Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«На окнах – решетки, на идеях – решетки»

40 лет назад, в августе 1963 года, произошла очередная реорганизация советской цензуры — был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по печати
23 августа, 2003 - 00:00


Строка поэта Валерия Пидпалого, взятая в качестве названия этого материала, отражает суть советской эпохи и того, что делала коммунистическая цензура. По принятому в СССР определению (оно зафиксировано, в частности, в 1978 году в одном из томов «Большой советской энциклопедии»), цензура означала контроль официальной (светской или духовной) власти за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-, фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телепередач, а иногда и частной переписки с целью помешать распространению идей и сведений, квалифицируемых как нежелательные или вредные.

Согласно еще одному постулату, «Конституция СССР в соответствии с интересами народа и с целью укрепления и развития социалистического строя гарантирует гражданам свободу печати», хотя одновременно отмечалось, что «гос(ударственный) контроль установлен для того, чтобы не позволить опубликование в открытой печати и распространение средствами массовой информации сведений, составляющих гос(ударственную) тайну, и др(угих) сведений, которые могут повредить интересам трудящихся».

Система большевистской цензуры была порождена характером большевистской власти, ее перманентным стремлением иметь полную монополию на истину. Кстати, этот феномен, присущий всем тоталитарным режимам, очень хорошо, а главное откровенно, растолковал никто иной, как Адольф Гитлер. Он отмечал: «Только поставив всю прессу и весь пропагандистский аппарат под контроль одного государственного органа, можно обеспечить централизованное руководство прессой. А централизованное руководство прессой является предпосылкой того, что общественность будет верить прессе, а значит, она обретет силу воспитательного влияния. Ибо только контролируемая пресса будет избавлена от того количества противоречий в предоставлении информации, в освещении мотивов событий политической, культурной и другой жизни, из-за которых она выглядит смешной в глазах населения, что подрывает ее репутацию как глашатая истины и лишают ее доверия, так необходимого для формирования общественного мнения».

Становление и совершенствование цензорских учреждений происходило параллельно со строительством партийных структур. Вот только некоторые малоизвестные моменты на примере Украины. В январе 1920 года при секретариате ЦК КП(б)У было создано несколько отделов, среди них — организационный с подотделом информации и связи и отдел издания газет. Впоследствии создается агитационно-пропагандистский отдел с подотделом партийного образования и секциями национальных меньшинств. Одними из функций этих подразделений стали цензорские. В начале 20-х годов принимается все больше жестких решений, тональность которых будет определять характер работы всей системы цензуры и позже. Как правило, эти решения проводились через малую коллегию Агитпропа (то есть отдела агитации и пропаганды). Агитпроп все больше укреплял свои позиции, применяя запретительные функции. В 1922 году в него входили такие подотделы: агитации, пропаганды, печати, национальных меньшинств, а в структуре ЦК КП(б)У существовал еще Истпартотдел, который собирал и фильтровал документы историко-политического и мемуарного характера.

В 1922 году было принято решение организовать Главное управление по делам печати. В 1927 году отдел агитпропа и отдел печати, отдельно существовавшие с 1924 года, объединили в отдел агитации, пропаганды и печати. В 1930 году произошла очередная реорганизация: среди семи отделов ЦК КП(б)У главное место заняли отдел агитации и массовых кампаний и культурно-пропагандистский отдел.

ГЛАВЛИТ

Теперь время сказать о хорошо известном многим интеллектуалам бывшего СССР Главлите — Главном управлении по делам литературы и издательств. Он был создан как орган Наркомата образования декретом Совета Народных Комиссаров от 6 июня 1922 года. Эту структуру возглавил П. Лебедев-Полянский, а вскоре такие же Главлиты возникли в других республиках. Тогда же в 1922 году появились спецфонды в библиотеках, предназначенные для хранения «враждебных» или идейно «вредных» изданий (в 1960 году в СССР было 210 таких библиотек).

По решению партийных инстанций, а формально по постановлению Совета Народных Комиссаров УССР от 11 августа 1922 года, возникло Центральное (сначала предлагалось назвать «Главное») управление по делам печати при Наркомате образования УССР. А собственно Главлит, то есть Главное управление по делам литературы и издательств при Совете Министров УССР, будет образован в июле 1946 года. С 1966 года оно имело название Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете Министров УССР.

Основной документ, которым руководствовался Главлит, — «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати». В июле 1957- го и в августе 1960 года было принято два издания нового «Перечня сведений, запрещенных к опубликованию в районных, городских, многотиражных газетах и передачах по радио». Летом 1960 года издана новая «Инструкция о порядке цензорского контроля» и другие инструктивные документы. Согласно постановлению ЦК КПСС № 177/77 гс от 7 марта 1961 года, на органы цензуры было возложено еще и осуществление тайного контроля за информацией, которая передавалась иностранными корреспондентами за границу. Официально это было мотивировано необходимостью получения сведений для организации контрпропаганды. С этой целью спецслужбу Главлита СССР подключили к линиям связи ряда иностранных корреспондентов.


Главлит должен был стоять на страже политических, идеологических, военно-экономических и культурных интересов и осуществлял предварительный и последующий контроль над издательской деятельностью в целом, кроме хозяйственных, финансовых и торговых вопросов. Предварительный контроль предусматривал то, что именно Главлит выдавал разрешение на выпуск в свет книг, периодических изданий, утверждение редакционных коллегий: ответственных редакторов, открытие издательств и утверждение их редакций, составление ориентировочного плана издательской продукции (с определением объема и процента литературы по отдельным жанрам и для отдельных групп потребителей) и тому подобное. Последующий контроль заключался в оценке уже напечатанных трудов, произведений искусства, увидевших свет, и в принятии мер запретительного характера в отношении нарушавших соответствующие инструкции.

Главлит осуществлял контроль с точки зрения политико-идеологической в первую очередь, руководствуясь основными коммунистическими постулатами о враждебности капиталистического окружения и его идеологических диверсиях. Под контролем Главлита находился ввоз литературы из-за рубежа, радиовещание, выставки, общественные лекции и тому подобное; он был призван охранять военно-экономические тайны, для чего с участием заинтересованных ведомств складывался список сведений, не подлежавших разглашению. На местах функции Главлита СССР выполняли республиканские, областные, краевые литы, в округах — инспекторы по делам печати, в отдельных местностях — их уполномоченные. Были, однако, и такие институции, издания которых сначала не подлежали просмотру: Коммунистический Интернационал, ЦК ВКП(б), вообще партийная, коммунистическая печать, издания Госиздата, Главполитпросвещения, газета «Известия» и труды Академии наук. Со временем ситуация изменится.

Органы цензуры действовали в тесной связи со спецслужбой. Даже больше, чекисты создали своего рода предшественника-двойника цензуры — систему политического контроля. Положение о нем было принято Совнаркомом РСФСР 21 декабря 1921 года. Именно этот документ упразднял службу военной цензуры и вместо нее вводил отделы, отделения и пункты политического контроля при Секретно-оперативном управлении ВЧК (позже ГПУ). На местах подразделения политконтроля входили в состав секретно-оперативных частей губернских отделов ВЧК-ГПУ, в уездах политконтроль осуществляли уполномоченные губернских отделов ВЧК- ГПУ. В сферу задач политконтроля входили контроль за почтово-телеграфной и радиотелеграфной корреспонденцией; отбор корреспонденции в соответствии с секретными списками органов безопасности; надзор за типографиями, книжными складами, магазинами и другими заведениями, которые издавали и продавали печатные произведения; просмотр всех печатных произведений, которые вывозились за рубеж и ввозились из-за рубежа, а также топографических карт, фотографий, кинолент, почтовых марок; контроль за деятельностью театров, кинотеатров, цирка и тому подобное. Уже к осени 1922 года отделы, отделения и пункты политконтроля были созданы в 120-ти городах коммунистической России. Впоследствии система политконтроля была усовершенствована, а общее руководство осуществлял Отдел политконтроля Секретно-оперативного управления ОГПУ (он же, кстати, осуществлял негласный просмотр корреспонденции лиц, представлявших оперативный интерес для чекистов). Такая же схема была внедрена в регионах.

СИСТЕМА «ГОССТРАХА»

Итак, общими усилиями многих структур возникла мощная цензорская система. Ее творцы достигли главного — всеохватывающего контроля над печатным словом, подавления инакомыслия, формирования общества, в котором по меткому выражению писателя Василия Гроссмана, царил Госстрах, когда каждый гражданин был обречен стать жертвой контроля или стать его активным соавтором.

На начальном этапе существования цензуры усилия были в значительной степени направлены на утверждение монопартийной диктатуры, установление монополии марксистско-ленинской идеологии, подавление всякой оппозиционности. В этот период Центральное управление по делам печати при Наркомате образования УССР начинает составлять инструкции по изъятию «вредной» литературы. Это вызвало бурную активность открытых и «закрытых» рецензентов на всех, как тогда заведено было говорить, «фронтах» духовной жизни. Не был обойден вниманием и «театральный фронт». Так, в 1933 году к постановке запретили 200 «националистических произведений» и 20 «националистических» (что бы это значило?!) переводов мировой классики. На этом этапе цензурой был запрещен ряд издательских проектов (среди них исторических и энциклопедических изданий).

Важную роль в процессе цензурирования играли проскрипционные списки изданий, которые готовил Главлит. Так, 15 декабря 1934 года появились «Сводные списки литературы, подлежащей изъятию из продажи, библиотек и учебных заведений». В списках фиксировали автора, название, издательство, год издания и язык. Однако уже первые партии книг, подлежавших запрету, были настолько велики, что в рубрике «Название» появились записи, упрощавшие работу: «Все произведения, за все годы, на всех языках».

В период «большой чистки» 1936 — 1938 годов Главлит нес основной груз по изъятию печатной продукции «врагов народа», многие из которых еще вчера занимали высокие должности. Если в 20 е годы от предварительногопросмотра были освобождены издания Коминтерна, ЦК ВКП(б) и вообще вся коммунистическая пресса и научные академические труды, то теперь все это подлежало строгому цензурированию. И сами цензоры подвергались периодической «чистке». Сохранился по-своему уникальный документ — записка Главлита СССР от 9 июня 1938 года «О проведенной работе по перестройке цензуры в условиях враждебной деятельности», адресованная Председателю Совнаркома СССР Вячеславу Молотову. В ней сообщалось, что в 1937 — 1938 годах «из общего количества 144 работников центрального аппарата изъято 44 лица». Приводился и такой пример: «В Отделе иностранной литературы из 68 сотрудников было арестовано 23. Было изъято по спискам Главлита 9740 наименований книг».

Постоянно перестраивался партийный аппарат с целью качественного улучшения своих цензорских функций. Так, в 1932 году создается отдел агитации и массовых кампаний и культурно- пропагандистский отдел ЦК КП(б)У. В 1935 году вместо культурно-пропагандистского отдела было создано 5 отделов (агитации и пропаганды, прессы и издательств, школ, культурно-образовательной работы, науки), а в 1939 году этот отдел снова был возрожден. К тому же отдельно были созданы сектора культуры и науки, печати и издательств. В 1945 году создается Управление агитации и пропаганды ЦК КП(б)У, в которое входили отделы пропаганды, печати, агитации, культуры, литературы и искусств, подготовки и переподготовки парткадров, науки. Кроме того, при Политбюро ЦК КП(б)У работали комиссии по прессе и издательствам, по литературе и искусству, работа которых имела фактически полуцензорский характер. В ноябре 1948 года снова восстанавливают отдел пропаганды и агитации, а в январе 1952 года его делят на 5 отделов: пропаганды и агитации, науки и высших учебных заведений, художественной литературы и искусства, школ. Новые изменения начались уже во времена хрущевской «оттепели».

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

После окончания войны с нацистской Германией у Главлита появляется новый аспект деятельности — обработка трофейной литературы. Только за 1946 — первую половину 1949 года в Советском Союзе было запрещено для открытого пользования более 441 тысячи зарубежных изданий и проведено более 32 тысячи изъятий в прочей зарубежной литературе.

В этот период создается все больше документов, которые регламентируют и определяют деятельность цензуры: «Сводные указания по цензуре», «Циркуляры всем органам цензуры», «Инструкция цензору», «Правила производства и выпуска в свет произведений печати», приказы, которые регулярно рассылались из Москвы уполномоченным Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати на места. В этих документах не было мелочей. Например, в циркуляре № 18/1045 с от 21 апреля 1947 года среди прочих негативных явлений находим следующее: «Мосгоробллитом разрешена к печати брошюра А. Орлова «Организация производства и производительность труда на американских хлопковых фабриках» (Гизлегпром).

В этой брошюре автор, некритически используя американские буржуазные источники, идеализируя капиталистические фабрики, по существу встал на позицию низкопоклонства и восхваления производственно-бытовых порядков на капиталистических текстильных предприятиях, изображая владельцев фабрик людьми, стремящимися совершенствовать производство и проявлять трогательную заботу об условиях труда рабочих. Лейтмотивом является утверждение автора, что на американских предприятиях совершенствование существующих и установка новых машин проводится под лозунгом: «Машина должна делать больше, человек меньше». В результате подобного апологетического восприятия автора, брошюра извращенно трактует положение на текстильных предприятиях США.

Выпуск брошюры в свет Главлитом задержан для переработки и исправления».

Этот циркуляр обязывал начальников республиканских, краевых, областных литов повысить требовательность цензоров к контролируемым изданиям и ответственность за идеологическое содержание этих изданий. О вмешательстве идеологического характера надлежало информировать местных партийных руководителей, чтобы они влияли на редакторов и руководителей издательских организаций, которые санкционировали к печати произведения с «идеологическими изъянами». Начальникам главлитов надлежало специальным донесением информировать союзный Главлит о всех случаях задержки печатных материалов и радиопередач. Цензоры должны были подписывать сигнальный экземпляр печатных произведений на выпуск в свет, а если были найдены ошибки, задерживать эти сигнальные экземпляры, сообщая об этом управлению по делам литературы и издательств соответствующего уровня. Редакторы газет, директора издательств должны были для контроля предоставлять верстки изданий, в которых не было бы правок, а после того, как цензор дал разрешение, также запрещалось делать любые изменения в тексте. Наконец, циркуляр требовал пересмотреть все произведения, которые находились в печати на предмет их соответствия данным требованиям.

В июне 1947 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о сохранении государственной тайны, который стимулировал активность цензуры. Летом того же года Главлит СССР обратился с предложением в Совет Министров СССР обязать руководителей министерств, ведомств и организаций самим определить круг вопросов и сведений, которые нельзя публиковать открыто. В марте 1948 года Совет Министров СССР утвердил «Перечень важнейших сведений, составляющих государственную тайну». На основе этого документа министерства и другие центральные учреждения составили подробные внутриведомственные перечни. В январе 1949 года Главлит СССР выработал «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати». Были введены более жесткие ограничения содержания печатной продукции и полный запрет изданий по отдельным вопросам, таким, как освоение Арктики и Дальнего Востока, наличие и деятельность научно-исследовательских и других учреждений, которые занимались проблемами атомной энергетики, ракетной техники и тому подобное. Акцент сделали на засекречивании сведений экономического характера, материалов о развитии науки и техники. В течение 1947—1949 годов дополнительно запретили публиковать обзоры и сводные данные о количестве, техническом уровне основного и энергетического оборудования, сведения о строительстве, проектной мощности, размерах капиталовложений в предприятия союзного и республиканского подчинения в главных отраслях промышленности и тому подобное. В апреле 1949 года в Главлите СССР был создан специальный отдел цензорского контроля научно-технической литературы.

Юрий ШАПОВАЛ, профессор, доктор исторических наук. Фотоматериалы из архива автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ