Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пространство Софии - 2

Болгария и Украина как доказательство европейской природы православия
23 сентября, 2016 - 12:59
CИМВОЛ ЕВРОСОЮЗА, КОТОРЫЙ ЗНАЮТ ВО ВСЕМ МИРЕ, — ЗОЛОТЫЕ ЗВЕЗДЫ НА СИНЕМ ФОНЕ. ДЛЯ БОЛГАРИИ ВСТУПЛЕНИЕ В ЕС — УЖЕ ДОСТИГНУТАЯ ЦЕЛЬ. ВПОЛНЕ РЕАЛЬНА — ПРИ УСЛОВИИ ПРИЛОЖЕНИЯ ОГРОМНЫХ УСИЛИЙ — ЭТА ЦЕЛЬ И ДЛЯ УКРАИНЫ / ФОТО С САЙТА WWW.I.ACTUALNO.COM

Окончание. Начало читайте в «Дне» №166-167

Именно Болгария и Украина — православные страны, сумевшие построить и сохранить свою глубокую связь с Европой, — демонстрируют европейскую природу православия, его моральный потенциал, его важность для современного мира. Эти две страны в определенной степени становятся хранительницами древнего духовного огня, поскольку православие в этих странах — не политический инструмент для содержания власти, а глубинные основы культуры.

Кирилл и Мефодий вернулись в Украину, когда ей было особенно сложно, когда необходимо было очертить новые границы ее идентичности1. В ХІХ в. славяне и Россия опять разделились: славяне искали свою реализацию в пределах национальных государств, возвращение к своим народным корням. И — освобождение от империй. А Россия — наряду с Габсбургской и Османской империями — доминировала в той или иной степени почти над всем славянским миром — где территориально, где идеологически. И имела свой проект: превратить всех славян — или по крайней мере православную их часть — в россиян. Эта идея имела давние корни: начиналась уже с концепции Москвы как «Третьего Рима», а во времена Екатерины ІІ имела название «греческого проекта», который предусматривал слияние всех славян в единое сообщество под эгидой России и распространение ее до Константинополя, который должен был стать старым-новым духовным центром славян византийско-российского континуума.

Столкновение между россиянами и остальными славянами было эпическим. Сакраментальный пушкинский вопрос — «»Славянские ль ручьи сольются в русском море? / Оно ль иссякнет? вот вопрос2»», — это «быть или не быть?» российской истории. А Шевченко в поэме «Еретик», посвященной Шафарику3, пишет: «Слава тобі, Шафарику, / Вовіки і віки! / Що звів єси в одно море / Слов’янськії ріки!» Это чувство своего единства через свободу выбора, через ощущение общих энергий истории, а главное — через общую борьбу за свою свободу. Ведь славяне в виденье Шевченко — не «німії подлії раби», а — «єретики».

Собственно, Кирилл и Мефодий становятся символами эмблем украинской культуры, которая — вместе с польской — стала в оппозицию к монархическому проекту панславянской России4. Народы против «племен»: в тогдашней русской литературе, — как в исторических текстах, так и в полицейских доносах, — и славянские народы, и кавказские, и азиатские назывались «племенами». В произведениях Адама Мицкевича и Тараса Шевченко, в исторических исследованиях Иоахима Лелевеля и Николая Костомарова речь идет исключительно о народах — отсюда происходит европейский дискурс в этих литературах.

Против российской концепции недифференцированного обрусевшего славянства от Москвы до Балкан в произведениях польских и украинских авторов утверждается концепция индивидуальности народов и возможности их возрождения только в свободной семье народов европейских. Тайная антимонархическая организация Кирилло-Мефодиевское братство, в состав которого входили и Костомаров, и Шевченко, и другие тогдашние выдающиеся украинские интеллектуалы, является большой страницей в истории освободительных соревнований славянских народов. Просуществовала эта организация очень недолго — от конца 1845 до начала 1847 года — и была разгромлена. Но была крайне важной своим политическим проектом освобождения всех порабощенных славянских народов и объединения их в свободную и равноправную федерацию, «основанную на уважении народности каждого». Не забываем, что приближалась «весна народов» 1848—1849 гг. — мощная волна антимонархических революций во всей Европе. И этот проект до сих пор не потерял своего значения, поскольку представлял собой одно из самых благородных видений будущего европейских народов, актуальное не только в славянском, но и в общеевропейском измерении.

Программный документ Братства — «Книги буття українського народу» (1846) авторства Костомарова являются ответом на «Книги пилигримства и народа польского» (1832) Мицкевича. Оба произведения являются невероятно современными по своему содержанию, невзирая на христологический характер и мессианский патос. Они говорят о необходимости уважения к каждому народу, о праве народа на собственную культурную индивидуальность, на свой язык и церковь, о необходимости свалить империи как механизм наихудшего унижения человека и построить народовластие, о свободе как наивысшей ценности как каждой отдельной личности, так и каждого отдельного народа. У Мицкевича Польша является «Христом народов», который добровольно принимает на себя муку ради освобождения славянских народов. Документ Костомарова — киевоцентричный, но Киев видится не как политический, а как духовный центр славянства, как сердце наиболее угнетаемой нации, которая возрождением своим дает надежду на возвращение к жизни другим славянам под гнетом империй. Именно из Киева — найдревнешего славянского города — видится безграничный горизонт славянской истории и вся панорама славянских народов: от берегов Волги, Днепра и Вислы до Адриатики, к болгарам и сербам. А будущее самой Украины видится в независимости, в суверенности — как «неподлеглой Речи Посполитой в союзе славянском».

Это было действительно пророчество дальновидных украинских интеллектуалов. Сегодня их проект опять актуален — в этом нашем мире, который в данный момент переживает системный и крайне опасный кризис, мире, где Хаос начинает доминировать в политике и чувствах человеческих, в самом мироздании, — и в частности в той Славянщине, о которой говорил Костомаров. Опять Россия не теряет надежду превратить славян в россиян, но... все без исключения славяне фактически покинули Россию. Осталась единственная растерянная Беларусь. И фронт противостояния России и славян, России и Европы сосредоточился в Украине. А самоочевидная правда заключается в том, что в той части, которой славянский мир приближается к Европе и отдаляется от России, — этот мир оживает, выздоравливает, выходит из унижения, приобретает идентичность, оригинальность, индивидуальность. А той частью, которой еще находится в ловушке России, — становится опасным оборотнем, постоянным продуцентом патологий, абсурда и насилия.

Констатировать это просто — слишком явными являются эти процессы. Значительно сложнее их осмыслить, а еще сложнее — предусмотреть последующие события. Практически сегодня происходит очень сложная эволюция (временами инволюция) идей, понятий, явлений, — процесс, который может привести как к упадку славянской цивилизации в целом, так и православной цивилизации как таковой. Ведь именно «побег от России» перетасовал карты славянского мира. Вход Болгарии в ЕС создал определенным образом горизонтальную славянскую ось, без разделения на католиков и православных. Но разделился и православный мир — на православных «европейцев», православных, которые чувствуют себя потенциально частью Европы, и православных, которые считают Европу антагонистом «византийского» мира. За последние годы Россия развязала войну против двух ключевых для своей же собственной истории православных стран: Грузии, а затем Украины. Украина стала объектом самой жесткой агрессии России, которая не признает «иную» Украину, и это невосприятие превращает в свой антагонизм относительно Европы. Забывая притом, что христианство является одним из фундаментов идентичности Европы. Противопоставляя «свое» православие европейской цивилизации, Россия тем самым «вынимает» православие из христианства, в то время, как Украина, Болгария, Грузия стремятся реализовать в своих культурах, собственно, «панъевропейский синтез», интерпретируя православие как неотъемлемую часть европейского культурного пространства. Поэтому российские танки и «Грады», воюя на теле Украины против Европы, с теми своими «священниками», которые корректируют огонь по украинским военным, тем самым уничтожают православие как веру, и дальше, манипулируя ими, как уродливым инструментом вырожденной власти, — уже без надежды на возрождение православия, поскольку самые светлые интеллектуалы, которые понимали и хотели его возрождения, либо убиты, либо забыты, либо вынуждены молчать.

Но Золотые Ворота Киева выдержали не одно нашествие варваров. Выдержат и это.

ТЕПЕРЬ Болгария в Европе. Сербия — готовится вступить в Европу. И никто никого не убивает. Жаль, что Россия далеко. А то бы аннексировала Розовую долину. И с Сербией государство общее не вышло. Раньше российские эксперты вяло комментировали, что Сербия выберет более «престижный клуб». Теперь вяло комментируют «Предательское заявление»5 Сербии о том, что Крым — это Украина. Россия посылает вслед беглым от нее славянам угрозы, что все они пропадут, что Украину «разделят на три части» — да и вообще «Украина станет Россией»6. Но помним также угрозу превратить Америку в «радиоактивную пустыню»7, поэтому логично, что «США погрузится в ад». Вспоминаются и расчеты Кремля, переданные государственным каналом телевидения, что российские танки могут добраться до Киева, Варшавы, Берлина, других европейских столиц за считанные дни, а то и часы8. Вчера Турция стала, наряду с Украиной, основным врагом России, отодвинув на второй план и США, и Польшу, и Эстонию — «врагов» традиционных. А сегодня Россия с Турцией и Ираном готовит новый альянс, не оставляя надежды каким-то образом направить Болгарию по пути союза с Россией против Запада, обещая, что Россия «с новым партнером» вобьет «гвоздь в гроб ЕС». И здесь же планирует, как «Россия и Иран обхитрят Турцию и сделают бесполезным Босфор». И представляют себе, как «Россия досрочно «утопила» Украину». И хвастаются: «Россия легким движением поставила крест на Украине». Уже не говоря об идеях неоевразийства, в идеологическом русле которого движется в настоящее время Россия, которую идеолог этого течения Дугин характеризует как «Третий Рим, — Третий Рейх — Третий Интернационал». Тот же Дугин лаконично отвечает на вопрос, что же делать с Украиной: «Убивать, убивать, убивать». Притом оказывается, что сам процесс убийства имеет в России абсолютно иную природу в сравнении с другими народами: «Русский убивает иначе. За ним глубинный пласт национальной православной метафизики, вся трагическая драма апокалипсиса, раскола, страдания, истерически и пронзительно осознанного христианского парадокса. Русский террорист — жертва. Он совершает магический акт, призванный спасти не только общество, народ, класс, но всю реальность». Это формула бытия современной России. Смертельно опасная для всех. И для самой России в том числе.

На территории Софии в Болгарии ветер развевает Синий флаг над Золотым Берегом. Знак чистой экологии. Покоя. Отдыха от страданий.

А Украине приходится до сих пор защищать свой сине-золотой флаг, обгоревший на ветрах войны. Но это также защита и европейской цивилизации, и славянской: во имя возрождения славянского мира — «як сім’ї вольної, нової», по Шевченко, — духовной республики свободных народов.

Киев—Рим, август 2016 г. 25-летие Независимости Украины


1    G. S. Luckyj. Young Ukraine. The brotherhood of Saints Cyril and Methodius. 1845-1847. — Ottawa-Paris: University of Ottawa Press, 1986; S. Kozak. U zrodel Romantyzmu i nowozytnej mysli spolecznej na Ukrainie. — Warszawa: Ossolineum, 1978; S. Kozak. «Knyhy bytija ukrajins’koho narodu» Mykoly Kostomarowa i «Ksiegi narodu i pielgrzymstwa polskiego» Adama Mickiewicza // «Slavia Orientalis», XXII (1973), n. 2; S. Kozak. Ukraincy spiskowcy i mesjanisci. Bractwo Cyryla i Metodego. — Warszawa: PAX, 1990; S. Kozak. Polacy i Ukraincy. W kregu mysli i kultury pogranicza. Epoka romantyzmu. — Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2005; S. Kozak. Z   dziejow Ukrainy. Religia. Kultura. Mysl spoleczna. — Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2006; W. Mokry. Literatura i mysl filozoficzno-religijna ukrainskiego romantyzmu. Szewczenko, Kostomarow, Szaszkiewicz. — Krakow: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 1996.

Див. переклади: The Books of Genesis of the Ukrainian Nation (tr. by B. Yanivs’kyi) // Electronic Library of Ukrainian Literature, http://sites.utoronto.ca/elul/English/218/Books-of-Genesis.pdf; Le Livre de la Genese du Peuple Ukrainien. — Paris: Institut d‘Etudes Slaves, 1956 (tr. par G.  Luciani), http://france-ukraine.com/Le-Livre-de-la-Genese-du-Peuple.html (уривки); I libri della Genesi del Popolo Ucraino // «Annali di Ca’ Foscari», XXXIII (1993), 1-2. — Рр. 103-141 (a cura di L. Calvi). Див. також нові видання в Італії, де заторкуються ці проблеми: G. Brogi, O. Pachlovska. Taras Sevcenko. Dalle carceri zariste al Pantheon ucraino. — Firenze: Le Monnier, 2015; A. Franco. Le due nazionalita della Rus?’. Il pensiero di Kostomarov nel dibattito ottocentesco sull’identita ucraina. — Roma: Aracne, 2016.

2  Вірш «Клеветникам России» (1831) — реакція Пушкіна на Листопадове повстання в Польщі (1830—1831), жорстоко придушене царськими військами, та на заклики окремих депутатів французького Парламенту підтримати збройно Польщу в її протистоянні з Росією. Цей вірш Пушкіна, негативно сприйнятий з боку ліберальної частини російських літераторів, разом з його ж віршем «Бородинская годовщина» та віршем В. Жуковського «Старая песня на новый лад» були надруковані, після прочитання царя Миколи І, в брошурі «На взятие Варшавы» (1831).

3   Павел Йозеф Шафарик (1795-1861) — словацький і чеський поет, вчений, історик, літературознавець, етнограф, лінгвіст, один із перших системних славістів у Європі, що глибоко вивчав слов’янський культурний світ в окремішності його етнонаціональних виявів.

4  «Братчики» носили навіть перстень із написом «св. Кирило і Мефодій, січень 1846».

5   http://slovodel.com/489961-predatelskii-golos-serbii-krym-eto-ukraina?ut... utm_source=lentainform&utm_campaign=l.slovodel.com&utm_term=1245878s4682&utm_content=4551955.

  https://inforeactor.ru/23716-predskazanie-vassermana-ukraina-stanet-rossiei.

Відео 16 березня 2014 р.: https://www.youtube.com/watch?v=q1V3Mh3JCH0.

8   http://news.bigmir.net/world/875762-Na-rossijskom-TV-zajavili—chto-tan..., 11 лютого 2015 р.

Оксана ПАХЛЕВСКАЯ (Римский университет «Ла Сапиенца»)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ