Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обескровливание духа-2

Как Россия присваивала культурное наследие Украины: из истории ограбления и вывоза
19 июня, 2020 - 09:41
БОРОДИНСКОЕ СОКРОВИЩЕ — КЛАД, НАЙДЕННЫЙ В 1912 Г. БЛИЗ ГОРОДКА БОРОДИНО В ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ. ДАТИРУЕТСЯ 2 ТЫС. ДО Н. Э. В СОСТАВЕ КЛАДА ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗОЛОТА, СЕРЕБРА, БРОНЗЫ, РЕДКИХ ПОРОД НЕФРИТА И ТАЛЬКА. ТЕПЕРЬ СОКРОВИЩЕ НАХОДИТСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ В МОСКВЕ. СОКРОВИЩЕ ИМЕЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ПАМЯТНИКАМИ БРОНЗОВОГО ВЕКА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ И ПОЧТИ ВСЕЙ ЕВРАЗИИ

Окончание. Начало читайте «День» №108-109

Новый коварный захват и разрушение Запорожской Сечи по приказу российской императрицы Екатерины II в 1775 (именно тогда, когда украинские казаки участвовали в российско-турецкой войне на стороне России) вновь обозначились разграблением и вывозом казацких клейнодов в Москву и Петербург. Тогда особенно «отличился» князь Потемкин, приобщивший к награбленному имуществу еще и реликвии сечевой церкви, в которой, по традиции, хранились казацкие клейноды. Впоследствии часть захваченных клейнодов (14 флагов и хоругвей) попала к его управляющему, после смерти вдовы которого в 1829г. — в петербургский Царскосельский Арсенал. Оттуда они со временем были переданы в Эрмитаж. «Теперь эти клейноды, дорогие для всей Украины, находятся в Эрмитаже, яко пасынки этого чрезвычайно большого и важного хозяина. Никому не нужные, запыленные, висят они на стенах прихожей средневекового отдела Эрмитажа», — так впоследствии писал о них известный украинский исследователь М. Макаренко в 1924 г.

Начало организованного и целенаправленного поиска предметов старины и исторических документов на территории Московского царства и созданной на его основе Российской империи приходится на первую половину XVIII века. Попытки российского царя Петра I следовать опыту Западной Европы в создании коллекций музейного характера положили начало процессам централизованного и систематического сбора предметов старины со всех частей вновь империи. Императорскими указами и распоряжениями имперских институтов была создана четкая система изъятия культурных ценностей в столицы метрополии. В частности, среди первых таких актов известный указ Петра I 1702 об изъятии из арсеналов города и Батурина захваченных «у султанов турецких и в королей польского и свейского на боях» пушек, которые долны были «в Москве в новостроеном Цехаузе для памяти и на вечную славу поставить».  А в 1707 году ему были отправлены монеты из клада, найденного в Киеве. Характерным было содержание указа Петра I Сенату от 16 октября 1720, которым поручалось «послать нарочных во все монастыри, обретающие в российском государстве, для осмотрения в оных и забрания древних жалованных грамот и других куриозных писем оригиналных, также книг гисторических, рукописных и печатных, какие где ко известию потребные найдутся».

Эта практика была продолжена преемницами Петра I — российскими императрицами, особенно Екатерина II, которая выявление и вывоз в Петербург и Москву предметов старины, архивных документов, древних летописей, инкунабул и старопечатных книг сделала инструментом системной политики по укреплению российского самодержавия, элементом которой стала фальсификация российской истории и истории украинского народа. Во время своих путешествий по территории Украины Екатерина II лично просматривала церковные и монастырские собрания документов, рукописей и старинных книг и забирала из них те, которые считала нужными для перевозки в Петербург. Особенно интересовали ее украинские летописи, что подтверждает приказ генерал-губернатора 1794 года, с поручением «употребить ко благождению ее императорского величества все зависящее от вас старание к отысканию и поручению из домов и партикулярных рук летописей и особенно родословных ...».

Особенно значительные масштабы вывоз культурных ценностей из Украины приобрел с конца XVIII — начала XIX века, когда внимание общественности и ученых привлекли сокровища скифских курганов, древнеславянские и древнерусские предметы старины. В 1763 году по приказу генерал-губернатора Новороссийского края (южная часть Украины) А. Мельгунова был по-грабительски изувечен скифский курган Красная (или Литая) Могила. Выявленные вещи, впоследствии получившие название «мельгуновского сокровища» (золотая царская диадема, оковка рукояти и ножен меча, золотые украшения одеяния VII — начала VI в. до н.э.) были подарены императрице Екатерине II и впоследствии вошли в основанный ею императорский Эрмитаж. Роль катализатора в этом процессе сыграла созданная в 1859 г. Императорская Археологическая комиссия, которая стала главным центром организации археологических исследований на территории империи и решала судьбу находок. В уставе Комиссии значилось: «Самые ценные из вещей, открытых Комиссией или поступающих к ней, представляются на рассмотрение государю императору и по велению его императорского величества поступают в императорский музей Эрмитаж или в другие высочайше назначенные места»

Так, в Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, Оружейную палату, Исторический музей в Москве попали все ценные скифские, славянские и древнеруськие предметы старины, открытые на Киевщине, Полтавщине, Екатеринославщине, Черниговщине и в других регионах Украины. К таким находкам относятся сокровища скифского кургана Чертомлык (около современного Никополя), среди которых — всемирно известная серебряная амфора с изображением скифов, укрощающих диких лошадей. В 1912-1913 годах на территории современной Запорожской области был раскопан «царский» скифский курган Солоха, находки из которого поразили весь мир. Достаточно лишь вспомнить золотые гребень, фиалу и украшенный серебряной пластиной горит. Находки из кургана оказались в петербургском Эрмитаже. Самый богатый за всю историю Российской империи, а затем и СССР Перещепинский клад, найденный в 1912 у села Малая Перещепина (современная Полтавская область), состоял из золотых (вес около 25 кг) и серебряных (около 50 кг) вещей — блюда, вазы, бокалы, амфора, ритон, чаша, византийские монеты VII в., браслеты, перстни, гривна, меч в золотых ножнах. Все эти выдающиеся памятники так же хранятся в фондах Эрмитажа. В 1905 г. у с. Ивахненко Лохвицкого уезда Полтавской губернии (ныне с. Яхники Оржицкого района Полтавской области) в урочище Скляровщина на поле казака Сергиенко был найден большой клад серебряных украшений конца IX — нач. Х в. из нескольких десятков предметов и их фрагментов. Клад был отправлен в Петербург в Императорскую Археологическую комиссию, которая, в свою очередь, передала его в полном объеме в Исторический музей в Москве, где он хранится до сих пор. Аналогичная судьба постигла и львиную долю найденных в течение XIX — нач. ХХ в. в Киеве древнеруських кладов (укажем лишь на сокровища 1827, 1876, 1880, 1885, 1894, 1910-1912 гг.), которые были вывезены в Москву и Петербург. Кроме археологических находок, в Москву и Петербург массово вывозились украинские летописи и старопечатные книги, архивы советских и религиозных учреждений, выдающихся деятелей. Например, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге хранится оригинал выдающегося памятника украинской истории и культуры — казацкая летопись Величко XVII — нач. XVIII в.

В российской империи был основан такой путь вывоза из Украины культурных ценностей, как невозвращение с выставок переданных на них предметов старины и искусства. В частности, еще в 1871-1872 годах из Киева на Московскую политехническую выставку были вывезены старинные пушки Киевской крепости. После завершения выставки их не вернули обратно. Эти памятники были переданы в Артиллерийский музей в Петербурге, где они находятся и сейчас.

События Первой мировой войны, кроме значительных человеческих потерь, уничтожения и повреждения сооружений и имущества различного характера привели также к значительным потерям культурных ценностей. Украинские земли входили в состав противоположных воюющих сторон. Каждая из них вывозила памятники истории и культуры за их пределы. Но особенно большие потери культурным ценностям Украины во время Первой мировой войны были нанесены российской армией и действиями российского правительства в целом.

Так, во время наступления российских войск на территории Галичины и Буковины в составе российской армии действовали специальные эксперты, которые целенаправленно отбирали музейные, архивные и библиотечные сборники, отдельные предметы старины и искусства. Значительная часть этих исторических и художественных памятников была вывезена в Россию и попала в Москву, Петербург и другие крупные российские города. В том числе, при оккупации Галичины, которая до войны входила в состав Австро-Венгрии, из Петрограда во Львов прибыл уполномоченный от Российской Академии наук профессор Е. Шмурко, который имел чрезвычайные полномочия и задачи находить ценные исторические памятники и отправлять их в Россию. Российские специалисты проводили описания, инвентаризацию фондов, готовили к отправке в Россию многие ценные экспонаты. Среди них — личные вещи известных украинских деятелей, старинные иконы, рукописи, старопечатные книги, предметы искусства, нумизматические коллекции, археологические находки и сокровища.

Российскими военными был арестован и отправлен в глубь России выдающийся украинский церковный и культурный деятель Галичины митрополит Андрей Шептицкий. При этом во время обыска у него были конфискованы и вывезены в Петроград несколько сундуков с историческими документами, которые он собирал на протяжении многих лет. Оказалась разграбленной библиотека «Академической общественности» — редкие украинские старопечатные книги, рукописи, картины безжалостно уничтожались российскими солдатами, зачастую их просто сжигали, разводя на улицах гигантские костры. В Перемышле профессор Шмурко изъял и доставил в Петроград легендарную митру папы Иннокентия IV, присланную князю Даниилу Романовичу Галицкому на коронацию королем Руських земель в 1253 году. С участием львовских «москвофилов», из Львова в Ростов российскими военными был отправлен грандиозный музей Львовской Ставропигии вместе с библиотекой, которые на протяжении длительного времени собирались Галицкими митрополитами.

«Таким образом Украина лишалась именно того, что дает ее народу национальное лицо, теряла свои сокровища, теряла навсегда», — отмечал в начале ХХ в . известный ученый, один из самых авторитетных хранителей украинской старины Николай Биляшивский. Сложно еще что-то прибавить к его словам.

Сергей КОТ, кандидат исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ