
В 1915 году православное духовенство покидает оккупированный австрийскими войсками Холм. Икону перевозят в Москву. А в 1918 году, когда была провозглашена Украинская Народная Республика, в состав которой входила и Холмщина, икону перевезли в Киев и поместили в церкви Флоровского женского монастыря на Подоле.
В 20—30-х годах ХХ века икону стало опасно держать в церкви, поскольку безбожная власть большевиков, под предлогом помощи голодающим, проводила тотальную конфискацию церковных ценностей. Святыню вынесли из монастыря и начали перепрятывать среди отдельных граждан Киева. Из воспоминаний историка Натальи Полонской-Василенко, которыми она поделилась в письме к Ивану Огиенко, икона сначала хранилась у нее, но после нескольких обысков в ее квартире решено было перенести икону в другое место. Один из холмских украинских патриотов забрал икону к себе. Во избежание конфискации иконы при обыске, с нее сняли драгоценный оклад, разобрали на отдельные доски и раздали в разные руки. При аресте этого патриота украшения с иконы были найдены и забраны.
Из публикации М. Онуфрийчука узнаем, что икона Холмской Богородицы после того, как была вынесена из Флоровского монастыря, находилась у историка, преподавателя Украинской Академии Наук М. Корниловича (возможно, это именно тот патриот, о котором говорится в письме Н. Полонской-Василенко).
В 1940 году в оккупированной немцами Польше была возобновлена Холмская православная епархия, во главе которой стал архиепископ Илларион (Иван Огиенко). Именно его стараниями икона была найдена. Стало известно, что архиепископ Илларион отправил в Киев своего магистра М. Середюка и дал ему 1000 карбованцев для реставрации иконы. Так называемую «малую реставрацию» осуществил профессор Николай Прахов, сын руководителя строительства и росписи Владимирского собора в Киеве Андриана Прахова.
27 сентября 1943 года на праздник Воздвижения Честного Креста икона была торжественно внесена в кафедральный собор Холма. Из воспоминаний Надежды Горлицкой, икона находилась в помещении архиепископа Иллариона, поскольку в Соборе шел ремонт. В 1944 году фронт откатился на запад, военные действия шли поблизости Холма; архиепископ Илларион вынужден был эмигрировать. Очевидно, икону он планировал забрать с собой. Были снаряжены два эшелона — один с людьми, второй — с имуществом, церковной утварью и иконами, среди которых была и Холмская икона Богородицы. Именно этот эшелон попал под бомбардировку под Краковом. Люди, ставшие свидетелям этой беды, спасли эту и ряд других икон. Святыню перенесла в Люблин прихожанка холмского собора Илария Булгакова и передала православному священнику, а уже он известил в Холм о ее местонахождении.
Холмский священник протоиерей Гавриил Коробчук (отец Надежды Горлицкой) снарядил в Люблин авто и сопровождение — диакона Сурикова и свою старшую дочь Любу. Перевезя икону в Холм, ее уже не вносили в храм, а тайно спрятали в семье Коробчуков. В 1945 году во время насильственного переселения украинцев с территории Холмщины семья выехала в Луцк, взяв с собой икону. В Луцке икона скрывалась до 1968 года, пока был жив отец Гавриил. После его смерти дочка Люба перевезла икону к себе на Ивано-Франковщину. В 1979 году икона была непрофессионально обновлена; сделано грубое закрашивание по старому поврежденному изображению. Так она находилась на Ивано-Франковщине до 1996 года. Тогда же Надежда Горлицкая перевезла икону в Луцк. Учитывая ее повреждения, Надежда Гаврииловна решила передать икону на реставрацию. Это произошло 16 ноября 1996 года; произведение попало к реставратору Волынского краеведческого музея Анатолию Квасюку. Он был первым из музейных работников, кто увидел икону и кому выпала нелегкая миссия ее возвращения к первозданному виду. 15 сентября 2000 г. был подписан договор о передаче, согласно которому пани Горлицкая передает бесплатно в пожизненную собственность Волынскому краеведческому музею, — Холмскую икону Богородицы.
Лишь библейское и церковное понимание любви и уважения к сакральным вещам проливает свет на то, как спасали благочестивые люди на протяжении веков Холмскую чудотворную икону Богородицы с малым Христом на руках; сколько усилий, средств, стараний приложили Волынский краеведческий музей и Волынский музей иконы для ее сохранения, реставрации и обновленного, возрожденного существования после благословенного 2000 года!