Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прямостояние. В зоне и вне зоны-4

24 сентября, 2020 - 17:30
ВЫДАЮЩИЙСЯ ФИЛОСОФ И ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ ЕВГЕНИЙ СВЕРСТЮК ПИСАЛ: «ВОССТАНИЕ, РАЗУМЕЕТСЯ, БЫЛО ПОДАВЛЕНО, НО ОТВАГА, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ЕГО РЯДОВЫХ УЧАСТНИКОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО ПОБЕДИТЬ НЕВОЗМОЖНО» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

Окончание. Начало читайте «День» №166-167, 171-172, 176-177

5 июня 1953 г. в Горлаге около 17 тыс. заключенных 1, 3, 4, 5, 6 зон отказались работать и требовали приезда комиссии из Москвы. И не потому, что наивно верили в «доброго генсека», а потому что это условие требовало определенных усилий и времени, при которых можно было продолжать борьбу.

Повстанцы требовали не только сокращения рабочего дня, который продолжался 12 часов, и улучшения бытовых условий, но и полного изменения жестокой лагерной системы угнетения личности и свободы. В частности, пересмотреть дела политзаключенных на предмет законности обвинений и вынесенных приговоров, освободить несовершеннолетних, инвалидов, наказать конвоиров, которые расстреливали заключенных, вывезти на родину иностранцев... В каждой из пяти восставших зон был свой, отличный от других, характер протеста — голодовка, отказ от работы, бунт, вооруженное восстание, свой руководитель и представительный комитет политзаключенных для переговоров с властями. Но в комплексе все они творили одно крупное восстание, руководимое украинцами.

Бунтари распределили между собой обязанности: были ответственные за информацию, агитацию и пропаганду, работу на кухне, бани, прачечные, хозяйственные дела, медчасти, культурно-воспитательную работу. Во время восстания в лагерных клубах проходили репетиции кружков, хоров, работали библиотеки, проходили концерты, организовывались спортивные соревнования. Известно, что в 4-й зоне с успехом поставили спектакль «Назар Стодоля» Т.Шевченко, который узники готовили еще до начала восстания.

Особое внимание оказывали охране порядка, в частности, 3-й лагерь был разделен на четыре участка, назначено более 80 человек старших секций, бараков, участков, указаны места круглосуточных постов и патрулирования. В подвале зоны № 3 узники изготавливали холодное оружие. Бывший член УПА, осужденный в 1950, П.Миколайчук оборудовал типографию, где изготавливал листовки, которые узники воздушными змеями разбросали над Норильском.

5 июня в Норильск из Москвы прилетела комиссия МГБ СССР под руководством полковника М.Кузнецова. Первая встреча с восставшими заключенными состоялась 6 июня в 5 и 4 лагерном отделении, а затем в последующие дни в 1-м, 6-м. Выражая свои жалобы и претензии, заключенные передали свои требования. Из них комиссия пообещала выполнить только такие: снятие с одежды номеров, с окон — решеток, с дверей бараков — замков, 9-часовой рабочий день, введение зачетов работы, разрешена переписка с родными (одно письмо в месяц), высылать заработанные деньги родным, выдача которых была увеличена до 450 рублей, инвалидов вывезти на материк. В то же время везде московская комиссия требовала немедленного выхода заключенных на работу. Часть заключенных всех восставших зон, кроме 3-й каторжной, после этого вышла на работу, но работала плохо, проходила агитация за продолжение восстания. Дольше переговоры продолжались в 3 каторжной зоне, где, несмотря на специальный приезд в Норильск представителя прокуратуры СССР Вавилова, восстание продолжалось.

Для подавления Норильского восстания администрация решила временно ликвидировать мятежные лагерные отделения. 1 июля в 5 зоне объявили о ликвидации лагеря, вывели за зону и изолировали 1500 человек. Более 1400 украинцев и прибалтийских националистов отказались выходить. К ним ввели войска, подавили сопротивление. 11 заключенных были убиты, 14 тяжело ранены, из них 12 умерло, 22 человека легко ранены. Среди убитых и раненых — активисты восстания.

4 июня в 4 зоне администрация заставила восставших прекратить сопротивление, поставив им ультиматум: выход за зону или расстрел. Чтобы избежать кровопролития и сохранить людей, руководитель восстания 4 зоны Евгений Грицяк принял решение вывести людей за зону.

В 6 женской зоне призывы прекратить восстание не подействовали. Тогда комиссия МВД решила поливать заключенных женщин водой из трех пожарных машин под сильным давлением, следом были введены войска, которые подавили сопротивление. Таким образом, узники 1, 4, 5, 6 снова вышли на работу.

Окончательно восстание было подавлено 4 августа 1953 г. в 3 зоне, куда было введено 7 автомашин с вооруженными солдатами. На штурм лагеря мобилизовали гражданских лиц — коммунистов и комсомольцев Норильска, руководителей предприятий и цехов. Общее количество погибших при подавлении Норильского восстания примерно 100-150 человек, их тела захоронены на кладбище под горой им. Шмидта возле Норильска. 1 июля 1990 г. погибших при подавлении восстания перезахоронили в братскую могилу, у которой построили часовню и установили крест с надписью: «Мир праху, честь имени невинно репрессированных, вечная память и скорбь прошедших ГУЛАГ».

Первые результаты Норильского восстания узники почувствовали еще в 1953 году. Был смягчен режим, возвращены права, которые отобрали в «Горлаге». «Восстание, разумеется, было подавлено, но отвага, самопожертвование его рядовых участников и организаторов показали, что человеческое достоинство победить невозможно. Оно сильнее пыток и самой смерти», — написал философ и политзаключенный Евгений Сверстюк.

Во время ликвидации «Горлага» в 1954 году в Норильск приехала комиссия для пересмотра дел политзаключенных. Если в 1953-1954 годах освобождение касалось только ученых, партийных и комсомольских функционеров, крупных хозяйственников, то в 1955-1956 годах освобождение пришло к абсолютному большинству бывших узников «Горлага». После ХХ съезда КПСС этот процесс был завершен, а Норильский комбинат перешел на вольнонаемную рабочую силу. Это был один из главных результатов Норильского восстания, так как был подорван прочный фундамент репрессивно-карательной системы ГУЛАГа — исчез рабский труд тысяч заключенных, за счет которых экономически процветал СССР.

Руководителя Норильского восстания в 4 зоне Евгения Грицяка удерживали во Владимирской тюрьме. Освободили в 1956 году. А через 2 года объявили запрет жить в Западной Украине. Он переехал в Казахстан. 28 января 1959 — второй арест, отмена постановления об освобождении  1956 года. И возвращение 25-летнего срока заключения от 1949 года. Из мордовских лагерей вышел на свободу в октябре 1964 года. В 1980 г. за рубежом вышла его книга воспоминаний о Норильском восстании, за что в Украине КГБ начало преследовать Е.Грицяка, шантажируя новым заключением. Несмотря на все лишения, он выстоял. Встретил обретение независимости и... начало очередной войны с Россией. Награжден орденом «За мужество», медалью «25 лет независимости Украины». Умер в 2017 г. на 91 году жизни.

Лидер норильского подполья Даниил Шумук за три ареста (1945, 1957, 1972) имел гулаговский 31 год, не считая ссылки и польской тюрьмы. В 1979 г. он стал членом-основателем Хельсинской Группы в местах лишения свободы и Украинской Хельсинской Группы в целом. После окончания заключения в 1987 г. эмигрировал в Канаду. В том же году 10 декабря во время празднования Дня декларации прав человека, он выступил в Овальном кабинете в Вашингтоне. После выступления встретился с президентом США Рональдом Рейганом. В 2002 году вернулся в Украину, поселился у дочери Веры в Донецкой области, где и умер 21 мая 2004 года на 90-м году жизни.

ВОРКУТИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

Особенностью этого большого протеста было то, что впервые наиболее обездоленные люди не просили, а требовали, и не улучшения условий труда, а свободы. «Организованный контрреволюционный антисоветский саботаж» — так характеризовали действия повстанцев в московских документах стражи тоталитарного режима. Политзаключенные понимали, что власть за это будет жестоко наказывать, но не хотели умирать рабами. «Гордые украинцы составляли в «Воркутлаге» сплоченную общину, они горячо ненавидели советскую систему, и их патриотизм и духовная твердость производили впечатление на других», — отметил в книге «Воркута» финский историк Юкка Рислакки.

Воркутинское восстание продолжалось с 19 июля по 1 августа 1953 г. в лагере № 6 особого режима содержания под названием «Речлаг» (на украинском — «Річний табіг»). Он состоял из 17 зон, где находилось 38 589 заключенных. Среди них 16 812 националистов: 10495 украинцев, 2935 литовцев, 1521 эстонцев, 1075 латвийцев, 510 поляков. Как заключенные, осужденные по политическим мотивам на большие сроки, они не получили амнистии после смерти Сталина.

19 июля 350 заключенных, которых в «Речлаг» привезли из «Степлага» в Казахстане и разместили в 2 зоне, отказались выйти на работу. Администрации выдвинули требования: ликвидировать режимные особые лагеря МВД, отменить каторгу, минимизировать сроки наказания по 58 статье, а также выразили просьбу до приезда представителя ЦК КПСС не переводить их в другие места и не заставлять работать. Это заявление поддержало около 150 заключенных. 22 июля уже 1500 заключенных первой и второй смены 2-й зоны отказались выходить на работу в шахту №7. На следующий день число бастующих в этой зоне достигло трех тысяч человек.

«Люди требовали свободы, изменения или отмены указов, — вспоминал Иосиф Рипецкий. — Забастовка началась стихийно. Я был членом забастовочного комитета, выполнял функции секретаря, вел документы, протоколы. Комитет был создан для сохранения порядка во время забастовки. Чтобы не было междоусобиц, расправ, грабежей. А также для четкого выражения своих требований. В оформлении документов нам помогали московские юристы. То есть забастовка проходила цивилизованно с соблюдением дисциплины. В течение недели был идеальный порядок. Никто никого не обидел». Иосиф Рипецкий — учитель, сын священника. Он не воспринимал советскую власть и проводил активную культурно-просветительскую деятельность, за что в 1945 году был обвинен в измене и отправлен в концлагеря. В Воркутинском лагерном медицинском пункте он работал санитаром, в свободное время изучал иностранные языки.

В ответ на забастовку власти объявили о смягчении режима: установлении 9-часового рабочего дня, снятии с одежды номеров (то есть возврат обращения к заключенным по имени и фамилии), разрешении писать одно письмо в месяц вместо двух раз в год, переводить заработанные деньги семьям, снимать со счета до 300 рублей ежемесячно, разрешили свидания с родными. Об этом было немедленно сообщено 24 июля в мятежных зонах «Речлага».

Однако украинские националисты развернули широкую пропаганду против выхода на работу, заявив, что надо бороться за выполнение всех требований бастующих, а не довольствоваться частью. 26 июля лагерная администрация из 10-й зоны 52 заключенных (активистов с антисоветскими настроениями) этапировала в ОТП № 62. В тот же день изолировали 16 лидеров украинских националистов в 15-й зоне. В ответ на эти карательные меры узники 3-й зоны напали на штрафной изолятор и освободили 77 активных участников восстания. Забастовка переросла в восстание. Утром 28 июля, узнав, что соседние шахты не работают, к бунтарям присоединились заключенные 13 зоны (шахта №30). 29 июля не вышло на работу около 12 тысяч заключенных лагерных отделений №2, 3, 10, 13 и 16. А всего бунтовала половина лагерников «Речлага» — 15604 заключенных из 17-ти зон. Руководил восстанием конспиративный центр из представителей каждого отделения, но преобладали украинские и балтийские националисты. 31 июля 1953 г. в зону № 2 ввели усиленную охрану с оружием. Она окружила беззащитных повстанцев и заставила группами по 100 человек выйти за зону. 1 августа началась операция по ликвидации восстания в стойком — 10 лагерном отделении. Генеральный прокурор СССР Роман Руденко, приехав в лагерь, чтобы ознакомиться с событиями на месте, перед строем заключенных шахты № 29 лично застрелил одного из организаторов — поляка Виктора Игнатовича, после чего охрана начала стрелять по людям. Заключенные начали решительное сопротивление. Сначала они организовали в 50 м от входных ворот сплошной заслон из 350-400 человек. Власть в зону ввела 50 надзирателей. Между ними и восставшими заключенными возникло вооруженное столкновение, в ходе которого заключенные пытались пробиться за зону. Однако у проходных ворот стоял офицерский состав и вооруженная охрана, которые также вступили в бой с повстанцами.

В столкновениях погибли 53 политзаключенных (из них 30 украинцев, которые были членами ОУН и УПА), 138 человек получили ранения. После окончания операции в 10 лагерном отделении 11 человек были арестованы, 40 — осуждены на заключение в каторжном режиме, 206 — вывезены в ОТП-43 на общий режим. Организаторы восстания, оставшиеся в живых, были арестованы и 25 декабря 1953 осуждены повторно. Погибших участников Воркутинского восстания власть тайно закопала у дороги в районе террикона шахты № 29. 1 августа 1995 г. им открыли памятный знак на Юршорском мемориальном кладбище.

Выступление воркутинских повстанцев было подавлено, однако ряд их достижений значительно облегчил жизнь политических заключенных. Один из участников лагерного сопротивления Николай Круковский отметил: «Положительных дней было мало. Мы почувствовали себя немного свободнее, когда восставали. Приятное чувство, когда знаешь, какой сильный режим и какой он жестокий, а ты себя проявляешь».

***

Наследница Советского Союза Россия официально умалчивает сегодня правду о советском тоталитаризме, и он к ней активно возвращается. В стране снова незаконные аресты, похищения людей, осуждения по политическим мотивам и использование тех же мест заключения, что и в советские времена. Шведский историк Ганс-Еран Карлссон считает, что травма не ограничивается тем поколением, которое испытывает террор, а вопрос раскаяния, грехов и их отпущения, ответственности и наказания не исчезают в обществе вместе с поколением, которое было исполнителем репрессий.

Освобождение от рецидивов советского прошлого возможно только через очищение всего украинского общества правдой о тоталитаризме, как нацистском, так и коммунистическом.

Леся БОНДАРУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ