Основной тезис этого мифа нам всем известен, поскольку даже при «более национально» ориентированных правительствах последние 20 лет «историческая политика» Украины так и не смогла выйти из его паутины. Знаем: «Украинцы — жертва фатальных исторических обстоятельств, лузеры, проигравшие все важнейшие битвы, потому им остается только оплакивать погибших».
В чем вред. Миф вселяет комплекс неполноценности, несостоятельности проводить системные перемены в государстве и обществе, в конце концов, утверждает мысль о неизбежности и целесообразности утраты политической самостоятельности ради «безопасности» и «защищенности»
Национальные комплексы неполноценности — замечательная обширная тема, где место найдется едва ли не каждому народу. Ведь национальный нрав, как и нрав человеческий, обойтись без комплексов не может. И преодолевает он комплексы так же, как отдельный человек — кто-то успешно, а кто-то — нет, кто-то способен преодолевать «болезни сознания», а кто-то в них погружается. Когда мы маленькие — нам хочется быть большими и сильными. Когда мы бедные и запущенные — хочется быть богатыми и респектабельными. Когда мы неудачники — желаем успехов, взлетов и восторга окружающих. Когда что-то не получается — ищем оправдания, избегаем собственной ответственности («имеем то, что имеем»), киваем на внешние неблагоприятные обстоятельства и враждебные происки. Когда края этих проблем не видно — создаем себе иллюзорную реальность, где все так, как мы хотели бы. Для кого-то это — повод напрячься, чтобы приблизить реальную жизнь к идеалу, а кому-то достаточно и фантазий.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ
В настоящее время украинцы преисполнены по отношению к себе скепсиса. Все социологические опросы и мониторинги скажут, что мы недовольны собственной жизнью больше других (по крайней мере, европейских и соседних) народов. Мы — разочарованы, неуверенны, озлоблены. Хоть другой опрос свидетельствует: каждый украинец убежден, что с ним и семьей все будет в порядке — ведь его благосостояние зависит только от него самого. А еще он добавит, что, хоть и недоволен своим материальным положением, живет лучше, чем друзья и знакомые (а те скажут то же самое). Очевидно, одно из надежных оснований для сугубо украинских хороших межчеловеческих взаимоотношений — уверенность в том, что знакомые не знают обо всех твоих источниках доходов. Это нам дает возможность коллективно, почти искренне жаловаться на жизнь. Однако в глубине души мы не столь разуверены, но это — сугубо интимная информация... Поэтому вывод: мы разуверены именно как сообщество, зато как отдельные индивиды — живучи, как вирус гриппа, который ежегодно адаптируется к новым обстоятельствам. Именно поэтому невозможно изобрести прививку против «украинскости», и это — самый главный утешительный вывод из всей нашей многовековой истории.
Когда Робинзон Крузо оказался на безлюдном острове, его упрямый и прагматичный английский характер подсказал ему: раздели лист бумаги пополам, напиши слева «плохое», а справа — «хорошее». Составь два списка и разберись, на каком ты свете. Иногда стоит воспользоваться чужим и очень давним ноу-хау. И когда мы «как сообщество» составим себе такой перечень, то нам немалое откроется. И мы поймем, почему привычное официальное виденье нашей истории постоянно портит нам настроение, несмотря на якобы упорный «патриотизм». Америка и Россия — нации победителей (даже если привирают), Украина же — изнасилованная территория и люди-недобитки. Века безгосударственности, Руина, колониальное иго, Круты, репрессии, Голодомор, депортации. Все правда, но, но... Изложив неких пунктов пять-десять в списке слева (каждый достоин уважения), обратимся к правой стороне. И окажется, что на все пункты слева есть один, крайне банальный и не очень длинный ответ: «Ще не вмерла Україна». И она нам дана сразу в национальном гимне как главная рекомендация по психологической терапии. Тысячу лет над вами издевались, но вы выстояли, вы есть, вы — существуете. Единственное, чего не хватает этой лапидарной констатации, — а что дальше? И тут стоит уже не тревожить Павла Чубинского, ведь он не библейский пророк и не мог изобразить нам еще и будущее. То, что мы имеем сейчас, ему и не снилось, и отнюдь не в негативном смысле. Каких-то 100 лет назад Иван Франко считал нашу независимость делом «за пределами возможного». А тут уже прошло 20 лет, а нас еще танками не утрамбовали и по Сибири не расселили. Чудеса!
КТО КОГО ПОБЕДИЛ
Но наш «официоз», когда он бывает «национально», а не «экономически» обременен, склонен лишь проливать слезы и посыпать голову пеплом. И оказывается, что победы мы могли одерживать только вместе с россиянами, так как их «история», навязанная нам из кино и телевидения, — это сплошная победа! Присоединяйтесь, несчастные!
Добавим несколько уместных нюансов. В начале XVI века представители безгосударственного украинского народа, рядовые каневские мещане могли самостоятельно отразить татарское нападение, потом догнать отступающую орду в поле и изрубить вдребезги. Это — так, между прочим. И свое государство им не слишком было нужно. Представители колониально покоренного украинского народа во главе с Феофаном Прокоповичем научили московских «клиентов», как нужно называть, организовывать и развивать империю. Современные украинцы-патриоты их, может, и не уважают, но каких властителей тогда готовили «бездержавные»! (Нам бы сейчас «для себя» хотя бы два-три таких...) После захоронения героических крутовских студентов все-таки создали регулярные вооруженные силы Украинской Народной Республики. И в течение трех лет слова «Запорожский корпус Армии УНР» заставляли хладеть сердца у солдат не одного враждебного войска. Украинцы проиграли войну, имея в своем составе едва одну десятую количества своих противников. В конце концов, большевики были вынуждены создать «Советскую Украину» в пределах именно УНР, а не «пяти малороссийских губерний». И мы имеем сегодня границы государства, завоеванные нашими прадедами в 1918—1920 годах.
ПЕРЕЗАГРУЗКА НАЦИИ
Конечно, не нужно забывать о Голодоморе. Но если мы уже следуем примеру евреев, отстаивая международное признание факта геноцида, то стоит поразмышлять, — зачем они это делали. Вряд ли только ради сочувствия мирового сообщества, потому что это содружество имеет на самом деле железные нервы. Это делалось для признания моральной правоты того сообщества людей, которое сейчас начало вопреки всем строить собственное государство на исконно своих землях. Признание прошлой трагедии ради будущих побед и достижений, ради нового этапа истории. У нас же все выглядит как признание трагедии, которая объяснит миру, почему здесь плохо, почему мы ни на что не способны, — имеем «постгеноцидний синдром». Ну, синдром, и что? Ведь «ще не вмерла»! А еще можно требовать признания достижений трипольской культуры. Это легко объяснить миру, что потенциал украинцев исчерпался до того, как финикийцы изобрели азбуку. Нам просто не хватает нового совместного проекта, не хватает перезагрузки, не хватает других, новых людей «наверху». Мы должны перейти от стадии «нации-еще-не» к стадии «нация-уже-вот», потому что наше грустное прошлое уже закончилось. Живым, конечно, все хорошо, но, как кто-то умный высказался, «живут лишь те нации, которые имеют программу на завтра».