Великие династии остаются такими не только в памяти Истории, их величие продолжается и после смерти — в искусстве. Посланником величия Габсбургов остается их мавзолей в Вене, Романовых — собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Во Флоренции опочивают Медичи, и атмосферу их величия дарует нам Капелла Медичи, часть большого архитектурного комплекса, который возводился на протяжении многих веков величайшими гениями эпох. Он состоит из базилики, монастыря, великолепной библиотеки и капеллы. В творении Сан-Лоренцо — а именно так называется комплекс — принимали участие Брунеллески, Донателло, Микеланджело, Вазари, Аманатти. Но даже этим рядом имен нельзя полностью объяснить особенную атмосферу комплекса Сан-Лоренцо: история его уходит намного глубже — в раннее Средневековье.
В 393 году епископ Милана, Амвросий, освятил церковь в честь Святого Лаврентия. В те времена Флоренция (в современном итальянском языке — Firenze) звалась Флорентией (Florentia), её жители разговаривали на латыни, и лишь часть их приняла христианство. Епископ, которого церковь впоследствии канонизировала, заказал построить маленькое здание, которое, не отличаясь ничем особенным, прослужило церкви более тысячи лет.
Быть может, церквушка так и осталась бы незамеченной, но в XV веке по Италии уже уверенно шагало Возрождение (Ренессанс), вмешиваясь властной и веселой рукой во все, переворачивая мировоззрение людей, до неузнаваемости изменяя облик зданий, улиц, целых городов и стран. Флоренция становилась одним из самых значительных центров Ренессанса. Это был большой город с населением в 50 000 человек — несколько меньше, чем Париж, Неаполь, Венеция и Милан, но больше, чем любой другой город Европы. XV век, называемый «Кваттроченто», стал для Флоренции эрой становления и головокружительного взлета дома Медичи.
Медичи были членами гильдии медиков, о чем свидетельствует само имя; но Джованни ди Бичи де Медичи, отец Лоренцо и Джулиано, уже был банкиром и влиятельным членом Сеньории, уважаемым человеком в городе, владельцем роскошного «палаццо». Ему храм обязан своей уникальной судьбой: со времени Джованни Сан-Лоренцо было суждено увидеть возвышение дома Медичи, венчать сыновей и дочерей, крестить наследников, хоронить мертвых.
Начальный проект комплекса, что был воздвигнут на месте средневекового Сан-Лоренцо, принадлежит Филиппо Брунеллески, творцу Санта Марии дель Фьоре, главного собора Флоренции. Также он строил основную часть храма, так называемую Старую Ризницу.
Благодаря патронату семьи Медичи, Сан Лоренцо наполнялся шедеврами кисти и резца — творениями Донателло и Вероккьо, Россо Фьорентино и Филиппо Липпи, а также книгами. Дом Медичи всегда был центром гуманистического движения, здесь собирались кружки гуманистов, вырабатывались их идеи. Еще первые Медичи под руководством гуманиста Веспасиано ди Бистиччи начали составлять ценную библиотеку. В начале 20-х годов XVI в. Папа Климент VII Медичи решил поместить её в Сан-Лоренцо.
В 1523 году Микеланджело получил заказ. Десять лет великий мастер работал над залом библиотеки, но в 1534 году был вынужден эмигрировать в Рим. Библиотека Медичи была возведена в 1568 году и открыта для всех желающих. В наши дни в её стенах находится Институт министерства искусства и культуры, а также наиболее ценная коллекция старинных книг Италии. Микеланджело спроектировал и воплотил в жизнь еще одну часть комплекса Сан-Лоренцо. Это Новая Ризница Капеллы Медичи. Лишь в XVII веке работы в капелле были завершены, поэтому основная часть ее, Капелла князей, решена в стиле неоклассицизма. Еще Папа Лев Х Медичи хотел построить особую усыпальницу, чтобы перенести в нее прах наиболее уважаемых представителей рода. Климент VII доверил эту работу Микеланджело.
Замысел Льва Х Микеланджело воплотить не успел, хотя и разработал проект гробниц Лоренцо Великолепного и Джулиано де Медичи. Этому помешали политические разногласия. Во время восстания республиканцев в качестве военного инженера Микеланджело был на стороне последних. Но род Медичи, при помощи Испании, в том же 1530 году вернул себе власть во Флоренции.
Примечательно, что Медичи никогда не использовали силу своего владычества для гонения художников. Микеланджело мог свободно высказывать свои мысли в лицо герцогу Алессандро или папе, но и тот и другой были слишком образованными, слишком большими ценителями искусств, чтобы применять насилие. Микеланджело, напомним, уехал в Рим в 1534 году, так и не закончив работу в Новой Ризнице. Завершили ее по заказу Козимо I в 1554— 1555 гг Дж. Вазари и Б. Аманатти. Также в 1545 году ученики Микеланджело установили статуи на усыпальницы.
Останки Лоренцо и Джулиано Медичи покоятся в простом мраморном саркофаге, перенесенном в Ризницу в 1559 году. На саркофаге помещена незавершенная скульптурная группа — «Дева с Дитям» работы Микеланджело 1521 года, и св. Козьма и Дамиан — покровители семьи — работы его учеников. Гробницы же, которые делают Ризницу центром паломничества любителей искусства, скрывают прах не слишком известных правителей Флоренции — Джулиано, герцога Неморса, одного из сыновей Лоренцо Великолепного и Лоренцо, герцога Урбино. Оба изображены молодыми — один в шлеме, другой с жезлом полководца в руках; Лоренцо задумался, Джулиано — весь напряжён. Их фигуры не просто реалистичны. Человек, считал Микеланджело, — это мысль и действие, и две фигуры напротив друг друга представляют его концепцию человеческой природы.
Символическим значением обладают также и аллегорические фигуры, расположенные у подножия статуй герцогов. У Джулиано — это знаменитая группа «Ночь и День». «Ночь» — атлетическая женщина — пребывает в полудреме, склонив голову на руку. Согнутая нога поражает живой, мягкой на вид складочкой тела под коленом, многие туристы просто не удерживаются от соблазна притронуться к ней рукой, чтобы поверить, что это лишь мрамор. «День» — мужская мускулистая фигура, развернутая к зрителю плечом, представляет знаменитую технику Микеланджело non-finito (не законченное). Лицо «Дня» резко контрастирует с гладко вылепленным телом, оно шершаво, грубо вырезано, со следами резца. Но такая фактура придает ему ощущение теплоты, убирая прочь холод гладкого мрамора. Так Микеланджело создал иллюзию восходящего, неяркого еще солнца. У подножья Лоренцо — группа «Заря и Сумрак», две другие части суток, тоже очень важные символы позднего Средневековья и Возрождения.
Итак, пространством владеет сон. Ночь спит, Заря лишь просыпается, Сумрак уже погружается в сон, как в благоговейный символ вечности и нетленности. Но не только герцогов, которые покоятся в гробницах, и их славы. Нетленность работ Микеланджело, как одного из наиболее значительных художников Ренессанса, воспевает идеал Возрождения — красоту Человека, который весь есть Мысль и Движение.
После падения дома Медичи на смену ему пришла австрийская династия Габсбургов, и музеям Флоренции грозило разграбление. Последняя представительница угасающего дома, Анна Мария Людовика де Медичи, сделала все, чтобы мы созерцали Ботичелли, Рафаэля, Леонардо, Микеланджело, Тициана именно там, где они творили — во Флоренции. В 1743 году она заключила пакт с семьей, которая уже занимала главенствующие позиции в городе — с Лорранами — о том, что произведения высокого искусства не должны быть вывезены оккупантами-австрийцами. Так во Флоренции остался Давид Микеланджело, сохранилась богатейшая коллекция галереи Уффици, в которой находятся работы Джотто, «Рождение Венеры» и феерическая «Весна» Сандро Ботичелли, «Благовещение» молодого Леонардо, «Автопортрет» Рафаэля, «Святое семейство» Микеланджело, «Венера Урбинская» Тициана и др. Так же сохранилась в целости церковь Сан-Лоренцо и Новая Ризница со скульптурными работами Микеланджело в ней.
Несмотря на то, что дом Медичи дал миру немало выдающихся политиков (вспомним королев Франции Екатерину и Марию и четырех римских пап), в первую очередь этот род будет записан на скрижалях истории человечества как блестящая плеяда меценатов, проводников высокого Возрождения.