Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не сгоревший на костре

Возможно быть пророком в своем отечестве. Ян Гус
21 июля, 2006 - 20:39
ЯН ГУС. СТАРИННЫЙ ПОРТРЕТ / ЯН ГУС НА КОСТРЕ. РИСУНОК В.КАСИЯНА К ПОЭМЕ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО «ЄРЕТИК»

6 июля Чехия отмечала государственный праздник, посвященный человеку, который вот уже шесть столетий пользуется глубоким уважением своего народа. Это Ян Гус — воплощение лучших черт Человека и Чеха — таких как верность высоким идеалам, уважение к народу, сознание своего долга, самоотверженность и храбрость. Ян Гус, его учение, его жизнь и смерть оказали огромное влияние на историю и формирование чешского общества. Если бы не было Яна Гуса, — кто знает? — возможно, что чехи были бы совсем другим народом.

Ян Гус родился в местечке Гусинец, недалеко от баварской границы, в крестьянской семье. Не только день, но и год его рождения (приблизительно 1369 ) известны только приблизительно. Умер же он 6 июля; эта дата считается также и днем рождения Гуса. В годы наивысшей своей известности Гус никогда не забывал, что вышел из простонародья, и навсегда сохранил особое сочувствие к людям простым, невежественным и убогим. Даже накануне казни Гус писал сочинение, в котором протестовал против феодального насилия и крепостного права — защищал своих земляков.

УЧЕБА В ЧЕХИИ В ХIV СТОЛЕТИИ

В раннем возрасте Гус был послан учиться в Прагу. Там он, как и все сыновья бедных родителей, добывал себе пропитание пением и прислуживанием в храмах. По его собственному свидетельству, жилось ему нелегко. Возможно, именно поэтому он очень хотел стать священником, что было мечтой также его родителей.. По словам самого Гуса, мысль о священстве в юности означала для него отсутствие голода. По окончании низшей школы крестьянский сын Гус поступил в Пражский университет на факультет «свободных искусств», соответствовавший тогда философскому факультету. В университете Гус, как он сам вспоминает, не уклонялся ни от чего, участвуя и «во всем важном, и во всем легкомысленном», хотя его легкомыслие ограничивалось довольно невинными забавами. В одном из предсмертных писем Гус, рассказывая ученику о своей юности, советует не следовать его «дурному примеру» и с детской наивностью рассказывает, как его тешило пышное магистерское одеяние — крылатая суконная одежда, капюшон и белые воротнички. Упоминает и о том, что не чуждался пиров, устраиваемых в складчину магистрами, а к тому же был страстным шахматным игроком. «Игра эта, — говорит он, — часто доводила меня до вспышек гнева». Современники Гуса, однако, писали, что его нрав был строгим, а любовь к труду — необычайная. В 1396 году он закончил университетский курс со званием «мистр» (магистр); в 1400 году стал священником, а вскоре был избран деканом факультета. Забегая вперед, скажем, что в 1402—1409 годах он был ректором Пражского университета.

ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Под влиянием чтения книг, главным образом — сочинений уже покойного тогда английского предшественника Реформации Уиклифа (ХIV ст.), а также вследствие высокого уважения к священническому призванию, Гус из веселого товарища и страстного шахматиста превратился почти в аскета. Впоследствии он писал: «Когда я был очень молод и духом, и разумом, я был суеверен и тщеславен. Познав Истину, я понял свое прежнее безумие».

Те годы были для чешского народа временем бурных церковно-политических дискуссий и событий — шла упорная борьба за власть между Вацлавом IV (чешский король и император Священной римской империи германской нации) и католическим духовенством. Дошло до того, что в припадке гнева король велел арестовать архиепископа Праги и других высоких католических прелатов. В результате дошло до войны, в которой чешский народ стал на сторону своего короля и обеспечил ему победу. В оппозиции к католическому духовенству оказались и многие священники, которых особенно возмущала практика распространения папских индульгенций. Болезненным вопросом был для граждан Чехии также язык храмовых проповедей — на улицах и около храмов чехи все громче требовали проповедей не только на латыни или немецком, но и на чешском языке. Именно это настоятельное требование привело к основанию Вифлеемской часовни, вскоре прославленной Гусом.

Вифлеемская часовня создавалась специально для проповедей на чешском языке. Король Вацлав не только разрешил открытие часовни, но и добился на это архиепископского согласия, хотя против этой часовни восстали все немецкие магистры и каноники. Каждое выступление чешских проповедников собирало в часовню и около часовни толпы народа, особенно в те дни, когда там проповедовал Гус. (Его политические и религиозные убеждения к тому времени уже сложились, а свою речь он довел до совершенства.) Без преувеличения можно сказать, что Вифлеемская часовня стала тогда центром Чехии, а Ян Гус — первым человеком страны.

Основой всех устных и письменных выступлений Гуса была критика многочисленных церковных злоупотреблений того времени. Как известно, католическая церковь находилась тогда в не лучшем, скажем так, состоянии — раскол, коррупция, чехарда недостойных пап (один из них даже был корсаром)... Особенно возмущали всех индульгенции — возможность купить за деньги письменное отпущение грехов как на этом, так и на том свете. Гус не только обличал церковные злоупотребления, но и критиковал также некоторые теологические положения католицизма. Его идеи, популярность, красноречие оказали тогда заметное влияние также на чешскую письменность — реформы Гуса сводились, главным образом, к упрощению правописания, что делало письменность доступной для всех.

На первых порах проповеди Гуса встречали одобрение не только бюргеров и крестьян, но и крупных светских феодалов, а также самого короля-императора Вацлава IV. Все были едины в том, что церкви надлежит вернуться к «евангельской простоте» и отказаться от огромных земельных владений на территории Чехии.

Когда Ян Гус стал ректором Пражского университета, его главная задача состояла в том, чтобы обеспечить руководящую роль чешских ученых. И в 1409 г. король Вацлав IV уступил — предоставил чехам управление университетом. Немецкие же преподаватели, потеряв свое господствующее положение, покинули Пражский университет и создали свой собственный в Лейпциге.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Католическое духовенство, возглавляемое пражским архиепископом, не могло долго мириться с таким положением дел и публично выступило против Гуса, обвинив его в подрыве церковного авторитета и власти, а также в распространении еретических учений. Более того — Гуса и его сторонников отлучили от церкви. Несмотря на это, Гус продолжал проповедовать в Вифлеемской часовне, а число его сторонников росло, пополняясь горожанами и крепостными крестьянами со всей Чехии. Тогда архиепископ прибегнул к крайней и очень редко употребляемой мере — наложил на Прагу так называемый интердикт. Это означало временное (до покаяния всех граждан) отлучение Праги от церкви, запрещающее совершать в храмах города какие-либо богослужения и обряды (отменялись, в частности, литургии, причастия, заключение браков, запрещалось отпевать покойников и др.). Но эта мера вызвала новую волну возмущения во всей Чехии и еще больший народный подъем, что, однако, совсем не понравилось отцам города. Расширение церковно-реформаторского движения, острота конфликта между Гусом и католической церковью, интердикт Праги напугали короля и крупных феодалов и от политики нейтралитета они перешли к репрессиям.

В 1412 г. Гус выступил против объявленной папой Иоанном XXIII публичной продажи индульгенций в Чешском государстве (между прочим, Католическая церковь вскоре признала Иоанна ХХIII «антипапой»), что спровоцировало большое волнение. Люди вышли на улицы, устраивали шествия, сжигали папские буллы. Это привело к карательным мерам со стороны светских властей — три участника антипапских протестов были казнены, многие попали в тюрьму. Гуса не тронули, но выслали из Праги. А через короткое время его обвинили в ереси и пригрозили предать церковному суду. В те времена это означало только одно — смертный приговор.

Суд над Яном Гусом состоялся в немецком городе Констанце, где тогда заседал Собор католической церкви (1414—1415), избравший римского папу Мартина V (вместо трех «пап», правивших перед тем одновременно). Император Священной римской империи Сигизмунд I (Вацлав к тому времени был лишен императорского престола) послал Гусу личное приглашение явиться на Собор, пообещав ему свою защиту и неприкосновенность. 11 октября 1414 года Гус покинул Чехию и в сопровождении многих чешских рыцарей направился в Констанц. Современники пишут, что он хорошо понимал, что идет на смерть. По дороге Гуса бурно приветствовало население не только чешских, но и многих немецких сел и городов. По прибытии в Констанц Гус был арестован и брошен в городскую тюрьму, откуда его переправили в монастырскую тюрьму доминиканского монастыря. Узник писал своим друзьям: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова, причиняют страдания камни в печени, но именно теперь я постигаю ценность страданий Христа...».

От пражского «отступника» требовали одного — раскаяния и отречения. Но Гус твердо заявил, что готов отказаться от своих убеждений только в том случае, если ему докажут, что они, убеждения, противоречат Священному Писанию. Судьи, однако, совсем не хотели устраивать диспут с таким просвещенным и талантливым оратором — им нужно было только раскаяние. Изможденного многочисленными бесплодными допросами Гуса снова и снова отправляли в темницу. Тем временем все когда-то могущественные его защитники отказались от Гуса — он остался в полном одиночестве. Предал его также император Сигизмунд, клятвенно обещавший свою защиту; более того — на Соборе он заявил, что считает Гуса «величайшим еретиком». В тюрьму к узнику часто приходили духовные и светские люди и старались убедить его в необходимости отречения. Следует отметить, что бесстрашие Гуса, верность своим убеждениям, а также необыкновенная притягательность его личности, вызывали у многих, даже у судей, уважение и сострадание. Многие искренне пытались спасти этого бесстрашного, честного и всеми покинутого человека от страшной казни. Но Ян Гус оставался непреклонным. Письма, которые он писал в последние дни своей жизни, дышат простой детской верой и мужественной готовностью пострадать за Христа. Одно из его последних писем заканчивается словами: «Написано в оковах в ожидании смерти на костре».

КАЗНЬ

Cостоялась 6 июля 1415 года. В присутствии всех участников Собора, папский судья зачитал приговор, согласно которому Гуса как неисправимого грешника и еретика лишали чина священника и передавали в руки светской власти для соответствующего наказания — это был смертный приговор. Яна Гуса сожгли на костре недалеко от города, на лугу: подняли его на кучу дров, привязали к столбу и, прежде чем зажечь костер, в последний раз предложили сказать одно единственное слово: «Отрекаюсь». Гус молча отрицательно покачал головой. Его пепел был брошен в реку Рейн — для того, чтобы чехи не сделали из его праха предмет поклонения.

В 1846 году Тарас Шевченко написал поэму «Єретик», посвященную Яну Гусу, его правде, мужеству и страданиям. В уста мученика поэт вкладывает слова:

«О, Господи милосердний,
Що я заподіяв оцим людям?
Твоїм людям! За що мене судять!
За що мене розпинають?
Люди! Добрі люди! Молітеся!..
Неповинні — І з вами те буде!
Молітеся! Люті звірі
Прийшли в овніх шкурах
І пазурі розпустили…»

(Поэма «Єретик» переведена на чешский язык.)

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ

Казнь Яна Гуса не прошла, как это часто случается в подобных случаях в других странах, бесследно. В 1419 г. произошло восстание в Праге; на горе Табор собралось 42 тысячи вооруженных крестьян — началась вооруженная борьба между гуситами (последователями Яна Гуса), с одной стороны, и католической церковью и чешской королевской властью, с другой. Вся Чехия поднялась, чтобы продолжить дело Гуса — начались гуситские войны. Они продолжались почти двадцать лет и вышли далеко за пределы Чехии, приводя в ужас многих курфюрстов, князей церкви и самого германского императора. Против гуситов даже собирались (как в раннем средневековье) так называемые крестовые походы, в которых принимали участие феодалы со своими войсками из многих стран Европы. Но почти все эти походы были отражены гуситами. Закончились войны только в 1436 году, существенно изменив жизнь Чехии. Так, чехи перестали тогда платить римскому престолу налоги и признавать абсолютный авторитет папы; католическая церковь потеряла в Чехии все свои владения, королевская власть была ограничена сеймом (земским парламентом).

Однако гуситские войны — это уже другая замечательная история.

УЧЕНИЕ ГУСА

В своих взглядах Гус во многом отходит от парадигм своего времени. Например, что касается веры, то тут он отводит почетное место разуму и личному убеждению, утверждая, что разум и самостоятельное логическое мышление являются такими же источниками познания истины, как и Откровение. Более того — самое Откровение может быть достигнуто лишь посредством разума. Для тех времен это была очень смелая мысль. Гус утверждал также, что заблуждаться не может только Бог; однако, даже целый собор иерархов может не только заблуждаться, но, что значительно хуже, силой заставлять других верить в свои заблуждения. Поэтому повиновение церковной власти должно быть условным — если эта власть идет против учения Христа, ей надо сопротивляться. В тех случаях, когда духовная власть оскверняет храмы и грабит народ, светские правители имеют полное право изгонять таких пастырей из храмов и даже конфисковать неправильно присвоенное и расточаемое церковное имущество.

Через сто лет после смерти Яна Гуса (в 1517 году) немецкий католический священник Мартин Лютер вывесил на дверях собора в Виттенберге свои «95 тезисов против индульгенций», которые стали началом Реформации, протестантизма и, собственно, нового времени, когда католическая церковь потеряла в Западной Европе свою исключительность. Чрезвычайно существенным в рассказанной истории представляется то, что чехи, которые в 1418 году, в начале «гуситских войн» изгнали из своей страны высшее католическое духовенство и разорвали все отношения с папским престолом, сохранили свой католицизм до нашего времени (вопреки мощным протестантским движениям). Сегодня только незначительная часть населения страны идентифицирует себя с протестантизмом или православием. Но еще более важно то, что на протяжении всех этих столетий и религиозных войн чехи сохранили глубокое уважение к своему национальному герою — Яну Гусу, который был проклят католическим собором в Констанце.

P.S. Будет ли когда-нибудь в Украине государственный праздник, посвященный Тарасу Шевченко?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ