Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Патриотизм» на крови

Черная сотня: правда и вымыслы
9 декабря, 2005 - 20:03
ЖЕРТВА ЗВЕРСКОГО ПОГРОМА. 1905 год

Это крайне правое, националистическое направление в политической жизни Российской империи пользовалось громкой, более чем скандальной славой 100 лет тому назад, в эпоху революции 1905 года. Сразу следует отметить, что в то время слово «черносотенец» звучало в интеллигентных кругах как оскорбление, люди либеральных взглядов уверяли, что при встрече нельзя даже подавать руку столь махровым реакционерам. Но затем мы наблюдаем парадоксальный и в высшей степени поучительный процесс: определенная часть российских либералов (в первую очередь партия октябристов во главе с Александром Гучковым) после поражения революции 1905—1907 годов пошла на политический, в том числе парламентский, союз с правыми, «православными» национал-экстремистами (именно такая характеристика черносотенцев будет в политическом отношении наиболее точной, как мы попытаемся показать ниже) и, более того, образовала вместе с ними, по сути, единую правую фракцию в III Государственной Думе.

Все это представляло бы сугубо историко-академический интерес, если бы не одно в высшей степени тревожное обстоятельство. В текущих политических баталиях в Украине (создание предвыборных коалиций, сосредоточенная упорная борьба вокруг «кормила власти» и т. д.) нам как-то некогда обратить внимание на то, как меняется общественное сознание у нашего северного соседа — Российской Федерации. А между тем эти изменения таковы, что многие из лидеров черносотенцев, скорее всего, искренне аплодировали бы им! Дело даже не в том, что две трети россиян, по данным независимых социологов, поддерживают лозунг «Россия для русских» (!). Дело в том, что отдельные (пока отдельные!), но далеко не второстепенные элементы черносотенной националистической идеологии активно усвоены такими «респектабельными» парламентскими партиями нынешней России, как ЛДПР, «Родина», да и не только ими.

В свете сказанного, а также с учетом реальной опасности поднимающего голову импер-шовинизма для соседних с Россией государств необходим хотя бы краткий анализ идеологии и политической практики черносотенства и его наиболее мощной партийной структуры — «Союза русского народа» (очень существенный момент: черносотенцы, как и подобные им тоталитарные течения, всегда выступали не иначе как от имени всего народа! ). Итак, первая черносотенная организация, именовавшая себя «Русское Собрание», возникла в начале 1901 года; заметим, кстати, что черносотенцы уже тогда с гордостью заявляли, что ведут свою родословную от той Черной сотни Кузьмы Минина, которая в 1612 году освободила Россию от поляков. «Русское Собрание», в сущности, первоначально представляло собой литературно- аристократический кружок во главе с князем Дмитрием Голицыным, решавший на первом этапе главным образом культурные задачи: изучать основы русской народной жизни, обычаев, языка...

Ситуация качественно изменилась с того момента, как на новую организацию обратила внимание императорская власть. Члены общества торжественно приняли в свои ряды крайнего реакционера, министра внутренних дел Вячеслава Плеве; он стал покровительствовать новоявленным «патриотам», вызвал презрение и ненависть всей мыслящей России своей, по существу, провокаторской ролью во время погрома евреев в Кишиневе (1903 год) и был через год после этого убит боевиком-эсером. Весьма далекий от либеральных крайностей граф Сергей Витте был вынужден признать, что Плеве «в еврейских погромах искал психологического перелома в революционном настроении масс». И действительно, разжечь враждебность к «инородцам», утвердить в качестве главного критерия патриотичности слепую, фанатичную преданность к правителю (царю, позднее, уже в других условиях, фюреру, генсеку) — эта черта, присущая уже ранним черносотенцам, очень характерна, вообще, для любых тоталитарных режимов.

И все же — об «идеологии» черносотенцев. Как они сами излагали свою цель? Если верить их пропагандистским заявлениям, это — единство и гармония всех сословий «на великорусской основе», на «незыблемых началах православия, самодержавия и народности». Соответственно, резко осуждалось любое чужое, иноземное влияние на Россию, поскольку, мол, оно создает между царем и народом барьер, непроницаемую стену, «средостение», как выражались «патриоты». Эту непроницаемую стену воплощает чиновничество со своими интересами, абсолютно чуждыми народу. Как заявлялось в программных документах так называемого «Союза русского народа», «современный чиновничий строй, осуществляемый в громаднейшем большинстве случаев безбожными, нечестивыми недоучками и переучками, заслонил светлый образ царя от народа». Не жаловали черносотенцы и интеллигенцию, обвиняя ее в том, что она тоже «хочет встать между Государем и народом», подменить народные интересы своими. Вот еще выдержка из воззвания «Союза русского народа» (1905 год): «В городских думах и земствах сидят господа, а в больших городах адвокаты, профессора, студенты, учителя, погорелые помещики, одворянившиеся купцы и прочие господа, называющие себя интеллигенцией... Не признавайте ее властью и правительством, разнесите в клочья, помните, что в государстве вы (т. е. «истинно русские люди». — И.С. ) — сила, вас сто миллионов, а интеллигенции и пяти не будет. Довольно терпеть эту интеллигентную шваль...».

На первый взгляд — просто грубая, погромная демагогия. Погромная в первую очередь потому, что «критику» чиновничества и злокозненной интеллигенции «черносотенцы» тут же переводили в национальную плоскость: во всем виноваты «инородцы», в первую очередь, евреи. Гитлер, кстати, «творчески» развил эти людоедские взгляды через 20 лет; и если хоть в какой-то степени проанализировано сходство и различие сталинского и гитлеровского тоталитаризма, то удивительное «внутреннее родство» между «Союзом русского народа» и фашизмом сознательно или бессознательно выпало из поля зрения ученых. Но приведенная цитата заслуживает особенного внимания еще и в том смысле, что перед нами — поистине классическая «матрица» тоталитарного мышления с его культом вождя, ненавистью к инакомыслящим (и вообще мыслящим), непрерывной апелляцией к народу (нерасчленимой нации) и культивированием стадных инстинктов толпы (не путать с коллективизмом и солидарностью!). И именно по этой «матрице» вполне возможно в будущем распознать родовые черты тоталитарной пропаганды в Украине.

Очень любопытно, что обожествляемый черносотенцами царь Николай II (это его портреты как новоявленного святого Русской православной церкви носят на митингах наши «православные активисты»!) поблагодарил своих фанатичных сторонников. 4 июля 1907 года Николай послал телеграмму лидеру «Союза русского народа», где говорилось: «Да будет же мне «Союз русского народа» надежной опорой, служа для всех и во всем примером законности и порядка». Между тем «законность» и «порядок» черносотенцев были явно террористического свойства. Одержимые бредовой идеей очищения России от всякого «инородного влияния», эти люди не только устраивали еврейские погромы (кишиневский 1903 года, киевский 1905 года; только за две недели октября — ноября 1905 года, по подсчетам историка С.Степанова, в таких погромах погибло 1622 человека, причем в число жертв попадали как евреи, так и русские «смутьяны» — студенты, интеллигенты) — они готовили покушения даже и на высокопоставленных, по их мнению, слишком либерально мыслящих представителей правящего режима. Так, в январе 1907 года они пытались убить (неудачно) бывшего премьер-министра, реформатора Сергея Витте, в июле 1906 года убили видного кадета Михаила Герценштейна...

Несколько слов о лидерах «Союза русского народа». В этой партии (в IV Государственной думе ее фракция насчитывала 140 депутатов и была одной из самых крупных!) состояли по- своему весьма колоритные личности. Например, Владимир Пуришкевич, лидер их парламентской фракции. Современник так писал о нем: «Совершенно голый череп, рыжая бородка и необыкновенная вертлявость. При этом крикливый голос и вызывающая манера говорить. У Пуришкевича именно тон делал всю музыку. Самые обыкновенные фразы часто приобретали в его устах необыкновенно оскорбительный характер». Интересно, что Пуришкевич на досуге... писал стихи; вот образец его «творчества»: «Пусть исчезнут, как дым, как негодный туман (речь идет о евреях. — И.С. ), Сотни лет проживали мы дружно, А сейчас погибаем от скорби и ран, Пусть и беден народ, пусть народ наш и пьян, А еврейской Руси нам не нужно...».

Или проповедник из Царицына, иеромонах Илиодор (в миру — Сергей Труфанов). В своих яростных проповедях этот фанатик проклинал «гидру революции» (возле храма, где он служил, было даже сооружено огромное чучело дракона с надписью «революция», и по окончании проповеди Илиодор отсекал дракону голову), призывал бросить бомбу в левую часть Государственной думы, расправляться с богачами, чиновниками и интеллигентами... Впрочем, все это не было забавным театром: уже лились потоки крови, предвещая новые неслыханные бедствия империи Романовых.

Недавно в средствах массовой информации прошло сообщение о том, что партия «Родина», выдвинувшая своих кандидатов в Московскую городскую думу, призывает «очистить столицу России от мусора: кавказцев и прочих «приезжих чужаков» (ради справедливости добавим: и в Украине подобных «ультра» хватает!). Мне подумалось: а ведь все это уже было 100 лет назад... Если бы люди лучше усваивали уроки истории!

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ