Окончание. Начало читайте «День» №№ 108-109
Имперские архивы создают великолепную возможность для исторических исследований и центр украинистики перемещается в Петербург. Одним из основателей питерской школы истории Украины был Николай Костомаров, который в 1859 г. получил приглашение на кафедру Санкт-Петербургского университета в качестве экстраординарного профессора. Первая лекция, данная Костомаровым, завершилась овацией, студенты на руках донесли профессора до экипажа. Именно в Питере он собрал уникальный материал в отделе рукописей Публичной библиотеки из собрания Cossаcica, написал и издал свое самое выдающееся произведение — монографию «Богдан Хмельницкий». В это же время Костомаров был избран членом археографической комиссии Петербурга. Под его редакцией вышли 1-9, 11-13 тома Актов ЮЗР (Юго-Западной России).
Другой выдающийся украинский историк, потомок казацко-старшинского рода, получившего дворянство, Александр Лазаревский, закончил в Петербурге Николаевскую гимназию с золотой медалью, затем учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Еще теснее были связаны с Петербургом представители старшинской фамилии Модзалевских, потомки стародубского полковника Тимофея Алексеевича. Вадим Модзалевский, автор Малороссийских гербовника и родословника, закончил в Петербурге первый Кадетский корпус, а затем — Николаевское училище. Впоследствии он снова вернулся в столицу, преподавал в Кадетском корпусе, одновременно собирая в петербургских архивах документы для своих многочисленных научных задумок. Его брат, Борис, закончил Петербургский университет и стал крупнейшим архивистом и историком, основателем легендарного Пушкинского дома — одного из культурных символов столицы. В Петербурге учился и Николай Маркевич, собиратель казацкой старины.
С Петербургом была связана судьба и другого историка, знаменитого исследователя запорожской старины Дмитрия Яворницкого, который преподавал в столице в Николаевском институте благородных девиц. В Питере выходят его первые работы по истории Запорожья, публикуется большой двухтомный труд «Запорожье в остатках старины и преданиях народа».
Петербург второй половины XIX в. оставался огромным украинским культурным центром. Именно здесь Яворницкий познакомился с Ильей Репиным и стал его консультантом (и прототипом «писаря») при написании знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ученые и культурные деятели были тесно связаны между собой на всех этапах существования имперской столицы. Украина поставляла таланты, которые стремились воплотить себя в Петербурге.
Потомками фамилии Носов, выходцев из Гетманщины, были Левицкие. Григорий, могилянец, был знаменитым гравером, расписывал Андреевскую церковь Киева. В этом ему помогал его сын, Дмитрий, который затем закончил Петербургскую Академию художеств, стал классиком портретной живописи и академиком. Он способствовал карьере еще одного украинского художника, казака Владимира Боровиковского, который по протекции Григория Капниста перебрался в Петербург и также стал академиком живописи.
ОДНИМ ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ПИТЕРСКОЙ ШКОЛЫ ИСТОРИИ УКРАИНЫ БЫЛ НИКОЛАЙ КОСТОМАРОВ, В 1859 ПОЛУЧИЛ ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАФЕДРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ЭКСТРАОРДИНАРНЫЙ ПРОФЕССОР. ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ, КОТОРУЮ ДАЛ КОСТОМАРОВ, ЗАВЕРШИЛАСЬ ОВАЦИЕЙ, СТУДЕНТЫ НА РУКАХ ДОНЕСЛИ ПРОФЕССОРА В ЭКИПАЖ
Из казацкого-старшинского рода Гетманщины был Иван Мартос, выдающийся скульптор, ректор петербургской Академии. Именно он стал автором почти всех самых известных надгробий рубежа XVIII и XIX вв., включая могилу Кирилла Разумовского в Батурине.
Академия художеств в Петербурге была Меккой для всех талантливых украинцев, начиная от Тараса Шевченко. Тут учился Сергей Васильковский, Владимир Орловский и многие другие. Помимо богатейшей европейской традиции и свободолюбия, академия открывала возможности приобщаться к уникальным коллекциям имперской столицы.
Многие представители казацко-старшинских родов увековечили свое имя в Петербурге. Приемный отец гениального поэта Василия Жуковского был представителем семьи Полтавского полковника Федора Жука (дочка последнего была знаменитой Любовью, женой автора доноса на Мазепу Василия Кочубея). Род обеднел, и Андрей Жуковский согласился усыновить незаконного сына своего барина и турецкой наложницы, которую тот во время войны выкрал их сераля Силистрийского паши.
Другим русифицированным примером казацкой фамилии выходцев из Гетманщины были Чайки-Чайковские. В семье гениального композитора помнили, что дед изменил фамилию во время обучения в Киево-Могилянской академии. Возможно, именно фамильные предания подвигли композитора создать его известную оперу «Мазепа», явно негативно изображавшую донос Кочубея, и острой темой «В руках московских палачей...». Кстати, Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина), без которой невозможно представить Петербург, была правнучкой гетмана Петра Дорошенко.
Легкий набросок, если хотите — скетч основных фигур украинского имперского Петербурга, каждая из которых заслуживает отдельной книги и который можно продолжать на десятки томов, заставляет задуматься о многом. Люди всегда уезжают в столицы — губернские, национальные, имперские. Талант ищет путей к своему воплощению. Власть, деньги, карьера — влекут и затягивают. Но при этом огромные коллекции искусства и архивов — открывают возможности, не сопоставимые с провинциальными. Меценаты дают шанс. Петербург никогда бы не стал центром образования и искусства, если бы не таланты одаренных выходцев старшинских родов, казацких фамилий. Империя сажала и убивала. Но ее блеск и возможности прельщали несмотря ни на что.