Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия и горцы Кавказа

25 марта, 2000 - 00:00

Перестройка, а затем и распад Советского Союза, когда произошло ослабление контроля за всеми сферами жизни «советских народов» со стороны Москвы, вновь вернули к жизни этнические противоречия внутри нашей бывшей Родины. Кавказ стал именно тем регионом, где эти противоречия вылились в наиболее кровавые конфликты (армяно-азербайджанский в Нагорном Карабахе, грузино-абхазский, грузино- южноосетинский и менгрельско(звиадисты)-восточногрузинский (будущие сторонники Шеварднадзе) в Грузии, российско-чеченский и перманентные межнациональные «разборки» в полиэтническом Дагестане).

К потенциальным конфликтам, которые могут перерасти в очередное вооруженное противостояние в любую минуту, следовало бы отнести аджарско- грузинский и армяно-грузинский в Грузии, карачаево-черкесский и ингушско-североосетинский в России. Поистине, прав был тот, кто ввел в политический лексикон словосочетание «Кавказские Балканы».

Когда я упоминаю российско-чеченский конфликт в ряду этнических, то делаю это с весьма сильной натяжкой, т. к. военные, политические и экономические действия со стороны России носят характер борьбы федерального центра с сепаратизмом одной из республик, т.е. причины, подвигшие Россию к двум военным операциям против Чечни были сугубо внеэтническими. Да, русская община (в основном — потомки терских казаков) подвергалась систематическому насилию и выдавливанию из республики, но она не оказала при этом никакого осмысленного вооруженного сопротивления. Напротив, действия со стороны чеченцев были определены ими как национально-освободительная война именно против русских. При этом первый президент Чечни Джохар Дудаев апеллировал к своему и России недавнему прошлому — Кавказской войне (1817—1864) и разгрому русской армией в ходе этой войны независимого горского государства народов Чечни и частично Дагестана. Провозглашение независимости Ичкерии трактовалось ее властями как первый шаг к восстановлению этого государства. Две нынешние чеченские войны заставляют нас вспомнить те события.

Среди причин, побудивших Россию предпринять завоевание Северо-Западного и Северо- Восточного Кавказа, можно выделить три:

1. Естественная территориальная экспансия России как своеобразное стремление к безопасности границ, заложенное в ней еще со времен Чингиз-хана.

2. К началу Кавказской войны (1817—1864) после интенсивных войн с Турцией и Персией к России отходят территории Грузии и Северного Азербайджана. Северо-Западный и Северо-Восточный Кавказ с враждебным ей населением находятся в тылу России.

3. Непрекращающиеся восстания горцев (в 1767 году в Кабарде, в 1785 — 1791 гг. в Чечне под руководством Шейха Мансура, в 1796 г. — в Адыго- Черкесии), набеги на русские поселения и разбои горцев.

РУССКАЯ ЭКСПАНСИЯ

Первый монгольский завоеватель, совершив длительный военный поход через всю Евразию с Востока на Запад, не догадывался, что подал заразительный пример князьям небольшого и малоприметного поселения с финским названием Москва, основанного всего лишь за полстолетия до этого. Уже спустя три века армии московских государей повторят нечто подобное на Востоке, Севере, Юге и Западе. Символическим представляется «последний аккорд» Чингиз-хана — разгром в донецких степях русских князей. Битва на Калке в 1223 г. положила конец Киевскому периоду Руси.

Истратив за четыре столетия всю свою скандинавскую пассионарность на многочисленные походы против Византии и степных тюркских народов (хазар, печенегов, половцев, волжских булгар), она не проявила ни малейшего интереса к территориальным приобретениям в Евразии: степняки разгромлены, дань и уверения в покорности с них взяты, на этом дело и ограничилось. Непросто покорять степные народы, а осваивать их территорию (пока они сами «не освоили» вашу территорию) и нести им ценности своей цивилизации, тем самым упрочняя собственную безопасность, научились только московские государи.

Поход Чингиз-хана очертил контуры будущей России — имперской державы, бессознательно вложив в нее евразийскую идею, заложив в нее территориальный экспансионизм, вкус к освоению огромнейших пространств Евразии. Уже Иван III освобождается окончательно от своих учителей — Золотой Орды, а его внук, Иван Грозный присоединяет к Московскому царству Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. С присоединением Астрахани Московское государство оказывается на юго-западе по соседству с Кавказом. В XVI веке отношения России и Кавказа можно свести к двум событиям. Первое — это основание московскими воеводами в период с 1567-го по 1588 год укрепленных городков по Тереку для защиты южных рубежей от набегов ногайцев, жителей Дагестана. Второе — Иван Грозный после смерти своей первой жены Анастасии женится на кабардинской царевне, известной под именем Марии Темрюкановны.

В ТЫЛУ РОССИИ

К началу XVIII века на Кавказе встречаются экспансионистские интересы трех империй — Османской, Персидской и Российской. Турция владеет Западной Грузией (Восточная Грузия находится в вассальной зависимости), крепостями на Черноморском побережье Кавказа от Тамани до Абхазии. Персия в первой трети XVIII в. овладевает Азербайджаном и Арменией. В 1734 году персидская армия Надир-хана начинает наступление на Дагестан. В связи с этими событиями русская армия в 1735 году отходит с побережья Азербайджана за Терек. Вассал турецкого султана, крымский хан, владеющий прикубанскими землями, организовывает постоянные набеги на Кабарду, что заставляет русское правительство «озаботиться» своей безопасностью.

Результатом этого стало решение о строительстве системы оборонительных сооружений, получивших название «Кавказские линии». В 1735 году основана крепость Кизляр, положившая начало основанию Кизлярской укрепленной линии (1739), в 1763 г. — крепость Моздок и Моздокская укрепленная линия. В результате русско-турецкой войны (1768—1774) по Кючук- Кайнарджийскому миру Кабарда признана владением Российской империи. В 1777 году по предложению князя Потемкина началось строительство Азовско- Моздокской линии для защиты от набегов прикубанских черкесов (адыгейцев) и ногаев на приграничные русские города. В 1783 году — присоединение Крымского ханства и его прикубанских владений к России и разгром ногаев, которые населяли Кубань. Река Кубань была признана пограничной.

Екатерина II своим манифестом берет Восточную Грузию под свой протекторат. В 1785 году Россией учреждено особое Кавказское наместничество, которое положило начало усиленной колонизации этого края. Начинается переселение на Кавказ донских и волжских казаков, а после упразднения Екатериной Второй Запорожской Сечи казачье войско низовое было преобразовано в черноморское, а позже — разделено на кубанское и терское. Именно на плечи этих казаков в основном падает вся тяжесть покорения Кавказа.

В 1786 году под протекторат России переходит шахмахальство Тарковское в Дагестане. В 1795 году вновь начинается вторжение в Закавказье персидской армии под командованием Ага- Мохаммед-хана. В ответ на это русская армия под командованием графа Зубова занимает Дербент, Шемаху и Баку. Однако Павел I отдает приказ вывести русские войска из этих городов. Незадолго до своей кончины он издает манифест об окончательном присоединении Восточной Грузии к России. Уже в 1803 и 1804 годах при императоре Александре I происходит присоединение большей части Западной Грузии (Менгрелия и Сванетия), а по Гюлистанскому мирному договору с Персией к России отходят Дагестан и Северный Азербайджан. По Бухарестскому мирному договору с Турцией — Абхазия.

Окончание см. на след. стр. «История и «Я»

Александр ЧАЛЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ