Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молчи, Марс, а то на свалку попадешь…

Борис Возницкий всю жизнь спасает художественные шедевры
2 февраля, 2002 - 00:00

Античную статую Бога войны Марса, которого при жизни (на постаменте при санатории) называли Рыцарем, наконец- то вынули из бурьянов. Бронзовую фигурку «Путто с дельфином», которую в свое время заказывал Медичи, вызволили из пункта приема металлолома. Ценное и бесценное, ничтожное, — все это поменялось местами и чуть не превратилось в кучу мусора. Очевидно, Марс не на шутку разгневался и все поставил на свои места. Античные шедевры недавно были найдены, а, точнее, распознаны в Старом Роздоле, в бывшем дворце Лянцкоронских — известного рода, который дал выдающихся военных и политических деятелей на службе I-й Речи посполитой. После национализации дворец служил для отдыха и лечения советских тружеников, у которых, очевидно, была классовая аллергия на древних греков и римлян, и на украинскую шляхту заодно…

Предыстория появления образцов античной культуры в Галичине уходит в позапрошлый век. В 1884 году семья Лянцкоронских, оставившая заметный след в полифоничной культуре Галичины, организовала научную экспедицию в Малую Азию (современная территория Турции) — местами бывшей провинции Римской империи. Привезенные оттуда образцы эллинской культуры, как свидетельствуют старые фотографии, украсили фасад дворца, парк, интерьер. Поскольку их тщательно белили известью, они стали похожи на гипсовые копии, не имеющие художественной ценности. Скульптуры понемногу исчезали в неизвестном направлении. Но когда исчез «Путто с дельфином» — бронзовая фигурка, украшавшая фонтан, и когда встал вопрос о продаже дворца с аукциона, директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий вместе с заместителем начальника областного управления архитектуры и градостроительства Романом Онышко обстоятельно исследовали еще оставшиеся статуи, и… возблагодарили провидение.

В Европе давно уже не находят образцы античной культуры, поэтому последнее открытие — настоящая сенсация. Сейчас во Львовской галерее искусств экспонируются шесть привезенных из Старого Роздола шедевров. Бог войны Марс и фигура женщины с жертвенной чашей «пришли» к нам без голов. У римлянки повреждено лицо. «Утешимся» тем, что можем и древних римлян упрекнуть в вандализме. Как показали исследования, римляне выдалбливали лица греков и вмонтировывали лики своих заказчиков. Таким образом мраморные скульптуры имеют двойное датирование в диапазоне нескольких веков: II в. до н.э. — II в. н.э.

Исследования продолжаются, а сейчас актуальны другие жгучие вопросы к самим себе: неужели мы такие бедные или такие богатые, что позволяли себе топтать ногами ценности, ориентировочная стоимость которых составляет, по оценкам специалистов, приблизительно 40 миллионов у.е.? Конечно, злоумышленник не знал, что сдает на металлолом скульптуру работы Андре Верроккио, учителя гениального Леонардо да Винчи. А если бы и знал, — кто такой для него Леонардо да Винчи, да и что с того? Разве выторговал бы в пункте приема металлолома больше, чем 24 гривни?

Античные скульптуры «защитили» себя. Однако в Галичине, по-видимому, еще немало ценностей затаились и ждут своего часа, спасения. Для Бориса Григорьевича Возницкого, который всю свою жизнь ищет и находит художественные шедевры (на свалках), — это больной вопрос…

— Может, еще где-то и есть античные вещи, которые были привезены сюда, — говорит он. — Знаю, что в собрании Семена Стефаника была какая-то античная вещь. Где она сейчас — неизвестно. Если где-то здесь,— то когда-нибудь найдется. Хуже всего то, что коллекции исчезают за пределами Львова. В 80-х годах во Львове было 42 коллекционера. В советские времена нельзя было стать миллионером, но можно — коллекционером. Эти коллекции… исчезли.

— Не было ли возможности оставить их в Украине? Разумеется, правовым путем…

— Когда-то, еще в начале советской власти, был такой «правовой» путь: все графы, князья были обязаны зарегистрировать свои коллекции. Они это сделали. Коллекции национализировали, забрали, и все они оказались в музеях, в основном — в Эрмитаже. Там есть около сорока египетских портретов,— вторая по значению коллекция в мире. Все это собрано на территории бывшей Российской империи. В 70-х годах было дано указание Министерства культуры Украины — брать на учет художественные коллекции. Мы, музейщики, ходили к коллекционерам, убеждали, объясняли, что коллекции будут под охраной государства, мы поможем реставрировать произведения. Коллекционер имел право продавать эти вещи, но нужно было сообщить — куда именно. В 1981 году одну коллекцию ограбили и ее хозяин даже не мог объяснить милиции, что именно исчезло.

— Все ли коллекционеры стали на учет?

— Нет, только 10 процентов. Ведь коллекционеры бывают всякие. Одних интересует искусство, других — покупка-продажа. Возьмите наши рекламные газеты: «покупаю старые ковры, плачу дорого». Миллионер покупает, имеет на это право, а дальше что? Дома ведь он эти ковры не держит. А люди — бедные. Если обедневшая пани продает старый ковер за сто гривен, она думает, что это — большие деньги.

— Борис Григорьевич, вспомните какие-то уникальные художественные вещи, исчезнувшие из Львова…

— Одна женщина принесла как-то вазу «Фаберже» метровой высоты. Спрашивала, можно ли вывезти ее за границу. Я сказал — нет. Хотела всего тысячу карбованцев за нее. Уже этой вазы здесь нет. Антиквариат из Львова приблизительно с 70-х годов вывозят постоянно. Мы получили отреставрированный дворец Потоцких. В каждой комнате когда-то были первоклассные печи, осталась только одна плохонькая. Мне рабочие рассказывали, что мебель и печи вывозили из дворца, когда там был физический институт. Львов разбазаривают…

— А может, стоит обратиться к населению?

— Ну и что с того? Люди обращаются в музей, но мы уже десять лет не получаем ни копейки на закупку экспонатов, а только на зарплату и энергоносители. Если попадается что-то первоклассное и недорогое, мы можем приобрести это на средства от реализации билетов (билет в галерею искусств стоит 2 грн. 50 коп. — Авт. ).

Мы за десять лет не купили ни одной современной картины! Потом в музеях Львова не будет работ 90-х годов. Есть только те работы, которые художники дарят после своих выставок. Через двадцать лет мы будем искать работы Остафийчука — в Канаде, Мысько — в Чехии, еще кого-то — в Германии. В том же Старом Роздоле мы взяли скульптуры только из трех ниш, а еще четыре — пустые. Куда исчезли скульптуры — неизвестно. У меня есть фото 1938 года, тогда все еще было на месте. Ищем во Львове выходцев из Старого Роздола. Может, что-то подскажут?

— Как же попала в металлолом бронзовая скульптура Андреа Верроккио — несмотря на все запреты, предостережения, решения органов власти и тому подобное?

— А как снимают вывески с фасадов — даже с Академии искусств? Как сняли бронзовые литеры на могиле композитора Владимира Ивасюка?! Одна преподавательница выехала в Израиль и оставила четыре бронзовых памятника на Янивском кладбище. Уже нет ни одного! Воруют. А главное — принимают…

Памятники эллинской культуры уже под надежной защитой. А дворец Лянцкоронских, памятник архитектуры, истории? Он ждет нового владельца, который будет обязан охранять памятник, иначе — строгие штрафные санкции. Остановят ли они того, кто приближается к Богу войны Марсу с молотом в руках?

Оксана ТЕЛЕНЧИ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ