Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Отец волынских шестидесятников

Дмитрию Иващенко — 100 лет
12 декабря, 2019 - 15:25
ДМИТРИЙ И ВЕРА ИВАЩЕНКО

8 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения педагога и главы волынских шестидесятников Дмитрию Иващенко.

Он родился в 1919 г. в Шишаках Хорольского района на Полтавщине. В детстве стал свидетелем Голодомора 1932-1933 гг. В 1938 году поступил на филологический факультет Одесского государственного университета им. Мечникова. Однако учебу прервала Вторая мировая война. Дмитрий Иващенко принимал участие в боевых действиях против нацистов в составе советской армии. Имел ранение, награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кеннинсберга», «За победу над Германией». Служил в 26-ом мотопонтонном батальоне инструктором-водолазом. Разминировал Днепрогэс.

После войны закончил учебу и с 1947 года работал учителем украинского языка и литературы на Волыни. Там спасался от голода, еще и посылал помощь родным на Полтавщину. Женился на учительнице Вере Мисан. С 1948 года вместе работали в луцкой школе № 3. Его жена, которая работала учителем украинского языка,  была признана одним из лучших педагогов области, ее методиками преподавания интересовались педагоги всей Украины. Именно благодаря усилиям Веры Иващенко в Луцке  был организован первый в городе музей Леси Украинки.

В 50-60-х годах Дмитрий Иващенко был преподавателем на кафедре украинского языка и литературы Луцкого педагогического института. Свои лекции Дмитрий Поликарпович читал без всякой бумажки. Флегматичный и замкнутый в себе, Д.Иващенко имел незаурядные педагогические способности и высокий авторитет среди волынского студенчества. Он считал, что в людях нужно пробуждать чувство личного, гражданского и национального достоинства, популяризировать украинскую культуру и литературу.

В начале 1960-х годов Д.Иващенко начал интересоваться творчеством молодых поэтов-шестидесятников и проблемами возрождения украинской национальной идеи. В частности, во время рабочих поездок во Львов в 1962 г. преподаватель пополнил свою записную книжку несколькими неопубликованными стихотворениями Ивана Драча. Существенно повлияло на формирование мировоззрения Д.Иващенко его участие в феврале 1963 г. в киевской конференции по вопросам украинского языка, на которой участники обратились к органам власти УССР с требованием предоставить украинскому языку статус государственного. В конце 1963 г. преподаватель получил от своего бывшего студента Г.Юхимчука, который учился в Киеве, стихи Н. Винграновского. Особое восхищение у Д.Иващенко вызывали поэзии и дневник Василя Симоненко, с которым он был лично знаком.

Он создал в Луцке Клуб поэтического слова, который стал местом распространения поэзии украинских шестидесятников. В него входили студентки Анатолия Панас, Олеся Ковальчук, Мирослава Герасимович, Мария Мельничук, поэт Кость Шишко. Собирались на квартире Дмитрия Иващенко в центре города. С 1964 г. новым лидером Клуба стал уроженец Гороховщины, преподаватель Луцкого, а впоследствии Ивано-Франковского пединститута Валентин Мороз, который превратил его из культурнического клуба в неформальный диссидентский кружок. В.Мороз взял на себя функции поставки запрещенной литературы в Луцк, а Д.Иващенко занимался ее размножением, изготовлением фотографированных и печатных копий. В дальнейшем с самиздатскими материалами знакомились другие члены кружка, которые в свою очередь их распространяли среди знакомых.

В течение 1964-го — первой половины 1965 гг. Д.Иващенко и В.Мороз наладили тесное сотрудничество с киевскими и львовскими шестидесятниками и диссидентами. Контакты кружка с Киевским Клубом творческой молодежи осуществлялись через преподавателя Луцкого педагогического института Стефана Забужко, который общался с Евгеном Сверстюком. При посредничестве С.Забужко летом 1964 г. организована встреча Е.Сверстюка с членами луцкого кружка на квартире Д.Иващенко. В июне-июле 1965 г. через С.Забужко Д.Иващенко получил от Е.Сверстюка книги самиздата, изданные в мюнхенском издательстве «Пролог» «Сучасна література в УРСР» И.Кошеливца и «Україна та українська політика Москви» М.Прокопа. Преподаватель изготовил фотокопии этих книг для последующего распространения.

По инициативе В.Мороза, участники луцкого кружка активно распространяли самиздатскую литературу среди своих знакомых в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Житомирской, Львовской областях и в Крыму. В частности, Д.Иващенко в течение весны 1965 г. изготовил пять  самодельных печатных и переплетенных книг с запрещенными цензурой стихотворениями поэтов-шестидесятников и самиздатскими статьями — своеобразные хрестоматии антисоветских материалов. Через своих студентов он передал эти книги читать «из рук в руки» по Украине. В августе 1965 г. фотокопию книги И.Кошеливца «Сучасна література в УРСР» передал работнице Луцкого радиокомитета Галине Лепяниной, а другую — директору школы в с. Смидин Старовыживского района Ивану Питченко. В том же месяце Д.Иващенко передал своей бывшей студентке М.Герасимович книгу М.Грушевского «На переломі літ», которую получил от В.Мороза.

Спецоперация КГБ под названием «Дело 88» в августе-сентябре 1965 г. получила в отечественной историографии название первой волны арестов украинской интеллигенции. За решетку попали известные деятели культуры — Иван Свитличный, Афанасий Заливаха, Михаил и Богдан Горини, Иван Гель, Михаил Осадчий и другие. В 1966 г. советская власть организовала ряд судебных процессов над арестованными. Большинство из них приговорены к лишению свободы от нескольких месяцев до 6 лет. Среди них были и Дмитрий Иващенко, и Валентин Мороз.

Историк Богдан Паска в научном исследовании о Валентине Морозе нашел в архиве Службы безопасности Украины несколькотомное дело волынских шестидесятников. Он отмечает, что в 1964-1965 гг. КГБ организовало прослушивание квартиры семьи Д.Иващенко в Луцке и В.Мороза в Ивано-Франковске.  1 сентября 1965 г. Ивано-Франковское управление КГБ открыло уголовное дело относительно В.Мороза, а Луцкое — относительно Д.Иващенко. Формально их дела объединили 25 ноября 1965 г., но все следственные действия в Луцке и Ивано-Франковске происходили согласованно и синхронно. Расследование уголовного дела Д.Иващенко в Луцке было поручено группе следователей в составе старшего лейтенанта М.Кольчика (председатель), майора Матвиенко, майора В.Плаксюка и старшего лейтенанта Ковтуна. Следствием относительно В.Мороза в Ивано-Франковске занялся лейтенант КГБ О.Семенюк.

Аресты диссидентов состоялись одновременно — 1 сентября 1965 г. Во время обысков обнаружили антисоветскую литературу и средства для ее копирования. Следствие длилось три месяца. На Волыни состоялось 18 обысков на квартирах шестидесятников, следовательно, кружок перестал существовать. После ареста Мороза и Иващенко власть начала идеологически-административный террор против их ближайших соратников, друзей и знакомых. На Волыни организованы многочисленные собрания трудящихся, которые «единодушно осудили действия националистов и антисоветчиков».

Б.Паска сообщил, что на следствии Дмитрий Иващенко предоставил информацию о своей деятельности. У него не было опыта противостояния с коварной советской тоталитарной системой. Да и не каждый мог выдержать жестокость и коварство методов дознания тогдашнего следственного КГБ. После личного признания В.Мороза и Д.Иващенко 10 сентября 1965 г. им выдвинули обвинение по ст. 62 ч.І Уголовного кодекса УССР. Преподавателям инкриминировалась «агитация или пропаганда, проводимая с целью подрыва или ослабления советской власти или совершения отдельных особо опасных государственных преступлений». Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы до 7 лет и ссылка до 5 лет. После этого следствие начало работу над второй частью — поиском необходимых доказательств для выдвижения новых обвинений по статье 64 УК УССР («организационная деятельность, направленная на совершение особо опасных государственных преступлений»). Эта статья предусматривала более суровое наказание, включительно со смертным приговором. На конец ноября следователи заставили признать диссидентов свою вину и по этой статье.

В конце ноября 1965 г. в луцкое СИЗО привезли В.Мороза. Уголовное дело Д.Иващенко и В.Мороза слушали в Луцке в открытом судебном заседании 17-20 января 1966 г. Это был первый судебный процесс над украинскими диссидентами, арестованными во время волны арестов 1965-1966 гг.

Суд лишь официально считался открытым, а в действительности было иначе. Дмитрий Иващенко вспоминал: «...Процедура заполнения небольшого зала заседаний была пародийной: в дверях стояла стража, несмотря на которую свободно прошли следователи, другие кагебисты, партийные чиновники, парторг института, другие «свои люди», а родственников и близких не пропустили». В судебном зале присутствовали также группа «политически надежных» преподавателей и студентов Луцкого пединститута. Во время суда В.Мороз заявил о собственных политических убеждениях и виденьях ситуации в Украине, которая отличалась от официальной политики коммунистической партии. Адвокат Д.Иващенко Е.Гайдученко стремилась доказать, что ее подзащитный был под воздействием В.Мороза, который был основным инициатором собраний луцкого кружка, разговоров антисоветского характера и распространения самиздата. Этот тезис в своем выступлении поддержал и Д.Иващенко. Власть пыталась добиться полной дискредитации диссидентов, показав на суде споры между Морозом и Иващенко и расхождения в их взглядах. Однако защита В.Мороза не поддалась на эту провокацию, и в протоколе нет переложения вины от Мороза на Иващенко. Большинство вызванных на судебный процесс свидетелей давали показания в пользу диссидентов. 19 января в Луцк привезли арестованных львовских диссидентов — Михаила и Богдана Гориней. Они как свидетели рассказали о передаче самиздатских материалов Морозу и Иващенко.

20 января 1966 г. Волынский областной суд вынес приговор волынским шестидесятникам. Судебная коллегия признала их виновными по ст. 62 ч.І Уголовного кодекса УССР, считая их обвинения доказанными в ходе процесса. Важным достижением адвокатов было оправдание их по статье 64 УК УССР. Во время избрания меры наказания суд должен был учесть, что Д.Иващенко принимал участие в боевых действиях Второй мировой войны и имел награды. В.Мороза осудили на 4 года лишения свободы в колонии строгого режима, а Д.Иващенко — на 2 года. Вскоре диссидентов отправили в мордовские исправительно-трудовые лагеря.

После освобождения из советских концлагерей Дмитрий Иващенко не имел разрешения учительствовать в Луцке. Он 10 лет работал в селе Паромов Иваничевского района на Волыни, потом вернулся в Луцкую школу № 3. Выйдя на пенсию, еще 7 лет учительствовал в глубинке Полесья — в селах Каминь-Каширского и Ратнивского районов.

Советская власть преследовала супругов Дмитрия и Веру Иващенко вплоть до провозглашения независимой Украины. Только в годы  независимости Дмитрий Иващенко учительствовал в гимназии №21, потом был руководителем литературной студии «Первоцвіт».

Дмитрий Иващенко отошел в вечность 12 июля 2004 года, похоронен на городском кладбище в с.Гаразджа около Луцка. Его жена Вера умерла 25 апреля 2007 года.

Фото из архива журналиста Михаила Юхты, Волынского областного краеведческого музея и книги Богдана Паски «Валентин Мороз: прапор українського дисидентства»

Леся БОНДАРУК, кандидат исторических наук, Украинский институт национальной памяти
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ