Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Причуды свободы

Ярослав Гашек как мастер политической сатиры
3 июля, 2004 - 00:00

Несравненный изобличитель добровольного «верноподданнического» идиотизма во всех его разновидностях и проявлениях (и в повседневной жизни, и в сфере политики). Виртуоз уничтожающего, беспощадного смеха, которым карал этот живучий, вечный идиотизм холопов — даже тогда, когда внешне все казалось вполне благопристойным, солидным, достойным уважения. Один из самых известных в мире писателей-сатириков ХХ века. Все это — Ярослав Гашек. Украинскому читателю, по-видимому, известно, что главное, гениальное свое произведение — сатирический роман- эпопею «Приключения бравого солдата Швейка» выдающийся чешский писатель начал в Киеве еще в 1917 году. Но Гашек многогранен, его творческое наследие богатейшее и далеко еще не полностью исследованное: в частности, достижения этого выдающегося писателя в таком исключительно сложном жанре, как политическая сатира, известны значительно меньше по сравнению со знаменитым романом. А между тем читать политические памфлеты Гашека — дело воистину полезное и весьма поучительное. Попробуем продемонстрировать это на конкретных примерах.

Сначала напомним, в каких «специфических» условиях крепнул и развивался талант будущего автора «Швейка». Австро-Венгерская империя, возглавляемая в течение 68 лет (!) «богоданным» монархом Францем-Иосифом I (1848 — 1916), была государством противоречивым и воистину удивительным. Причудливый конгломерат из десятков разных народов (значительную часть которых составляли народы славянские — чехи, украинцы Галичины, поляки, словаки, хорваты, боснийцы...), объединенных под скипетром императора в Вене, был чем угодно, только не образцом свободного сосуществования наций на принципах гражданского общества. Хотя справедливости ради стоит отметить, что, например, западные украинцы достигли в этой империи значительно большей степени национальных свобод, чем украинцы в империи Российской (по крайней мере в государстве Габсбургов не запрещался их язык...). Но самое важное для нашего разговора то, что политическая элита Австро-Венгерской империи придавала особое, едва ли не исключительное значение внешнему виду, «приличию» псевдодемократического фасада своего государства, заменяя проведение крайне необходимых реформ разговорами о них. Это, в конечном счете, и погубило династию Габсбургов.

В политической жизни этой империи было более чем достаточно идиотизма, когда на «черное» нужно было говорить «белое», абсолютно недееспособного и слабого императора (ради «престижа» государства!) «патриотическая» пресса называла «славным и выдающимся» монархом, «отцом народов», а карманный, абсолютно оторванный от проблем жизни парламент в Вене (его верхняя палата вообще никем не избиралась, а состояла из потомков аристократических родов, государственные способности которых совершенно не принимались во внимание) — образцом демократии. Замещение сути народовластия пустой его видимостью ведет к лицемерию, самообману и — в конечном итоге — к трагикомическому идиотизму. Гашек, человек с богатейшим и разносторонним жизненным опытом, прекрасно видел это и показал в своих произведениях.

Еще в раннем фельетоне «Предвыборное выступление цыгана Шаваню» 22-летний Гашек саркастически выводит на авансцену человека с образцовой, «абсолютной независимостью политических убеждений» — нищего-цыгана, главным источником доходов которого являются регулярные (три раза в год!) отчеты местного депутата перед избирателями («Ведь в такие дни никто, как вы сами понимаете, дома не сидит, а это было на руку семье цыгана Шаваню: можно было кое-что своровать, хотя, за припадки красноречия депутата Шаваню потом приходилось расплачиваться отсидкой в тюрьме...»). Между прочим, этот уважаемый депутат, занимавший кресло в венском парламенте уже 15 лет, вынужден был в фельетоне Гашека снять свою кандидатуру на новых выборах после того, как в день голосования толпа сельских цыганят-замарашек выбежала на церковную площадь с неистовым криком: «Да здравствует наш депутат, благородный господин Капошфальви», «Да здравствует наш отец и благодетель»! Такой вот «хэппи-энд» по-австрийски (а по-украински?)...

Вообще образы депутатов всегда колоритны у великого сатирика. Вот один из них, «избранник народа» по фамилии Глоац: он, ехидно пишет Гашек, и в парламенте внимательно следил, «чтобы его живот не утрачивал сходства с земным шаром, а яркая смушка, откуда начинались штанишки — с экватором»... Блестящим образцом деятельности народных слуг является описанное Гашеком заседание венского парламента с актуальной повесткой дня: «дороговизна товаров широкого потребления и меры по ее преодолению». Именно об этом рассказывается в одном из шедевров Гашека — фельетоне «Заседание верхней палаты» (1911 г.).

Итак, тема заседания: дороговизна товаров. Какие же предложения вносят депутаты австрийского рейхсрата, какие мысли их волнуют? Депутат Катшалер (по совместительству — католический кардинал) выражает удивление, почему такой никому не нужный вопрос вообще внесен в повестку дня в то время, когда есть действительно существенная проблема: закон против новаций в католической церкви; ведь такой закон немедленно нужно принимать! Граф фон Волькенштейн-Тройсбург заявляет: вынесение вопроса о дороговизне на рассмотрение парламента крайне несвоевременно, ведь он, граф, убедился при покупке персидских ковров, что предметы роскоши совсем не подорожали; и вообще его как депутата очень возмущают эти непрестанные жалобы на дороговизну!

Депутат Ян Стадницкий заявляет, что в Париже, где он живет пять месяцев в году, устрицы даже подешевели; так о какой дороговизне, собственно, идет речь! Депутат аббат Корчиан считает, что если дороговизна и есть, то в ней виноваты прежде всего малоимущие, которые хотят все получать бесплатно. Депутат князь Монтенчово утверждает, что нынешняя дороговизна для радикальных элементов — только повод пограбить. Порядочный человек никогда не жалуется на то, что цены на продовольствие растут, для него не существует самого понятия дороговизны — потому что у кого не хватает денег, тому не следует есть трижды в день! И, наконец, депутат Марат, резюмируя предыдущие выступления, сказал буквально следующее: если люди не в состоянии содержать свои семьи на зарплату, то это их личное дело, в которое правительство не будет вмешиваться, потому что уважает гражданские свободы (Аплодисменты) . Больше всего поражают в фельетоне Гашека эти аплодисменты... Парламент снял вопрос о дороговизне с повестки дня. Однако следует подчеркнуть, что Гашек, нещадно насмехаясь над подобной пародией на парламент, отнюдь не был противником парламентаризма как такового. Произвол исполнительной власти был для него так же неприемлем. « У правительства — власть, у депутатов — только голосовой аппарат » — такая меткая формула содержится в фельетоне «О парламентах» (1907 г.). И дальше — «глубокомысленное» рассуждение, весьма характерное для Гашека: «Только идиот мог бы позволить себе баллотироваться в условиях, когда у него меньше свободы, чем у избирателя». А в чем же заключается настоящий прогресс парламентаризма? — саркастически спрашивает сатирик и сам же отвечает: « А в том, чтобы, вместо вмешательства в дела определения государственного строя, депутаты подготовят покорную просьбу к нашему славному правительству содействовать развитию свиноводства! ».

Воистину яркая страница политико-сатирической деятельности Гашека перед Первой мировой войной — это создание им (вместе с несколькими друзьями: Йозефом Ладой, Йозефом Скружным, Эдуардом Дробилеком и другими) бутафорской « Партии умеренного прогресса в пределах закона » (1911 год). «Программа» этой партии, написанная Гашеком — это блестящая сатира на трусость, псевдопатриотизм и беспринципность некоторых тогдашних чешских либерал- «патриотов», охотно апеллирующих к понятиям «нация», «освобождение», «чешское дело», но в реальности сосредоточенных только на хлопотах вокруг сохранения своего имущества. Вот некоторые отрывки из манифеста этой «партии».

1492 год, пишет Гашек — это исключительно важная веха на пути всемирного прогресса, потому что именно тогда самый знаменитый чех, Колумб, открыл Америку , и с тех пор великий принцип «умеренный прогресс в пределах закона» приобрел невиданный импульс. «Потом понадобилось — пишет Гашек — только истребить индейцев, ввести рабство, и так повсеместно внедрять прогресс, спокойно, не торопясь, и в конечном итоге мы видим, что несколько веков спустя появляется уже Эдисон — изобретатель фонографа и других чудес». И далее «эволюционист» Гашек, пародируя псевдолиберальные фразы, пишет: «Граждане, чехи! Памятуя, что закон защищает всякого человека от насилия. мы отдали свою программу под крылья закона, а поскольку все законы у нас со временем претерпевают изменения, иначе говоря, идут параллельно с умеренным прогрессом, мы внесли этот умеренный прогресс в свою программу. Ведь просто немыслимо, чтобы младенец каким-то насильственным образом сразу повзрослел; это может произойти только путем естественного развития, день за днем, год за годом». Автор, образцовый «трезвомыслящий» либерал (маска Гашека!), продолжает: «Чешский народ! Прежде чем ты попал под власть Габсбургов, должны были родиться Пшемысловичи, Ягеллоны, Люксембурги (названия династий, которые правили в Чехии в X—XVI ст. — И.С. ) — и только столетия спустя ты оказался под благотворной властью Габсбургов. Так и мост Святоплука Чеха в Праге (известный чешский писатель ХIХ ст., — И.С. ) — его тоже не за одну ночь построили: сначала должен был родиться Святоплук Чех, прославиться, умереть, потом провели благоустройство и только после этого построили мост Святоплука Чеха. Разве это не лучшее доказательство священности умеренного прогресса в пределах закона? И разве не наша партия, таким образом, единственная, которая может действительно выполнить важнейшие предвыборные лозунги: «Только мы защитим вас от землетрясения в Мексике!» и «Каждому избирателю — карманный аквариум с золотой рыбкой». Добавим только, что на выборах в парламент партия Гашека получила в 1911 году 38 голосов и сам сатирик объявил это «колоссальной моральной победой»...

Фельетоны и памфлеты Ярослава Гашека будут вечно актуальны, пока на земле пышным цветом процветают политическая демагогия, мошенничество и цинизм. Ибо великий чех наделяет каждого читателя способностью называть политические события, явления и фигуры своими настоящими именами: банкротство — банкротством, глупость (пусть амбициозную) — глупостью, а ложь — ложью. Прекрасно сказал о создателе «Швейка» другой знаменитый чешский сатирик, Карел Чапек: «Мне кажется, что юмор — это не какое-то дополнение к главному, а, наоборот, это, по-видимому, настоящее видение мира. Гашек обладал юмором, Гашек был человеком, который видел мир, а многие об этом мире только пишут».

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ