Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не было слов, не было слез — был голод...»

24 ноября, 2011 - 20:46
«ДЕТИ ГОЛОДОМОРА». ПЛАКАТ НИНЫ МАРЧЕНКО, КИЕВ

Хочу поделиться с читателями газеты «День» воспоминаниями моего отца, Ямкового Алексея Михайловича, который родился на Подолии, в с. Глыбочек Тростянецкого района Винницкой области, в 1917 году в крестьянской семье. Моя мама, Ямковая (Гаврилюк) Мария Степановна, родилась в 1922 году в с. Михайловка Теплицкого района Винницкой области.

Мамины родители, а мои дедушка и бабушка, Гаврилюк Степан Михайлович и Гаврилюк Екатерина Денисовна, умерли от голода в 1933 году. Мама осталась с бабушкой, которая ее воспитала.

В Мемориальном комплексе жертв Голодомора в Украине в 1932—1933 годах, который возведен возле святой Киево-Печерской лавры и памятника Павшим воинам, где горит Вечный огонь, я нашел их имена в Книге памяти.

Нужно отдать должное президенту В. А. Ющенко за возрождение в памяти народа тяжких и страшных событий в истории украинского народа — Голодомора 1932—1933 гг., который был намеренно совершен сталинским коммунистическим режимом, чтобы поставить на колени непокоренных украинских крестьян, чтобы уничтожить их душу и волю.

Доказательством голода в Украине являются советские статистические данные о переписи населения перед голодом 1932—1933 годов и после него (см. табл.).

Согласно этим убедительным цифрам, Украина потеряла более трех миллионов своего населения, кроме того, более трех миллионов — потерь ожидаемого прироста. В то же время у соседей Украины значительно увеличилось население: русских на 28%, а белорусов на 11,2%.

Осуществляя Голодомор, прежде всего против украинского крестьянства, коммунистический режим уничтожал цвет украинской нации, а забирая землю в государственную собственность, подрубал ее исконные корни. От голода на Украине погибло, по разным данным, 7,0— 8,0 млн детей, пожилых людей, женщин и мужчин, преимущественно крестьян. Нет прощения изуверам, которые сознательно совершили это преступление — геноцид украинской нации.

К сожалению, исторические события мало чему учат как наш народ, так и его кормчих.

За 20 лет независимости население Украины, согласно статистическим данным, уменьшилось с 52,0 млн в 1991 году до 45,7 млн в 2011 году, или более чем на 6,0 млн. Также, по разным данным, приблизительно 7,0 млн выехало в поисках лучшей жизни в Россию, страны Европы и Америки, чтобы найти работу, заработать какие-то средства и прокормить и выучить своих детей, материально поддержать родителей, имеющих в большинстве своем жалкие пенсии. Это что, повторение 30-х годов, только в другом измерении?

В нашей семье разговоры о голоде 1932—1933 годов велись очень редко. Моя бабушка Мария, которая умерла в 1961 году на 80-м году жизни, по моей просьбе рассказывала, что осенью 1933 года, после того как было из амбара колхоза вывезено все зерно, не осталось даже на семена, в селе из дома в дом ходили бригады активистов, которые были из городов, соседних сел, или свои коммунисты, комсомольцы, лентяи и пьянчуги, тыкали в землю металлические штыри и искали закопанное зерно. У кого находили, все забирали. У нас дома спрятанного зерна не было, но забрали и втоптали в осеннюю грязь даже узелки с семенами фасоли, кабачков, подсолнуха и других семян, которые бабушка заготовила на весну.

Отец мне также рассказывал, что особенно трудные времена настали зимой и в начале весны 1933-го. В селе не было слышно лая собак. Крестьяне, чтобы спастись от голодной смерти, отловили и съели всех собак, котов, ловили и ели воробьев, ворон. В селе были случаи людоедства. Колхоз выделил специальную подводу, на которой свозили на кладбище и хоронили мертвых крестьян. Никто на их могилах крестов не ставил, потому что не было дерева и силы.

Весной, когда появилась трава, растаял лед на реке Южный Буг, люди ожили. Дети ели траву: крапиву, лебеду, лопухи, щавель и тому подобное, молодые листья вишен, липы, цвет акации. Старшие дети учили младших «пастись»: какую траву можно есть, чтобы не отравиться. Ловили рыбу, ракушки, лягушек в реке — и выживали, кто как мог.

В конце весны в селе открыли столовую, чтобы подкормить людей, оставшихся в живых, и засеять поля зерном.

Летом, когда в поле и на огородах колосья начали наливаться зерном, люди вынуждены были, чтобы выжить, рвать те колоски. Был издан указ Сталина, названный в народе «указом о трех колосках», согласно которому за сорванные колоски людей карали смертной казнью или, при наличии «смягчающих обстоятельств», сажали в тюрьму.

Так, в с. Скибенцы, что относится сегодня к Глыбочанскому сельскому совету, дедушке моей жены — Галины Николаевны, Кушниру Антину, за горстку колосков отбили почки, печень, и он через неделю умер. Его сына Николая забрал дед Кучер, который спас сироту и дал ему свою фамилию, чтобы его не считали сыном врага народа.

К сожалению, в сельском совете до сих пор нет полного списка людей, которых голодом свел в могилу сталинский коммунистический режим.

Я просил отца как очевидца, который сам пережил те страшные события и чудом выжил, написать воспоминания о том страшном человеческом горе.

Умер отец в 1992 году. Прошли годы. Я пересматривал его бумаги, документы и нашел черную тетрадь, в которой были рукой отца написаны воспоминания о детских годах, коллективизации и о голоде, который он пережил в родном селе.

В 2010 году ксерокопию воспоминаний отца я передал директору Украинского института национальной памяти, народному депутату Украины, академику Игорю Рафаиловичу Юхновскому.

В память об односельчанах, всех людях, которые погибли во время Голодомора 1932—1933 годов, и наших родителях, которые пережили те страшные для украинской нации времена, предлагаю читателям воспоминания моего отца, Ямкового Алексея Михайловича.

Нужно, чтобы сегодняшнее и грядущие поколения знали и помнили о тех страшных годах и событиях в истории нашего села Глыбочек и всей Украины, о своих односельчанах, земляках, которые любили родное село, свой прекрасный певучий язык и данную Богом родную землю, чтобы не допустить никогда повторения такого преступления, чтобы любили, уважали, берегли и защищали свои семьи, своих детей, родителей, родную землю и язык и свою независимую Украину.

Иван Ямковый, народный депутат Украины второго созыва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ