Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мартин Лютер: большой разрыв-2

500 лет тому назад началась Реформация в Европе
3 ноября, 2017 - 14:10

Окончание. Начало читайте «День» № 192-193

Для удобства восприятия, уважаемые читатели, приведем не дословные цитаты (в переводе с латинского оригинала, потому что стиль изложения мыслей в интеллектуальных манифестах ХVI века не является уж таким легким для восприятия в наши дни), а попробуем сжато передать суть. Итак:

1. В тезисах 1—4 Лютер отмечает, что настоящее покаяние не является одноактным действием, которое выполняется по требованию заезженного священника, а внутренним процессом, который длится на протяжении всей жизни христианина. И если человек поистине раскаивается, тогда он готов принять небесное наказание и отказаться (добровольно) от любой надежды на безнаказанность.

2. В тезисах 5—7 Лютер выдвигает принципиальное положение: ни от одного небесного наказания (ни от Ада, ни от Чистилища) церковь, включительно с Папой, освобождать не может! Папа имеет право простить христианину нарушения своих собственных установок, но в любом случае не нарушение Божьих требований.

3. В тезисах 8—29 рассматривается вопрос об отпущении грехов для умерших и отбрасывается их основная предпосылка — якобы власть Папы над Чистилищем. Римский властелин имеет право облегчать судьбу грешников, которые там находятся, разве что своими молитвами, но услышит ли эти молитвы Бог — никто не знает.

4. В тезисах 30—40 говорится об отпущении грехов для живых. Пожизненное проклятие, заявляет Лютер, ожидает тех, кто уверен, будто индульгенции дают гарантию небесного оправдания и спасение. Причем прокляты они будут вместе со священниками (наставниками), которые это навеивают. Реформатор еще раз подчеркивает: христианин, который правдиво кается, не убегает от небесного наказания, а с терпеливой готовностью ожидает и даже ищет его. Но (очень важна парадоксальная мысль!) тот, кто искренне готов принять муку за собственные грехи, — тот уже без любой индульгенции получает прощение своей вины.

5. Дальше Лютер ведет речь о строительстве знаменитого Собора святого Петра в Риме на средства от продажи индульгенций и на деньги, забранные от нищих верующих. Реформатор утверждает: «Надлежит учить христиан: если бы Папа знал о вымогательских действиях этих продавцов (индульгенций. — И.С.), то он охотнее увидел бы Собор Святого Петра в руинах, чем согласился строить свой храм на содранных с верующих шкурах и на их костях» (Очень скоро Лютер заявил, что Папа знает об этом зле и сам его творит!). И далее — тезис 51: «Нужно учить христиан: Папа готов, когда будет нужно (и такой является его обязанность) продать Собор Святого Петра, чтобы раздать свои деньги большинству из тех, из чьих карманов черпали продавцы индульгенций». А есть еще 86: «Почему Папа, который сегодня является богаче Креза, не построит за свои средства храм Святого Петра, а сооружает его на средства малоимущих верующих?». Тон относительно Папы — в то же время и внешне верноподданный, и по сути мятежный. Для Лютера это — только начало.

6. Дальше Реформатор разъясняет, что существование некоего небесного «сокровища заслуг», которое могло бы «обмениваться» на сокровища земные, было бы выгодным для богатых людей, и, наоборот, ущемляло бы бедных.

7. После этого Лютер декларирует, что даже если и существует казна заслуг, накопленных Христом и святыми, то она, казна — равно как и крест, смерть и ад — достается грешнику не по благосклонности Папы (запомним это!). Губительным является то, когда уверенность в спасительной силе отпущения грехов затмевает веру в спасительную силу Креста, о которой свидетельствует Евангелие. Этот тезис содержит основную позицию ранней лютеранской теологии. Здесь уже — близкое расстояние к мысли, что христианин спасается искренней личной верой, и только ею.

8. И вывод Реформатора (последние тезисы): настоящий христианин в первую очередь желает идти за мучеником, страстотерпцем Иисусом. Он не рассчитывает на гарантии, которые предоставляет такая себе «разрешительная грамота». В чистосердечном раскаянии и познании горестей мира этого видит он путь к спасению.


ПАМЯТНИК МАРТИНУ ЛЮТЕРУ В ДРЕЗДЕНЕ. В САМЫХ БОЛЬШИХ ГОРОДАХ ГЕРМАНИИ ЕСТЬ ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕФОРМАТОРУ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОНИ УСТАНОВЛЕНЫ НА СОБОРНЫХ ИЛИ РАТУШНЫХ ПЛОЩАДЯХ / ФОТО АВТОРА

Тезисы — сдержанный, суровый и горький документ, однако немецкий народ (и не только он) черпал из него колоссальное вдохновение, готовность идти на смерть и муки ради праведного Божьего дела. Не поняв этого, трудно понять глубинное содержание эпохального события, которое случилось ровно 500 лет тому назад (и опять подчеркнем: это было лишь начало, критика Лютером Папы и Римской иерархии становилась с каждым месяцем все более радикальной, в 1520—1521 годах он говорил относительно них совсем иначе — мы еще скажем об этом). Но почему сокрушительные речи Лютера и его книга (например, «К христианскому дворянству Германии», в 1520—1521 гг.) воспринимались немцами, голландцами, швейцарцами, скандинавами как откровение?

Дело в том, что, кроме мировоззренческой, религиозной, философской составляющей, которой мы коснулись, выступление Реформатора содержало еще и исключительно мощную социально-экономическую, в конечном итоге, политическую составляющую. Лютер ставил под сомнение не просто продажу индульгенций, но и правомерность отпущения грехов, церковных сатисфакций и епитимий вместе взятых. Потому что тезисы, хоть внешне и содержали мысль о неизбежности человеческого склонения перед Господом, в то же время с вызовом утверждали неправомерность всех наказаний и поборов, которые Церковь наложила и продолжает налагать на христиан от имени обиженного Бога. А читатели Тезисов (и вместе с ними Лютер 20 лет) делали решительный вывод: если Бога достигает лишь искреннее раскаяние грешников, если он вовсе не требует от человека никаких жертв ради искупления грехов — тогда все, что церковь стягивала с верующих на протяжении веков, присвоено не по Божественному праву! Бесчестно приобретенные ею и деньги, полученные за последние десятилетия от продажи разрешительных грамот, и древнейшее имущество церкви — ее земли и ее крепостные. Именно так! Отсюда уже нетрудно было перейти к идее секуляризации (полной или частичной передачи в государственную собственность) церковного имущества и к отбрасыванию вообще церковно-феодального государственного строя (заметим, что лично Лютер, обычно, побаивался заходить в своих выводах так далеко). Отсюда уже близко было к основополагающим положениям протестантства вообще: а) к беспощадной критике церкви (католической прежде всего) как жестко структурированной иерархической организации — в то время как, по мнению идеологов Реформации, нет необходимости ни в одном посреднике между человеком и Богом; б) к признанию Святого Письма лишь его, а не эдиктов, булл и других документов Папы, высшим авторитетом; в) к утверждению, что любой искренний, честный христианин может и должен самостоятельно понимать Библию, а, следовательно, может быть и священником (Лютер 20 лет жизни посвятил переводу Библии на немецкий язык, в сущности, сделав этот язык литературным); г) к развитию в человеке моральной самостоятельности, правосознания и критичности (без «кнутов» извне); д) к отстаиванию принципов (немецкой и любой другой) национальной государственности против Вселенского космополитизма Рифма; е) к рационализации обрядов, отказ от мистицизма, суеверий, поклонение мощам святых и тому подобное.

***

Лютер, бесспорно, знал, что рискует разделить судьбу Яна Гуса. Однако непреклонно стоял на своем. 1520 лет «либеральный» Папа Лев Х подверг Реформатора анафеме и отлучил его от церкви — в ответ наш герой публично бросает эту папскую буллу в огонь во двор Виттенбергского университета. В 1519 году в Лейпциге при участии лучших богословов Германии и Италии, в 1521 году в Вормсе в присутствии императора Карла V и высших власть имущих чинов католической Европы от него требуют отречения; Лютер отвечает: «Пусть мне на конкретных примерах из Святого Письма докажут мою неправоту — иначе не отрекусь!» И добавляет, обращаясь к Карлу V: «Поскольку Ваше Величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ — я отвечу прямо и просто. Если я не буду убежден свидетельствами Святого Письма и ясными доводами ума — потому что я не признаю авторитетов ни пап, ни церковных соборов, потому что они противоречат друг другу — совесть моя связана будет лишь Божьим Словом. Я не могу и не хочу отрекаться от своих взглядов, потому что нехорошо и опасно делать что-то против совести. Пусть поможет мне Бог. На этом стою и не могу иначе». От казни Лютера спас курфюрст Фридрих ІІІ Мудрый, который, по согласованию с Реформатором, организовал вскоре после Вормса его якобы «похищение» и надежно, на три года, спрятал в одном из своих замков...

***

Великий Реформатор умер в собственной постели в феврале 1546 года, в возрасте 62 лет; он мог убедиться, что его идеи (пусть и Цвингли, и Кальвин, впоследствии и англикане, и американские протестанты — «отцы нации» — очень существенно отступали от «канонического» лютеранства, но он открыл им путь) распространялись по Европе, а затем в ХVII—XVIII веках — и по Новому Миру. Около половины западных христиан под воздействием Лютера отошли от Римо-католической церкви! Макс Вебер считал Реформатора, с его культом честного труда, который непременно будет награжден Богом, и личной ответственности «отцов современного капитализма». И именно Лютер будто спрашивает «отцов» украинского капитализма: неужели вы думаете обмануть Бога своим воровством?

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ