Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Общее наследие Украины и Польши:

где хранить батальные полотна Мартино Альтомонте?
2 ноября, 2012 - 11:46
КОРОЛЬ ПОЛЬСКИЙ ЯН СОБЕСКИЙ — МОНАРХ, СЫГРАВШИЙ СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ В РАЗГРОМЕ ТУРЕЦКОЙ АРМИИ ПОД ВЕНОЙ. КАРТИНА КОНЦА ХVII в. ИЗ ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ РАДЗИВИЛЛОВ / ФОТО С САЙТА RADIKAL.RU

Еще восемь лет назад на страницах газеты «День» (№152, 24.08.04) автор опубликовал статью об украинско-польском военном взаимодействии во время Венской «битвы цивилизаций» 1683 года, которая была подготовлена на оригинальных данных из архивохранилищ Польши и освещала большое участие украинцев в обороне Европы от османов. А недавно властные структуры дружественной нам страны призвали украинскую власть к немедленному возвращению батальных полотен художника немецкого происхождения с итальянской фамилией Мартино Альтомонте «Битва под Веной» (1688 г.) и «Битва под Парканами» (1692 г.) из музейных фондов Олесского и Золочевского замков Львовской Национальной галереи искусств в помещение ныне действующего в местечке Жовкве Львовской области римско-католического костела Св. Лаврентия. Отметим, что этот собор является не только современным храмом одной из многих украинских конфессий и замечательной ренессансной памяткой Восточной Европы, но и главным костелом короля Речи Посполитой Яна ІІІ Собеского, усыпальницей известных польских благородных родов Жолкевских, Даниловичей и Собеских, а, следовательно, вторым «польским Вавелем». Именно здесь в течение длительного времени хранились уникальные батальные полотна М. Альтомонте. Но где в настоящий момент хранить эти замечательные произведения искусства итальянско-немецкой школы, что изображено на этих картинах и кого нарисовал мастер «батальной» кисти в качестве героев успешной военной кампании 1683 года против Османской империи?

УЧАСТИЕ УКРАИНЫ В БИТВАХ ПОД ВЕНОЙ И ПАРКАНАМИ

12 сентября 2013 года исполнится 330 лет со времени победы европейских коалиционных сил над Османской империей под австрийской Веной, что, очевидно, широко будет праздноваться в Польше именно как сугубо «польская победа». В Украине же, по-видимому, обойдут этот юбилей стороной. Хотя в этой незабвенной для исторических судеб многих народов Европы победе принимали участие не только поляки, но и австрийцы, немцы, хорваты сербы, а также украинцы. Известно, что в состав войска Короны Польской, которое летом 1683 года отправилось на помощь австрийскому императору Леопольду І Габсбургу под Вену, влились не только сотни казаков, но и много украинских шляхтичей, крестьян, мещан и даже священников родом из Львовщины, Тернопольщины, Перемышлянщины, Холмщины, Белзчины, Станиславовщины (совр. Ивано-Франкивщины), Волыни, Подолья, Киевщины и даже Черниговщины. В войске Яна ІІІ Собеского, которого на королевский трон избирали не только польские, но и украинские шляхтичи, были не только римо-католики, но и униаты (греко-католики), протестанты и православные. Достаточно сказать, что одну из хоругвей мещан и монахов из Львова возглавил православный епископ Иосиф Шумлянский, который был ранен во время Венской битвы. Кроме того, в составе европейской коалиции 12 сентября 1683 года погиб выдающийся культурный деятель, православный теолог из Сербии Юрий Крижанич.

Восточные воеводства Речи Посполитой всегда выделялись в системе политико-административного деления этой конфедеративной страны. Ведь здесь компактно проживали представители украинского этноса во главе с собственной шляхтой. Украинскими (их называли еще «русьскими») воеводствами в административно-территориальной системе Польско-Литовского государства считались такие воеводства: Русьское (с центром во Львове), которое состояло из таких земель: Львовской с Жидачовским уездом (Жидачов), Премышлянской (Перемышль), Санокской (Санок), Галичской (Галич) и Холмской (Холм); Киевской (Киев, потом Житомир); Брацлавской (Брацлав, потом Владимир); Волынской (Луцк); Подольской (Каменец-Подольский, потом Львов); Черниговской (Чернигов, потом Овруч) и Белзской (Белз).

Следовательно, «затяжное» войско короля Яна ІІІ Собеского (а он был не только королем Польши, но и великим князем Литвы и Украины!), согласно реестрам, которые сохраняются в архивохранилищах Польши, состояло из 21-й тысячи жолнеров и на 2/3 было набрано из разных станов украинских воеводств Речи Посполитой: «крылатых» гусар, происходивших из украинской зажиточной и средней шляхты; аркебузеров-шляхтичей из украинских воеводств; «панцирных» конников (средняя и мелкая шляхта, казачество, крестьянство, мещанство и духовенство) из Украины; «валашских» конников, куда входила мелкая украинская шляхта и «поспольство»; «чужеземных» пехотинцев, которые главным образом формировались из прежних казаков, а также крестьян и мещан; «венгерских» пехотинцев из «поспольства» украинских земель; драгунов, которые набирались главным образом среди украинского крестьянства. Уже перед самим отходом в Австрию среди крестьян Западной Украины было спешно набрано 600 воинов в подразделения «выбранецкой» пехоты. Еще около 14 тысяч украинцев помогали жолнерам в качестве так называемых челяди, пахолков и почтовых, но не были внесены в общий реестр. А, следовательно, в целом в Венском походе 1683 года принимало участие почти 28 тысяч представителей Украины.

Совместно с 55-тысячным войском австрийцев и немцев во главе с князьями Карлом V Лотарингским, Максимилианом ІІ Эмануэлем, Иоганном Георгом ІІІ полякам и украинцам удалось победить 150-тысячную армию Османской империи во главе с великим визирем Кара-Мустафой. Наряду с королем Польши и «великим князем Литвы и Украины» Яном ІІІ Собеским экспедиционный корпус Речи Посполитой в Венской битве возглавили великий коронный гетман и воевода Русьского воеводства (совр. Западная Украина) Станислав Яблоновский, а также великий польный гетман и воевода Волынского воеводства Николай Сенявский. Во время одной из атак «крылатых» гусаров на турецкие позиции 12 сентября погиб украинский шляхтич, галицкий староста Станислав Потоцкий. А еще одну гусарскую хоругвь во время Венской битвы возглавлял никто другой, как казацкий полковник, старший правобережного Войска Запорожского и, одновременно, коронный ротмистр Криштоф Ласко из Киевщины. В одной из хоругвей, которую возглавлял королевич Александр Собеский, воевал бывший казак Роман Сирко, сын известного кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко.

В состав войска Яна ІІІ Собеского также входило несколько казацких сотен из Правобережной Украины, а около 3-х тысяч казаков-добровольцев из Левобережной Украины и Запорожской Сечи присоединились к коалиционному австрийско-немецко-польскому войску уже во время отвоевания турецкой крепости Парканы (совр. Штурово в Словакии) 9 октября 1683 года. О важности участия казачества в походе войска Речи Посполитой в Вену свидетельствовало то, что надзор за «казацким набором» осуществляла жена короля Мария Казимира. Среди украинских казаков, которые бились с турками за Вену 12 сентября 1683 года, на сегодня известны имена полковника Павла Апостола-Щуровского, сотников Чомухи и Потаренко, а также казаков — Михаила Мовчана, Кирилла Петренко (Петрова), Семена Бута, Ивана Правды, Тарана, Яремы, Логойко, Яковца, Костюшко, Иванка, Лукиана, Петра и Микитки. Все они были православными христианами. Интересно, что среди защитников Вены распространялся немецкоязычный «летучий листок» с пародийным письмом украинских казаков турецкому султану, который играл роль своеобразного идеологического оружия и укреплял моральный дух венских жителей.

Следовательно, как «казацкая», так и «благородная» Украина активно участвовала в борьбе христианской коалиции европейских стран против Османской империи в последние десятилетия XVII в. Вместе с тем Австрийская империя, использовав Речь Посполитую, начала наращивать свое могущество в Европе. После согласия Габсбургов на распределение Украинского гетманата между Речью Посполитой и Россией, согласно Вечному миру 1686 г. (что учитывало стремление Вены и Ватикана втянуть Москву в войну с Портой), Австрия надежно обеспечила себе юго-восточный фронт борьбы с Османами и смогла сконцентрировать свои основные военные силы на Дунае и Балканах. Военные операции Варшавы и Москвы при активном участии украинского казачества отвлекали большие силы Османской империи и Крымского ханства с Балкан и Венгрии, поэтому австрийцы смогли одержать громкие победы над турками под Будой в 1686 году, Мохачем в 1687 году и Зентой в 1697 году.

Тогда кому же принадлежит Венская и Парканская победы и историческая память о них? Очевидно, что не только полякам, но и австрийцам, немцам, итальянцам, сербам, а также в большой степени украинцам. Именно поэтому на «скандально» известных сегодня батальных полотнах М. Альтомонте рядом с польскими жолнерами изобразил больше украинских воинов, ведь они составляли почти 2/3 объединенного войска Яна ІІІ Собеского и смогли совместно с другими европейцами остановить экспансию Османской империи.

КОМУ ВЫГОДЕН «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ» МЕЖДУ УКРАИНОЙ И ПОЛЬШЕЙ?

Многолетний директор Львовской национальной галереи искусств, Герой Украины Борис Григорьевич Возницкий (к сожалению, недавно погиб в автокатастрофе) не считал возможным, равно как и нынешнее руководство галереи, размещать полотна М. Альтомонте в соборе Св. Лаврентия в Жовкве. Коллектив Галереи во главе с Б. Возницким спас эти картины от уничтожения в 50-х — 60-х годах ХХ в., а сотрудник Галереи были не только главными инициаторами, но и одними из исполнителей их реставрации. В связи с этим дирекция Галереи приняла справедливое решение относительно размещения полотен среди экспозиций Олесского и Золочевского замков, согласно действующему законодательству Украины в сфере музейного дела и профессионально определенной культурно-художественной целесообразности.

Размещение этих полотен в Олеске и Золочеве обосновывается не только историческими реалиями, но и неудовлетворительным состоянием хранения и незначительным количеством культурных ценностей последних десятилетий XVII в. в Украине сегодня. Именно в Олесском замке на Львовщине родился король Ян ІІІ Собеский, который имел не только польскую, но и украинскую родословную.

После победы в Венской битве 12 сентября 1683 года король организовал в замке большой зал Венской славы (в нем размещались не только батальные полотна, но и многочисленные военные трофеи: турецкое оружие и амуниция, палатки и т.п.), а потому размещение здесь с 1960-х годов полотна М. Альтомонте «Битва под Веной» является мотивируемым как с исторической, так и с культурно-художественной точки зрения. В значительной мере это было вызвано тем, что все экспонаты времен Яна ІІІ Собеского были вывезены в Литву, Польшу, Россию, Германию и другие страны мира, начиная со второй половины XVIII в., а также во время Первой и Второй Мировых войн. Учитывая это, полотно «Битва под Веной» сегодня остается едва ли не единственным (!) оригинальным экспонатом, раскрывающим посетителям музея «Олесский замок» исторические сведения о периоде Венской битвы. В течение более полувека эта картина успешно экспонировалась и продолжает экспонироваться в Олеске, поэтому перемещение ее в Жовкву будет малопонятным как для украинского, так и для мирового сообщества. Кроме того, помещения Олесского замка недавно специально перестраивались для лучшего размещения полотна, на что были потрачены государственные средства.

Золочевский замок также был собственностью Яна ІІІ Собеского в последней четверти XVII в. и выполнял функции его мини-резиденции, в которой в свое время размещались картины на венскую тематику, попавшие во время Второй Мировой войны в Польшу и Германию. Именно поэтому размещение в музее «Золочевский замок» еще одного полотна М. Альтомонте «Битва под Парканами», с одной стороны, компенсировало бы большие музейные потери Украины, а с другой — воспроизвело исторический интерьер замка времени правления Яна ІІІ Собеского и Парканской битвы, в которой принимало участие много выходцев из Золочивщины. Помещение Золочевского замка также специально расширялось для лучшего размещения полотна, на что тратились деньги из государственного бюджета.

Римско-католический собор в Жовкве является действующим костелом, а, следовательно, несмотря на убеждения польской стороны, не приспособлен для хранения, охраны, экспонирования и ежедневного принятия посетителей-туристов. А наследие М. Альтомонте принадлежит всему народу Украины. Учитывая это, передача его одной из действующих конфессий (даже на правах депозита) будет нарушать нормы Конституции Украины, ведь Церковь отделена от государства, поэтому органы власти не смогут нести ответственность за охрану и сохранение данных полотен. Напомним, что все музейные ценности на территории Украины принадлежат украинскому народу как экспонаты Музейного фонда Украины. В статье 15-2 Закона Украины «О музеях и музейном деле» написано: «Музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания, отнесенные к государственной части Музейного фонда Украины, не подлежат отчуждению, за исключением обмена на другие музейные предметы, музейные коллекции, музейные собрания».

Следует отметить, что определенное количество верующих греко-католиков, православных, протестантов, мусульман, иудеев Украины часто избегает посещений «не своих» храмов даже с туристической целью, а показ полотен в стенах именно римско-католического собора, где изображена победа войск Яна ІІІ Собеского над мусульманами (турками, татарами, арабами), не будет способствовать межконфессиональному согласию в Украине и ущемляет права украинских мусульман, в т.ч. один из коренных этносов нашего государства — крымско-татарский народ. Напомним, что татары Крымского ханства активно участвовали в Венской битве на стороне Османской империи и потерпели поражение.

Ввиду того, что римско-католическое вероисповедание с древних времен было главной конфессией в Польском государстве и основной религией для польского народа, размещение полотен М. Альтомонте в римско-католическом соборе было оправданным с точки зрения политической власти XVII в., хотя в известной степени уже тогда это унижало другие конфессии на украинских землях в Польше, в частности — греко-католическую и православную. Хотя вышеизложенный нами исторический материал убедительно подтверждает, что экспедиционный корпус Яна ІІІ Собеского, который помог европейской коалиции победить Османскую империю под Веной, кроме поляков, состоял из воинов, происходивших из Украины-Руси, а офицерский состав объединенного войска Речи Посполитой исповедовал не только римско-католическую веру, но и униатство (греко-католики), протестантизм и православие.

Однако в настоящий момент политическая, культурная и конфессиональная ситуация в Украине, которая когда-то была составляющей исторической Речи Посполитой, кардинально изменилась в сторону поликонфессионности и религиозной толерантности. А потому, по нашему убеждению, именно в музейных собраниях Львовщины каждый гражданин Украины, Польши и других стран мира независимо от вероисповедания в любое удобное время может спокойно насладиться творением «мега»-батального художественного искусства, которое относится к общему украинско-польско-немецкому культурному наследию.

ПРОБЛЕМА РЕСТИТУЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВРЕМЕН ЯНА ІІІ СОБЕСКОГО

В связи с украинско-польским «конфликтом интересов» относительно наследия М. Альтомонте актуализируется более глобальная проблема возвращения культурных ценностей из Польши в Украину и наоборот. Именно апеллирование польской стороны к тому, что картины «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» должны обязательно вернуться на свое историческое место, сразу же наталкивает на абсолютно понятный вопрос: все ли культурные ценности в мире находятся на своих исторических местах? Ведь тысячи и тысячи музейных экспонатов по разным причинам находятся не там, где их сначала экспонировали. Нет ли у Польши тех культурных ценностей, в т.ч. и полотен известных авторов, которые нужно вернуть на свои места?

Известно, что культурные ценности из Львова в Польшу начали вывозиться уже во время революционных событий 1918—1920 гг. Однако больше всего разных ценных памяток было потеряно в результате Второй Мировой войны. Только в течение 1944—1948 гг. из Украины в Польшу было вывезено множество памяток истории и культуры: из собраний Библиотеки Oссолинських во Львове отобрали 217 тысяч 540 книжек, 168 тысяч 877 печатных памятников культуры XIХ—XX вв., 41 тысячу 505 древних печатных памятников культуры XV—XVIII вв, 7 тысяч 68 рукописей, а также 2 тысячи 371 картину, рисунок и гравюру из собраний Библиотеки Павликовских и Музея им. Любомирских. Все они почему-то позиционировались исключительно как «польские».

Большинство из этого бесценного общего украинско-польского наследия сегодня находится в Польше; из фондов Львовской государственной картинной галереи (совр. Львовская Национальная галерея искусств) в польский г. Новый Виснич вывезли 5 больших сундуков с 98 картинами выдающихся европейских художников, среди которых три уникальных полотна Яна Матейко «Люблинская уния», «Баторий под Псковом» и «Рейтан в Сейме», картину Рембрандта «Автопортрет» и др. 25 июля 1946 года в Варшаве во время заседания польско-украинской комиссии по делу «репатриации» культурного имущества председатель украинской делегации В. Пащин сообщил о вывозе в Польшу семи вагонов культурных ценностей: около 140 тысяч позиций ценных экспонатов, в том числе из львовской Галереи и многих музеев Львова.

Интересно, что в последние годы Второй Мировой войны в Польшу были вывезены также ценные храмные предметы из того же таки собора Св. Лаврентия в Жовкве. Сегодня польская сторона почему-то не спешит вернуть их в Украину из городов Белжца, Любачева и Тарнова, даже в качестве культурного обмена. В соборе Св. Лаврентия долго находились, но пропали трофеи из Венской битвы, в частности «одеяния красного цвета» из палатки великого визиря Османской империи КараМустафы. Только весной 1944 года из собрания Исторического музея во Львове в монастырь Камедулов в Белянах под Краковом вывезли грузовиками 24 огромных тюка со старинным оружием и другими достопримечательностями, составляющими прежние коллекции Национального музея им. Яна III Собеского. В составе этих коллекций были казацкие булавы, перначи и другие вещи сугубо украинского происхождения.

Вместе с тем необходимо объединить усилия Украины и Польши ради возрождения общих страниц нашей истории, равноправного межкультурного диалога и реституции музейных ценностей. В канун празднования 330-ой годовщины Венской битвы в Европе нужно также способствовать образованию на территории Львовской области музея или музейной экспозиции «Украина-Русь в битвах с Османской империей в последней четверти XVII в.», проведению соответствующей Международной научной конференции, установлению мемориальной доски в городе Львове в честь участия украинских воинов в незабываемых для всей Европы событиях, изданию исторических книг и т.п. Ведь память о Венской и Парканской битвах 1683 года принадлежит не только Польше, но и Украине, Австрии и другим странам мира.

8 октября 2012 год

Ведущий страницы «История и «Я» — Игорь СЮНДЮКОВ. Телефон: 303-96-13.

Адрес электронной почты (e-mail): master@day.kiev.ua

Тарас ЧУХЛИБ, доктор исторических наук, член рабочей группы по сохранению культурного наследия Б. Возницкого при Львовском областном совете
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ