Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политический террор в Украине — 20-е — 50-е годы XX века

Тяжкий груз тоталитаризма — поиски истины продолжаются
1 сентября, 2001 - 00:00


Недавно в Канадском институте украинских студий (КИУС) в научной командировке находился профессор, доктор исторических наук Юрий Шаповал, который работает руководителем Центра исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований Национальной Академии Наук Украины. Он является известным исследователем истории Украины периода коммунистического тоталитаризма, автором многих трудов, основанных на уникальных документах советской тайной полиции—ЧК- ГПУ-НКВД-КГБ. Кроме Эдмонтона, Ю.Шаповал выступил с докладами в Калгари, Оттаве, Монреале, Торонто. Предложенная «Дню» публикация профессора Ю. Шаповала, является коротким изложением его доклада в КИУСе.

На протяжении многих лет центр критических исследований истории и реалий коммунизированной Украины находился за пределами самой Украины. Однако с провозглашением в 1991 году независимости Украины ситуация начала потихоньку меняться. В Украине наблюдались две тенденции: переиздание эмигрантской украинской литературы и постепенная трансформация бывшей советской историографии.

Учитывая, что Украина до 1989 года фактически оставалась «заповедником коммунизма», это была тема, к которой подходили слишком осторожно. Только с конца 80-х годов и в Украине стали возможными публикации о преступлениях коммунизма. Публикации последних 10 лет в Украине позволяют говорить о новой парадигме украинской исторической науки по делу исследования «репрессивной» проблематики.

Среди трудов обобщающего характера, вышедших в свет в последние годы, стоит назвать исследование Богдана Яроша «Тоталітарний режим на західноукраїнських землях. 30-ті— 50-ті роки XX століття. Історико-політологічний аспект», Станислава Кульчицкого «Комунізм в Україні: перше десятиріччя, 1919—1928», Сергея Билоконя «Масовий терор як засіб державного правління в СРСР (1917—1941 рр.). Джерелознавче дослідження» и другие. Пополнились новыми изданиями темы голода в Украине начала 20-х и 30-х годов, 1946—1947 годов, депортаций из Украины, политики и репрессивных акций относительно национальных меньшинств, культурной жизни Западной Украины в 1939—1953 годах, деятельности Института истории Украины в условиях тоталитаризма. Продолжается издание научно-документальной серии книг «Реабилитированные историей» о репрессиях в различных областях Украины, которая дает возможность панорамного видения действий коммунистического режима, подчеркнуть специфику этих действий в различных регионах. Продолжается разработка проблем, связанных с деятельностью Организации Украинских Националистов (ОУН) и действиями Украинской Повстанческой Армии (УПА). Недавно напечатаны несколько сборников, в которых помещены документы об этой деятельности. Интересно то, что теперь читателю предоставляется возможность сравнить советские, нацистские и, собственно, документы ОУН и УПА.

Все еще слишком мало известно о коммунистических концлагерях в Украине и о местах массовых захоронений. Ныне и в этом вопросе есть некоторый пргресс. В частности, издан сборник документов и свидетельств о массовых расстрелах в Виннице в 1937—1938 годах, появилась книга о еще одном месте массовых расстрелов и захоронений — поселке Быковня под Киевом. В прошлые годы было издано немало интересных воспоминаний. Эти издания вместе с такими классическими трудами украинской мемуаристики, как «Історія мого покоління» Ивана Майстренко и «Зустрічі і прощання» Григория Костюка (изданные КИУСом) составляют важный источник для исследований событий 20-х—40-х годов.

Одно из знаменательнейших явлений в украинской историографии — это начало публикации недоступных ранее оригинальных документов ЧК-ГПУ-НКВД. Блок таких документов был помещен в журнале «Наше минуле». С 1994 года на базе Государственного архива Службы безопасности Украины (ГА СБУ) начал издаваться журнал «З архівів ВУЧК-ГПУ- НКВД-КГБ», в котором печатаются секретные ранее материалы. Началось издание документов и материалов региональных отделений бывших коммунистических спецслужб.


В Украине не существует специального учреждения или какого-то центра, которые бы занимались исключительно историей террора, историей тоталитаризма, последовательным изданием документов по этой тематике (скажем так, как это делает в Москве Международный Фонд «Демократия»). Такого рода исследования осуществляются прежде всего специалистами, которые работают в Институте истории Украины НАН Украины, в Институте политических и этнонациональных исследований НАН Украины, в Национальном Киевском университете, в других исследовательских и учебных заведениях Украины. Однако вопрос, так сказать, институализации исследований тоталитарной проблематики остается острым и неотложным. По существу это вопрос организации учреждения, которое бы профессионально и целеустремленно занималось беспристрастными исследованиями тоталитарного периода в Украине, создало бы соответствующий архив, реализовало соответствующие проекты. В первую очередь издание фундаментальной документальной серии и воспоминаний свидетелей событий.

Значительную роль в таких публикациях — и это по существу является своеобразным современным украинским феноменом — после 1991 года начал играть (конечно, в пределах своей ведомственной принадлежности) Государственный архив СБУ. С 1996 года ГА СБУ вместе с Центральным архивом Министерства внутренних дел и Администрации Республики Польши, а также с Центром исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины начата работа над многотомной издательской серией «Україна и Польща в 30-х—40-х роках XX століття. Невідомі документи з архівів спецслужб», первый том которого, посвященный польскому подполью в Западной Украине в 1939—1941 годах, вышел в свет в 1998 году. Второй том под названием «Польсько-українське переселення 1944—1946 років» был опубликован в 2000 году.

Вместе с Украинским научным институтом Гарвардского университета (США) и историческим факультетом этого университета начат исследовательский проект «Суспільство очима чекістів. Інформаційна діяльність ЧК- ГПУ-НКВД в Україні в 1920—1941 роках». Последний проект, в частности, имеет исключительно важное значение для научного понимания специфики коммунистической общественно-политической системы, где карательные органы выполняли не только правоохранительные функции, но и играли одну из ключевых ролей в политической борьбе и в осуществлении глобальных социально-экономических преобразований.

Нынче начат еще один совместный украинско-израильский проект «Евреї України у добу комуністичного панування», который хронологически охватывает 20—50-е годы XX века. Надеемся на успешное сотрудничество с нашими коллегами-исследователями из Израиля.

Как свидетельствуют документы, основной особенностью террористических акций в Украине в 20-те—50-те годы является то, что они всегда имели «антинационалистическую» окраску. Большевистские органы безопасности рассматривали украинцев как потенциально опасную массу; всегда, независимо от декларируемой партией политической линии, тщательно собирали компрометирующие материалы против тех, кто проявлял симпатии или сочувствие к идее украинской самостоятельности или даже просто идентифицировал себя украинцем или украинкой. Сохранились многочисленные специальные доклады ЧК-ГПУ- НКВД о настроениях среди различных категорий населения Украины, а отдельно — по особо внимательно отслеживаемой чекистами категории «украинской контрреволюции» или «украинской шовинистически настроенной интеллигенции». Этот материал на сегодняшний день изучен еще очень плохо. В то же время он имеет большое значение, поскольку убедительно показывает, что чекисты — и этот феномен стоит проанализировать — никогда не идентифицировали (и даже не стремились) себя с местным населением. Они всегда ощущали себя какой-то «третьей силой», которая наблюдала и «обслуживала» националистически настроенных «туземцев».

Кто именно был в этом «обслуживающем персонале»? В поисках ответа на этот вопрос также сделан новый шаг. В 1997 году вышла в свет книга «ЧК-ГПУ-НКВД в Україні: особи, факти, документи» (Шаповал Ю., Пристайко В., Золотарев В. — Киев, 1997). Кроме прочего, она содержит также биографические очерки нескольких влиятельных чекистов, которые работали в Украине, и почти 200 коротких справок о чекистах различного уровня. Вскоре выходит в свет книга «Всеволод Балицький: Особа, час, оточення», подготовленная мной в соавторстве с харьковским исследователем Вадимом Золотаревым. Это первая полная биография бывшего могущественного шефа ЧК-ГПУ-НКВД в Украине, написанная на материалах, которые мы собирали на протяжении почти 10 лет.

О подоплеке многих террористических акций начала 30-х годов теперь стало известно значительно больше, чем ранее, благодаря разысканным недавно материалам об украинцах-узниках Соловков, одного из наиболее суровых лагерей времен коммунистического господства. Случилось так, что в 1997 году, когда исполнилась 60-я годовщина со времени массовых соловецких расстрелов, работники ГА СБУ, Центра исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины и энтузиасты из Санкт-Петербургского научно-информационного центра «Мемориал» объединили свои усилия в выяснении новых обстоятельств гибели узников из Украины. Отправленная СБУ поисковая группа привезла из Архангельска и Соловков интересные и ценные материалы, которые вошли в трехтомное научно-документальное издание (Остання адреса. До 60-річчя соловецької трагедії. К., 1997—1999. — Т. 1-3). Эта уникальная публикация, в подготовке которой я участвовал, содержит подробности, касающиеся расстрелов узников в урочище Сандармох под Медвежьегорском (Карелия). а также «расстрельные» протоколы заседания особой тройки Управления НКВД по Ленинградский области, на основании которых, собственно, и состоялась карательная акция.

Насильственные акции и массовые убийства с началом войны исследованы относительно хорошо. Недостаточно исследованными остаются проблемы политического террора против Украины в послевоенное время, хотя здесь также были свои закономерности. Развернутые во время «ждановщины» поиски «украинского буржуазного национализма» в произведениях ученых, литераторов, художников в конце 40-х годов переросли в откровенную антисемитскую кампанию, поиски «еврейского националистического подполья».

Неразработанной остается такая проблема. Вскоре после смерти диктатора «украинскую карту» в борьбе за власть пытался разыграть Лаврентий Берия. 16 мая 1953 года он подготовил специальную записку о недостатках в работе бывших органов МГБ УССР по борьбе с националистическим подпольем, в которой речь шла о ситуации в Западной Украине. Благодаря этой записке (которую некоторые исследователи ошибочно квалифицировали исключительно как провокационную) и событий вокруг нее становятся еще более понятными негативные последствия жестокой политики режима на западных территориях Украины. 26 мая 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС было принято постановление «Вопрос западных областей Украинской ССР». Это интересный документ, в котором, в частности, приводились такие цифры: с 1944 по 1952 годы в западных областях Украины различным формам репрессий были подвергнуты около 500 тысяч человек, в том числе арестовано более 134 тысяч, убито более 153 тыс., выслано пожизненно за пределы УССР более 203 тыс. человек, около 8000 молодежи перешло на нелегальное положение. Кстати, записку на такую же тему Л. Берия 8 мая 1953 года подготовил и по деятельности органов МГБ Литовской ССР. После его поражения в борьбе за власть и ареста 2 июля 1953 года Президиум ЦК КПСС принял решение об изъятии обеих записок из протоколов Президиума, а утвержденные по ним решения отменил как такие, которые содействуют «активизации буржуазно-националистических элементов».

Очевидно, что много еще надо сделать, чтобы написать полноценную историю политического террора в Украине. Понятно, что этого невозможно достичь без серьезной научной дискуссии и даже полемики, в первую очередь концептуальной и методической дискуссии относительно истории Украины в период коммунистического господства.

Юрий ШАПОВАЛ, профессор, доктор исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ