Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Певец украинской земли

Художник Николай Сакс, друг Гюго и Тургенева
24 марта, 2006 - 20:14
ОДИН ИЗ КРАСИВЕЙШИХ СОБОРОВ РОВНОГО. УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ВСЕГДА БЫЛА БЛИЗКА Н.САКСУ, ДО КОНЦА СВОИХ ДНЕЙ РАБОТАВШЕМУ НАД КАРТИНОЙ ТРОИЦКОГО СОБОРА В РОДНОМ НОВОМОСКОВСКЕ / ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ ИВАН ТУРГЕНЕВ, СТАРШИЙ ТОВАРИЩ И ДРУГ САКСА

80 лет назад, в декабре 1926 года, в эмиграции в немецком Цоппоте умирал Николай Эдуардович Сакс. Русская берлинская газета «Руль» откликнется 1 января 1927 года некрологом на его смерть: «Н. Э. Сакс был большой русский художник и редкой духовной красоты человек. Он отдавался искусству весь без остатка и работал, несмотря на свой 77-летний возраст, с юношеским увлечением до самого последнего дня своей жизни».

К сожалению, имя нашего земляка, уроженца Екатеринослава, жившего и трудившегося в Приднепровье вплоть до своего отъезда в эмиграцию, ныне незаслуженно забыто.

Тем временем полотна Н. Сакса пользовались огромным успехом в Парижском салоне и в Лондоне, где он выставлял исключительно картины, написанные им в Индии и на острове Цейлон. Николай Эдуардович был всесторонне образованным человеком и вращался в кругу лучших людей своей эпохи. Он был близким другом Тургенева и Гаршина, вел с ними переписку. Живя в Париже, дружил с Виктором Гюго. Украинский пейзажист Иван Похитонов, рано выехавший за границу, написал единственный портрет Николая Сакса, который тот хранил как лучшее вспоминание о своем друге.

За десять дней до своей смерти 19 декабря 1926 года, в Николаев день, художника Н. Сакса застали за работой — он писал Троицкий собор своего родного Новомосковска с наброска, сделанного им за 45 лет перед тем, он с увлечением и подробностями рассказывал об истории этого замечательного собора, построенного запорожцами. «Предчувствие смерти, видимо, потянуло его к этой последней работе, чтобы мыслями и всей душой уйти на родину, родные места, ибо болел он тоской по России, и желание его было умереть на родной земле», — читаем в некрологе в газете «Руль».

Давайте же вспомним незаслуженно забытого художника Николая Сакса. Родился он в Екатеринославе 13 марта 1849 года в семье медика Эдуарда Сакса. Отец умер, когда мальчику было всего полгода. Купеческий род Саксов, как установил исследователь Виктор Клейст, происходил из Германии. Саксы накрепко связали себя с украинской землей. Дед художника — немецкий купец Григорий Сакс — поселился в Кременецком уезде на Волыни. Отец художника Эдуард Григорьевич, лютеранского вероисповедания, родился в 1802 году, окончил курс наук медико-хирургического факультета Императорского королевского университета в Вене и по результатам экзамена в Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии был в 1826 году удостоен звания лекаря. В том же году Эдуард (Эдвард) поступает на службу уездным врачом в Полтавскую губернию. В 1836 году отец художника назначается инспектором Екатеринославской врачебной управы. В следующем году он был удостоен Петербургской медико-хирургической академией звания медика-хирурга, а в 1842-м назначен инспектором Тобольской врачебной управы. В 1846-м Эдуард Сакс произведен в чин коллежского советника. Проживал в Екатеринославе.

Матерью художника была украинка Пульхерия Матвеевна Булгарчик (1809 — 1886), православного вероисповедания. В семье росло десять детей: София, Мария, Лидия, Валериан, Эраст, Владислав, Леонид, Александр, Владимир и Николай. Все они крещены в православной вере (отец, как мы помним, лютеранин). Таким образом, Николай был самым младшим в семье и, как оказалось впоследствии, самым талантливым. Саксы имели двухэтажный дом в центре Екатеринослава. И, казалось, ничто не предвещало беды. Но вдруг, в довольно нестаром возрасте, в октябре 1849 года умирает глава семьи, и мать остается с многочисленными детьми на руках.

Николай Сакс был не единственным в семье, кого отдали в науку в Екатеринославскую классическую мужскую гимназию. В 1863 году ее закончили двое его старших братьев. В 1869-м гимназию в Екатеринославе заканчивает и Николай Сакс. Вместе с ним училось немало интересных однокашников — братья Струковы, будущий губернатор Владимир Коленко, народовольцы Осип Аптекман и Соломон Кац (в будущем известный в Румынии писатель Константин Доброджяну-Геря). Одни стали защитниками режима, другие объявили ему войну... Так что еще в молодые годы окружение у Н. Сакса было весьма разношерстное. В следующем, 1870 году, ту же гимназию закончит племянник Николая Сакса Эдуард Бродский (1851 — 1919). Сын его сестры Софии Сакс, он был всего на пару лет моложе своего дяди. Помещик Бродский станет известным в губернии и за ее пределами культурным сельским хозяином, уездным предводителем дворянства, попечителем гимназии, которую он когда-то закончил. На культурных хозяев Н. Саксу повезет: его кумом станет не менее известный в губернии помещик Василий Магденко, которого высоко оценит в своих дневниках Владимир Вернадский. Но об этом чуть позже.

Закончив гимназию в Екатеринославе, Николай Сакс отправился в столицу, по следам своего старшего брата Владимира, окончившего в 1868 году юридический факультет Петербургского университета. Но проучился Николай на том факультете лишь с 1870 по 1871 год. И оставил. Понял, что специальность юриста — это не его судьба, и поступил в Императорскую академию художеств (окончил курс в 1877-м).

Нам неизвестны причины, вынудившие одаренного ученика после пятилетнего обучения в академии уйти из нее, когда до диплома оставалось совсем немного времени. Скорее всего, ушел из-за тяжелых материальных условий. Об этом говорится в обнаруженном в архивах письме Николая Сакса из Новомосковска к совету академии, датированном 1876 годом. В нем он прямо говорит, что если не будет предоставлена стипендия, то он не сможет продолжить обучение. Как бы там ни было, в следующем году он все же закончит курс в академии.

Николай Сакс отдал дань времени: в 1870- х участвовал в студенческих революционных кружках. Но его призванием стала пейзажная живопись. Еще студентом в 1874-м за пейзажные этюды его награждают малой серебряной медалью Императорской академии художеств. Ряд своих картин Н. Сакс экспонировал на академических выставках, а именно: «Лес» (1878 г.), «Деревня из окрестностей Петербурга» (1881 г.), «Овцы в степи в Малороссии» (1882 г.) и «Вид Екатеринослава» (1886 г.). Картина «Деревня из окрестностей Петербурга» побывала и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

В 1880 — 1882 годы Николай Сакс жил и творил в Париже, состоял членом Общества русских художников в Париже (полное официальное название «Общество вспоможения и благотворительности русских художников в Париже»). Во французской столице Н. Сакс был в приятельских отношениях с известным художником-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым, внуком самого Радищева. Там же близко познакомился с Иваном Тургеневым. Общество русских художников возникло в Париже в 1877-м, его секретарем был И. Тургенев. А помощником секретаря стал Николай Сакс. К обществу принадлежали такие известные деятели отечественной культуры, как скульптор Антокольский, художники Харламов, Похитонов и другие. Оно в значительной степени содействовало популяризации русской культуры во Франции. Устраивались литературно-музыкальные вечера, их охотно посещали приезжие русские художники, писатели, артисты. Нравилось все это и французам. Нередко выступал с чтением своих произведений И. Тургенев.

Вот что вспоминал позднее сам Николай Сакс: «Когда я приехал в Париж, это общество уже существовало, участвовали в нем лучшие художники, писатели и музыканты. Состояло это общество под покровительством цесаревича (потом императора Александра III), председателем был посол князь Орлов и секретарем общества И. С. Тургенев. Через год после моего приезда я был избран помощником секретаря и имел счастие работать вместе с Тургеневым более двух лет».

После своего возвращения в 1882 году из Франции Николай Сакс женится на представительнице зажиточного рода Александре Михайловне Кирилловой, живет в собственном имении в селе Андреевка (Саксовка) Магдалиновской волости Новомосковского уезда на Екатеринославщине. Ныне это село слилось с райцентром Магдалиновка на Днепропетровщине.

У Саксов родилось две дочери. 1 мая 1883 года появилась на свет Вера. Ее крестили 3 мая того же года в Николаевской церкви Магдалиновки. Восприемниками (крестными родителями) были родственники супругов «Верхнеднепровского уезда титулярный советник Константин Яковлев Бродский и Полтавской губернии Кобелякского уезда губернского секретаря Кириллова жена Эмилия Карлова». Константин Бродский был мужем Софии Сакс — сестры художника, а Эмилия Кириллова — это родственница супруги художника.

К сожалению, дочь-первенец Вера скончалась, не достигнув и шести лет, от дифтерита.

Другая дочь Николая Эдуардовича — Анна — родилась 10 августа 1893 года в Алуште, в Крыму. Ее крестили 15 сентября того же года. Восприемниками на сей раз были представители рода Магденко, жившие в одном уезде с Саксами, дворяне Василий Петрович Магденко и его сестра Анна Петровна. У Василия Магденко была дача в Алуште (ныне корпус одной из здравниц), так что, вероятно, Саксы тогда гостили у них.

Весной 1892 года в Екатеринославе в помещении Английского клуба состоялась персональная выставка картин художника Николая Сакса. Рецензия на нее появилась 16 апреля того же года в газете «Екатеринославские губернские ведомости» и называлась «По поводу выставки картин художника Н. Э. Сакса».

«Благодаря сочувствию господ старшин здешнего Английского клуба, — писал рецензент, — в прекрасной его зале, на Пасхальной неделе открылась выставка картин и этюдов художника-пейзажиста Н. Э. Сакса. Весь сбор с выставки, как уже было сообщено, назначен в распоряжение местного благотворительного общества. Нас искренно порадовала такая отзывчивость художника на доброе дело».

Всех картин на выставке экспонировалось 47, этюдов пером девять и карандашом около 20. Некоторые виды на картинах и этюдах повторялись, начиная с наброска. По мнению рецензента, «такой прием художника особенно поучителен для учащейся молодежи, так как наглядно показывает проходимый им путь, преодолеваемые им трудности; показывает развитие его самоусовершенствования. Поэтому-то у г. Сакса, например, дерево и есть дерево, а не собрание листьев; воздух и есть воздух, а не пустота».

Рецензент также отмечал, что ему особенно дорога идейная сторона выставки: «Работы г. Сакса интересны по верности изображаемых им местностей как географический материал для изучения нашего юга («г. Екатеринослав», «г. Новомосковск», «По р. Орели», «По р. Альме», «Монастырь в Крыму» и т. п.) и вместе симпатичны с этнографической стороны, как прекрасная иллюстрация быта нашей массовой бедноты.

Взгляните на большую картину «Деревня в окрестностях Петербурга» (Лиговка?), — продолжал рецензент. — Под серым небом вы видите, точно после погрома, полуразрушенные дощатые, прокоптелые, как земля, черные, гнилые крыши, под которыми едва заметны мрачные окна, почти заваленные навозом. Прислушайтесь: чьи-то голоса кричат нам здесь:

...жизнь терпеливая,

жизнь, как осенняя ночь, молчаливая,

приниженная, нуждой прибитая... В перерезе этой жизни на всех парах мчится поезд железной дороги, а в туманной дали чуть мерцает церковь своими позлащенными главами, точно далекий луч надежды на лучшее будущее.

Не отрадна и целая серия картин из нашей местной сельской жизни («В своем огороде», «Из моего сада», «Деревня Григорьевка», «По р. Чаплинке» и др.). Под нашим «итальянским» небом, где так божественно и чудно, так ярко солнце, так зеркальны воды, опять видим те же почернелые, изорванные, гнилые, соломенные крыши крошечных малороссийских хаток-мазанок с крошечными оконцами, с камышовыми изгородями, под такими средневековыми, постоянно горящими крышами, в таких тесных помещениях, которые так верно изображены художником, видимо, полюбившим наше близкое, родное, хотя и печальное, — разумеется, и живется невесело. Наконец, мы обращаем внимание посетителей выставки на несколько картин и этюдов, кажется, впервые художественно изображающих нашу достопамятную старину — семиглавый «Запорожский собор в Новомосковске».

Этими словами закончился отклик на выставку работ художника Н.Сакса. Отметим лишь, что собор в Новомосковске имеет все же девять куполов, а не семь. Кстати, кто же безымянный рецензент? Поскольку в 1890 — 1895 годах редактором «Екатеринославских губернских ведомостей» был Яков Георгиевич Гололобов, то мы предполагаем, что именно он написал этот отклик. В 1912 году Я. Гололобов дослужится до полтавского вице-губернатора, а затем станет волынским и красноярским губернатором (до 1917 года), но в ту пору он, пожалуй, имел еще народнические убеждения.

Где же можно увидеть сегодня произведения Н. Сакса? В родном Днепропетровске хранится лишь одна-единственная его работа. Местный художественный музей в 1990 году приобрел его картину «Странники» («Дорога к храму»). На переднем плане картины — зеленый склон, дорога, ведущая по холмам вдаль. На дороге ярко освещенные солнцем фигурки старика и юноши в крестьянских платьях. На втором плане — фигурки путников, группа высоких деревьев с прозрачными кронами. Вдали за холмами на фоне ясного голубого неба краснокаменные церкви с золотыми куполами. Слева в нижнем углу картины подпись: «Н. Саксъ, 1909 г.».

В журнале «Русское искусство» пару лет назад появилась статья «Альбом Николая Сакса», содержавшая небольшую сенсацию: наконец-то найден хотя бы альбом художника. Живущая в США русская поэтесса Валентина Синкевич передала в свое время созданному 20 лет назад Советскому фонду культуры альбом графики «Оригинальные рисунки различных художников, автографы», некогда принадлежавший Николаю Саксу.

«О том, что Н. Сакс был одаренным мастером, а не только человеком широкой и доброй души, — читаем в статье, — свидетельствует, например, запечатленный в альбоме пейзаж окрестностей его имения Андреевка. Безукоризненно владея техникой карандашного рисунка, художник точно передает пленэр: речка, деревья, заросли — все словно напоено каким-то влажным и удивительно свежим воздухом».

В сравнительно недавно попавшем в Москву альбоме Н. Сакса сохранились рисунки Константина Савицкого, Ивана Похитонова, Николая Сверчкова, Иосифа Крачковского, Ивана Селезнева, Николая Пимоненко, Алексея Боголюбова. Николай Эдуардович Сакс, читаем в статье, человек широкого размаха, добрый и гостеприимный, очень хотел повторить парижский центр Боголюбова у себя в Екатеринославской губернии, в имении Андреевка. Приехав туда из Франции, он привез и свой альбом с записями, рисунками и акварелями друзей, с которыми он встречался на берегах Сены. В Андреевке беспрерывно гостили поэты, художники, приезжавшие на пленэр, в том числе и те, кто возвращался из благословенной «столицы мира». Все они продолжали рисовать в хорошо знакомой им огромной книге, где уже были оставлены такие, например, незамысловатые строки, датированные 1879 годом:

Милый друг, я уезжаю

Из Парижа, из Парижа.

Никогда его, быть может,

Больше я уж не увижу.

Сердце, что ты так грустишь?

Ах, Париж, Париж, Париж.

Основным изобразительным мотивом альбома становится теперь Украина — ее рощи, поля, а также портретные образы местных жителей в национальных костюмах. После парижской суеты художники погружались в спокойствие и тишину екатеринославской природы. В альбом вклеиваются и письма Гаршина, Тургенева, адресованные Н. Саксу. Долгое время об этих тургеневских письмах не знали составители полного собрания сочинений Ивана Сергеевича, пока В. Синкевич не уведомила их об этом: «Оригинал письма находится у меня. Я получила его после смерти Зинаиды Васильевны Монастырской, приемной дочери Н. Сакса. Оба они покинули Россию в 20-х годах. Н. Сакс умер в Данциге в конце 20-х годов, а З. Монастырская эмигрировала из Германии (Гамбург) в Америку в 1950 году. Подлинник письма Н. Сакс хранил в альбоме с оригинальными рисунками художников, в большинстве, членов передвижных выставок. В этом альбоме, который оставила мне госпожа З. Монастырская, было еще два других письма И. Тургенева, также адресованных Саксу. В 1965 году они были переданы в Советский Союз. З. Монастырская рассказывала мне, что в России Н. Сакс жил преимущественно в Киеве и в своем поместье под Екатеринославом. По ее словам, Н. Сакс, живя в Париже, исполнял должность секретаря И. Тургенева».

Мы-то теперь знаем, что в действительности И. Тургенев был секретарем Общества художников, а Н. Сакс — его помощником. Но это не меняет сути. В 1908 году Николай Эдуардович Сакс разделил свое имение в Екатеринославской губернии между крестьянами, оставив для себя дом и 50 десятин земли. Учитель Магдалиновской средней школы (к сожалению, уже покойный) Иван Мостовый собирал в свое время материалы о жизни и творчестве земляка и зарисовал со слов старожилов, как выглядела до революции усадьба Н. Сакса. Он же записал в 1972 году воспоминания жительницы села Марьевки Анны Маркияновны Веремиенко: «Н. Э. Сакса я знала хорошо, так как мне приходилось работать в его доме. У Н. Сакса было свое хозяйство. Перед революцией у него было 25 десятин земли (некоторое расхождение с данными некролога в газете «Руль», где указано 50 десятин. — Н. Ч.) . Почти над прудом стоял большой дом (его называли «новые комнаты»), глиняный, на кирпичном фундаменте, под металлической крышей. В доме насчитывалось 12 комнат. Вокруг дома был сад с аллеей до пруда. В конце аллеи на пруду находилась купальня. Сад тянулся и вдоль пруда. Недалеко от дома, стоявшего в саду, стоял старый дом, называемый «старыми комнатами», глиняный, под соломой. Возле старого дома находилась пристройка, также под соломой. В этой пристройке была большая комната с большим окном на север. В этой комнате и писал Н. Сакс свои картины. Во время революции Н. Сакс выехал из дома и, покидая дом, сказал, что мы будем жить в нем и что все скоро будет принадлежать народу», — завершила свои воспоминания Анна Веремиенко.

Художник-идеалист ошибался. — Наверняка господская усадьба была растащена и ограблена разгневанной толпой, как и преобладающее большинство усадеб Приднепровья. Как отмечал учитель И. Мостовый, много картин Н. Сакса «утрачены в бурные революционные годы. Наверное, последние две картины художника были в предвоенные годы в помещении Магдалиновской средней школы. Одна — под названием «Хорошо для пчел» — производила большое впечатление. В ней художник воспроизвел теплое летнее небо, поле разнообразных полевых цветов, с чуть заметным селом на горизонте. На другой картине, помню, был передан величественный, романтический горный (крымский? — Н.Ч. ) пейзаж.

Трагическая судьба ожидала эти две картины. Безжалостная, костлявая рука фашистской оккупации не пожалела их. Они сгорели вместе с подожженной немцами школой».

Николай Сакс вместе с родными выехал в гражданскую войну в Крым. Там же оказались в те годы и его зять Марк Николаевич Медиш, и кум художника Василий Петрович Магденко. Любопытные характеристики обоим этим людям дал в своем дневнике Владимир Иванович Вернадский, в ту пору ректор Таврического университета. Вот запись из его дневника, датированная 13(26) апреля 1920 года: «Странные встречи: химик здесь интересный — Марк Николаевич Медиш: лаборатория чистенькая, но почти не действует. Медиш недавно; его молодой предшественник Григорович умер. Для Медиш наша фамилия близка с детства. Его бабушка Юлия Петровна Медиш в Харькове была большим другом всей нашей семьи, особенно моей матери. Она была начальницей гимназии женской — очень умный и хороший человек».

В архиве Российской академии наук сохранились письма зятя Сакса Марка Медиша Вернадскому (их переписка обрывается в 1927 году). После Крыма Медиш с дочерью Сакса Анной Николаевной оказался в Белоруссии (Горки Оршанского округа), где организовывалась сельхозакадемия. В 1926 г. он надеялся поехать в Германию на два месяца поработать (еще был жив тесть), но поездка не состоялась. Затем зять и дочь Николая Сакса перебрались в Краснодар, где Марк Медиш в 1938-м был репрессирован и погиб. Анна Медиш находилась в годы войны на оккупированной территории, в 1943-м была вывезена в Германию вместе с сыном Вадимом. Дочь художника умерла в 1969 году в США.

Теперь процитируем дневниковую запись Вернадского о 66-летнем зоотехнике Василии Магденко, куме и приятеле Сакса, крестном отце его дочери Анны: «И две другие встречи... В толпе меня поразила своеобразная почтенная и властная фигура старика среднего роста с большой окладистой седой бородой. Оказался Василий Петрович Магденко. Имя знакомо с детства. Кузен С. А. Короленко. И мое имя ему хорошо известно (...). Это крупный богатый когда- то помещик Новомосковского уезда (8000 десятин), который вел правильное хозяйство. Всю жизнь отдал скотоводству. Восстанавливал старый украинский скот. Ему очень удалось. Очень интересный с ним разговор. Сейчас, несмотря на все старания центральной большевистск(ой) власти, все дело, требующее жизни, почти нацело разрушено. Главные разрушители — местные крестьяне. Те невежественные, дикие, пьяные каннибалы, которых так много кругом. Сохранилось у крестьян всего восемь коров. Он очень верит в украинский старый скот. Сейчас ассистентом по зоотехнике — попал потому, что у него было отделение Инст(итута) экспериментальной медицины. Очень любопытная и родная в России фигура».

К сожалению, и Сакс, и Магденко, любопытные и родные в этой стране фигуры, оказались в большевистской России не ко двору. Но сердцем они оставались с родной землей, отторгшей их.

...Перед смертью Николай Сакс, этнический немец, но сын украинской земли, писал казацкий Новомосковский собор. Его сердце перестало биться 80 лет назад.

Николай ЧАБАН, журналист Днепропетровск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ