Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Прочитайте тую славу...»

11 декабря, 1999 - 00:00

Полемические заметки харьковчанина Игоря Рассохи «Мы — народ победителей» («День», №220) побуждают к размышлениям над исторической судьбой нашей Родины, над тем, чем измеряется историческое величие народа, что такое, собственно, историческая победа. Есть у И. Рассохи суждения, с которыми нельзя не согласиться. Так, он пишет: «Чтобы тебя уважали другие, нужно для начала с уважением относиться к самому себе». Воистину так! И это одинаково относится как к отдельному человеку, так и сознанию целого народа.

Несогласие в суждениях И. Рассохи вызывает другое. Автор относит ко временам Тараса Шевченко традицию издевательско-хамского отношения к собственной истории. И далее он приводит известные строки самого Шевченко, которые, пишет он, «мы радостно (?!) декламируем еще со школьной скамьи»: «Раби, підніжки, грязь Москви, варшавськеє сміття — ваші пани, ясновельможнії гетьмани». Из последующих утверждений И. Рассохи становится даже ясно, что он видит в этих словах Кобзаря... антиукраинский дух.

Мне кажется, не стоит автору заочно учить Тараса Григорьевича украинскому патриотизму. Лучше бы он вчитался в контекст шевченковских строк из послания «І мертвим, і живим...». Шевченко с ядовитым сарказмом клеймит тщеславие и снобизм украинских и псевдоукраинских аристократов, которые возносят до небес «славу» своих предков и своей отчизны (рассматривая последнюю как свою собственность):

А гвалту! А крику!

А історія! Поема

Вольного народа!

Що то римляне убогі!

Чортзна-що — не Брути!

У нас Брути! І Коклеси!

Славні, незабуті!

У нас воля виростала...»

И вот как ответ тем «ясновельможним» и звучат далее приведенные И. Рассохой шевченковские слова. За ними — горькая, но неопровержимая правда. Известно ли И. Рассохе, что именно благодаря предателю И. Носу был взят казацкий Батурин (1708 г.), что не успели еще просохнуть чернила под Переяславским соглашением 1654 года, как казацкая старшина уже протоптала путь в Москву в поисках поместий, денег и соболиных мехов?

Да, нам есть чем гордиться. Мы — народ Шевченко и Франко, Грушевскго и Леси Украинки, Сагайдачного и Довженко... Но вчитаемся опять в призыв Шевченко из того же послания «І мертвим, і живим...»:

Подивіться лишень добре,

Прочитайте знову

Тую славу. Та читайте

Од слова до слова...

Все розберіть... та й спитайте

Тойді себе: що ми?

Чиї сини? Яких батьків?

Ким? За що закуті? Игорь СЮНДЮКОВ Ведущие страницы «История и «Я»

будут рады продолжить дискуссию, начатую Игорем Рассохой

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ