Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не поддерживаем украинский сепаратизм...»

Первое Посольство Украины в Соединенные Штаты Америки
16 января, 2020 - 15:56
ПРЕЗИДЕНТ США ВУДРО ВИЛЬСОН (1913—1921 ГГ.). ОН ЗАЯВИЛ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СТОРОННИКОМ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИЙ, ОДНАКО В СИТУАЦИИ С УКРАИНОЙ СТАЛ НА ПЛАТФОРМУ «ЕДИНОЙ И НЕДЕЛИМОЙ РОССИИ»

История украинско-американских отношений, учитывая их значимость, особенно в критические периоды для Украины, безусловно, заслуживает внимания читателей «Дня». Сто лет назад (как, кстати, и сегодня) молодое украинское государство переживало один из критических моментов своей истории.

Возрожденная в конце 1918 г. в результате свержения власти гетмана Павла Скоропадского Украинская Народная Республика (УНР) с первых дней своего существования уделяла большое внимание внешнеполитической сфере. Ведь ей крайне важно было добиться международного признания и получить помощь ведущих держав мира, чтобы противодействовать агрессии большевистской России. Учитывая возросшую роль Соединенных Штатов Америки, в частности в Европе, Директория и правительство УНР придавали большое значение налаживанию отношений с ними. Тем более, что именно президент США Вудро Вильсон обнародовал еще до окончания Первой мировой войны свои знаменитые четырнадцать пунктов урегулирования. Среди них провозглашался и принцип права наций на самоопределение, положенный в основу внешнеполитической деятельности УНР.

6 января 1919 г. правительство УНР приняло законопроект об отправлении Чрезвычайной дипломатической миссии в США и ассигновании на ее содержание в течение шести месяцев 1 471 400 карбованцев. В объяснении к данному законопроекту подчеркивалось, что «миссия в Соединенные Штаты будет иметь чрезвычайный государственный вес. Поэтому она должна быть поставлена в особые условия относительно персонального состава и расходов на содержание». Не случайно она была зачислена в первый разряд дипломатических представительств УНР за рубежом. Возглавил миссию на первых порах советник Министерства иностранных дел (МИД) Е.Голицинский. Кроме него, в ее состав были включены еще восемь человек: три советника — Л.Цегельский, Ю.Бачинский, М.Гехтер; секретарь В.Козакевич; два атташе — А.Шумницкий и Е.Слабченко; двое правительственных чиновников — И.Бармен и М.Кадец. В дальнейшем этот состав по различным причинам подвергся изменениям.

В конце января 1919 г. миссия выехала из Киева через столицу Западной области УНР г. Станиславов (сейчас Ивано-Франковск) сначала в Вену, где украинские дипломаты получили в возглавляемом В.Липинским посольстве УНР загранпаспорта, а впоследствии в Копенгаген, в котором более четырех месяцев ждали от американских властей разрешения на въезд в США. За это время внутреннее и международное положение УНР резко ухудшилось. В результате успешного наступления большевистских войск она потеряла почти всю свою территорию. Изменилось и руководство самой миссии. Еще в конце апреля 1919 г. ее председателем был назначен Ю. Бачинский.

Это назначение не было случайным. Ведь новый председатель был известным общественно-политическим деятелем и ученым, автором знаменитого труда «Украина irredenta», в котором еще в 1895 г. первым в украинской общественно-политической мысли обосновал необходимость создания самостоятельного соборного Украинского государства. Кроме того, в начале XX века он в течение полутора лет находился в США и Канаде, исследуя там жизнь украинских эмигрантов. Опубликованный им в 1914 г. во Львове труд «Украинская эмиграция в Соединенных Штатах Америки», по мнению специалистов, не утратил свою ценность до сих пор. В докладе бывшего министра иностранных дел УНР А.Ливицкого об изменениях в персональном составе чрезвычайной дипломатической миссии в США, написанном 6 ноября 1919 г., в частности отмечалось: «Считаю п. Бачинского из всех бывших и будущих кандидатов на Украинского Дипломатического Заместителя в Америке наиболее соответствующим, как человека, который ознакомлен с американскими обстоятельствами, знает немного английский язык, пользуется добрым именем так в крае, как и среди американских украинцев и имеет политический опыт».

Только во второй половине июня 1919 г. американская сторона дала, наконец, разрешение на въезд в США главе украинской миссии и ее секретарю. В начале августа они прибыли в Вашингтон как частные лица. Несмотря на это, американская пресса широко информировала своих читателей о прибытии украинских дипломатов. Естественно, что больше всего внимания уделяли этому украиноязычные газеты, освещая в дальнейшем их деятельность.

Сразу по приезду Ю.Бачинский обратился с письмом к государственному секретарю Р.Лансингу, в котором сообщил о своей миссии, целью которой было «достичь от правительства США признания Украинской Демократической Республики и установить торговые отношения между американской и украинской республиками». Все, чего мы добиваемся, разъяснял украинский посол, есть только справедливость и право на самостоятельное существование среди народов всего мира. Однако ответ госсекретаря был неутешительным. «...Правительство и народ США с живым интересом относятся к благосостоянию людей во всех частях России, включительно в Украине. Однако США не признают ни независимость Украины, ни правительство, которое теперь там при власти, а потому не готовы принять представителей украинского правительства».

Такая позиция американских властей по украинскому вопросу следовала из решений Наивысшего Совета мирной конференции в Париже, которая в конце мая 1919 г. сделала окончательную ставку на российское белогвардейское движение, признав адмирала О.Колчака «верховным правителем» неделимого Российского государства. Официальная точка зрения США относительно украинской государственности была четко выражена в телеграмме Р.Лансинга американской делегации на Парижской мирной конференции, посланной 29 октября 1919 года. «На основании последних расследований, — говорилось в ней, — департамент склонен рассматривать украинское сепаратистское движение в большой мере как результат австрийской и немецкой пропаганды, направленной на раскол России. Оно не способно получить достаточной национальной поддержки для создания независимого государства. (...) Поэтому госдепартамент США считает, что до той поры, пока будущие события окончательно не решат точный характер отношений между Большой и Малой Россией, политика США должна быть направлена, скорее, на поддержку принципа российской целости, нежели подстрекательства сепаратизма». Вот почему все попытки украинских дипломатов добиться признания УНР и заручиться поддержкой со стороны США потерпели неудачу. Американское правительство запретило даже вывоз в Украину военного имущества, закупленного украинской делегацией на Парижской мирной конференции у Американской ликвидационной комиссии на сумму 8 млн долларов.

Натолкнувшись на полное игнорирование со стороны официальных властей, Бачинский пытался наладить более тесные контакты с американскими украинцами, встречался с их громадами. Одна из таких встреч состоялась 16 ноября 1919 г. в Чикаго. Для встречи с украинским послом местная украинская громада выставила почетный караул из сечевиков, которые выстроились в два ряда с украинским и американским флагами. На призыв кошевого Новодворского сечевики поприветствовали высокого гостя, а общество «Бандурист» спело боевую песню. Ю.Бачинский в своем выступлении подчеркнул, что теперь нет двух Украин — галицкой и надднепрянской, а есть только «одна украинская республика от Сяна до Дона». После торжеств состоялся сбор средств на украинское дело.

Серьезным препятствием, которое негативно влияло на деятельность миссии, была ее большая географическая отдаленность и оторванность от правительства УНР и украинских дипломатических представительств в Западной Европе. В результате этого сообщения и распоряжения правительства, МИД, других государственных учреждений поступали к миссии с большим опозданием. Нередко оно достигало от четырех до восьми месяцев. Начиная с мая 1920 г., миссия перестала получать даже телеграфные сообщения Украинского прессового бюро, которое находилось в Вене. Других источников получения информации о событиях в Украине и вокруг нее у украинских посланцев не было. Ю.Бачинский в сентябре 1919 г. жаловался председателю делегации УНР, посланной на Парижскую мирную конференцию, графу М.Тишкевичу: «Я не получаю из Парижа никаких инструкций. Не получаю даже выяснений или хоть бы просто отрицаний тех бесполезных для делегации вестей, которые появляются в здешних укр. Журналах».

Имели место также другие трудности. В своей деятельности Ю.Бачинский справедливо стремился опереться на украинскую эмиграцию в США. Но надлежащей опорой в силу ряда причин она не стала. В первую очередь потому, что, несмотря на относительную численность, имела все-таки небольшое влияние и ограниченный доступ к факторам государственной власти. К тому же сама она оказалась разделена по социальным, политическим, региональным, религиозным признакам на конкурирующие, нередко и откровенно побеждающие друг друга группы. Председатель миссии не сумел занять взвешенную нейтральную позицию в этой борьбе, дал втянуть себя в нее и в значительной мере потерял среди эмигрантских организаций свой авторитет. Вследствие этого в адрес МИД УНР посыпались на него нередко совсем несправедливые жалобы, обвинения и даже злостная клевета. Кроме того, исторически сложилось так, что почти все наши тамошние эмигранты были выходцами из Западной Украины (Галичины, Буковины и Закарпатья). Поэтому не удивительно, что украинская эмиграция США в подавляющем своем большинстве придерживалась не общеукраинской, а регионально-галицкой ориентации. Все это также усложняло деятельность украинских дипломатов.

Однако наибольший вред украинской миссии нанес скандальный конфликт между ее главой Ю.Бачинским и финансовым агентом М. Имханицким, который прибыл в Вашингтон в апреле 1920 г. по поручению Министерства финансов УНР. Последний осуществил попытку отстранить Ю.Бачинского от должности и перебрать на себя обязанности председателя миссии. Дело это зашло так далеко, что, не разделив первенство, Имханецкий обратился за помощью к услугам американской фемиды. Судебный процесс между высокопоставленными дипломатическими представителями УНР, да еще и в стране, у которой безуспешно добивались официального признания, произвел гнетущее впечатление на американскую общественность. Его следствием стало то, что правительство США под предлогом того, что УНР им не признана, отказало миссиям в праве выдавать украинские паспорта.

В ноябре 1920 г. положение УНР стало катастрофическим. Красная армия окончательно вытеснила украинские войска из территории Украины. Правительство оказалось в экзиле. В конце декабря МИД УНР сообщило Ю.Бачинскому, что из-за финансового положения правительство не имеет возможности содержать в дальнейшем миссию, потому она должна быть ликвидирована. Характеризуя осуществленную ею работу, исполняющий обязанности директора Департамента чужеземных отношений МИД УНР в мае 1921 г. писал: «...Сделано меньше не только того, что нужно, но и того, что можно было сделать. Дело же наше в Америке стоит во всех отношениях плохо».

Украинская миссия находилась в США до лета 1921 г. В июне она выехала в Вену. Характерно, что впоследствии этот вопрос очень заинтересует карательные органы советского режима, которые после добровольного возвращения Ю.Бачинского в Украину его арестовали и осудили по сфабрикованному делу до десяти лет заключения, где он и умрет 6 июня 1940 г.

Так завершилась деятельность первого посольства Украины в США. К сожалению, в силу объективных и субъективных обстоятельств поставленной перед ними цели украинские дипломаты тогда не добились. Правительство США не признало УНР как суверенное государство, отказав украинскому народу в праве на самоопределение. Бесспорно, что самой главной причиной этого была упрямая ориентация государств Антанты, лидеры которых решали тогда судьбы стран и народов, на поддержку белогвардейского движения с целью возобновления единой России, а также возрожденного Польского государства. Однако приобретенный в те годы опыт не был напрасным. Сейчас он успешно учитывается в практике взаимоотношений наших государств, которые давно уже вышли на высокий уровень стратегического партнерства и плодотворного сотрудничества в политической, военной, экономической и других сферах.

Иван ГОШУЛЯК, кандидат исторических наук, доцент
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ