Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стародубщина — древняя украинская земля

23 сентября, 2011 - 00:00
СТАРИННАЯ ЦЕРКОВЬ В СТАРОДУБЕ / ФОТО С САЙТА BRYANSKGUIDE.RU
ЕЩЕ ВЛАДИМИР МОНОМАХ УПОМИНАЛ СТАРОДУБ В «ПОУЧЕНИИ» / ФОТО С САЙТА RULEX.RU

Много лет минуло с тех пор, как Украина потеряла одну из самых больших жемчужин своего Севера — Стародубщину (в те времена это — Мглинский, Новозыбковский, Стародубский и Суражский уезды Черниговской губернии). В течение многих веков эти земли входили в основной украинский этнический массив, а затем — в результате поражения национально-освободительных движений 1917—1921 гг. и несправедливого административного деления — остались за пределами сначала УССР, а следовательно, и вне государственной границы современной Украины.

Стародуб впервые упоминается в «Поучении» славного князя Руси Владимира Мономаха, когда зимой 1078—1079 гг. половцы захватили Стародубщину, а киевский князь выгнал их оттуда. Хотя очевидно, что город был основан еще задолго до этого. Лаврентьевская и Ипатьевская летописи под 1096 годом сообщают о месячной осаде воинами Мономаха и Святополка «города» Стародуба, в котором «затворился» черниговский князь Олег Святославич: «...І продолжалась между ними битва свирепая, и стояли они вокруг города дней тридцать и три, и изнывали люди в городе». В этой ситуации, как видим, жители древнего Стародуба действовали героически. Владимир и Святополк пошли войной на Олега, потому что он не выступил вместе с ними против половцев, а, наоборот, объединился с ними. Невзирая на военный конфликт между князьями, Владимир Мономах предлагал Олегу «круг Стародуба отчину». В 1141 году в Стародубе княжил Святослав Ольгович, в 1147-ом видим здесь Изяслава Давидовича, в 1156 году — Ростислава Мстиславича, а в 1174 году — Святослава Всеволодича.

То, что Стародубщина испокон веков была моноэтническим украинским регионом, свидетельствуют события Национально-освободительного движения во главе с гетманом Богданом Хмельницким. В тексте «Требований Войска Запорожского к Его Королевской Милости», которые были поданы гетманом Б. Хмельницким 7 августа 1649 года королю Речи Посполитой Яну ІІ Казимиру, отмечалось: «Начав от Днестра, Берлинцев, Бара, до Старого Константинова, до Случа и за Случ, что впадает в Припять, до Днепра, а от Днепра, начав от Любеча до Стародуба и вплоть до московской границы с Трубецким, во всех этих названных городах мы сами сделаем перепись... По этим городам среди нашего войска, чтобы хоругви как иностранные, так и польские не имели никаких прав и не осмеливались брать никаких стаций». В 1654 году к Нежинскому полку Украинского казацкого государства было присоединено семь сотен Черниговского полка, несколько округов из Черниговского и Стародубский уезд из Смоленского воеводства. В 1663 году из Нежинского полка были выделены Новгородский (Северский), Глуховский, Сосницкий и Стародубский полки.

Надо отметить, что Стародубский полк как административная и военная единица был одним из самых сильных в составе Украины-Гетьманщины. Его личный состав брал активное участие в Крымских походах 1687—1689 гг., Азовских кампаниях 1695—1696 гг., Северной войне 1700—1721 гг., русско-турецких войнах 1735—1739 гг. (например, во время боевых операций на юге Украины в 1738 г. взяли оружие 1 103 старшины и казака Стародубского полка) и 1769—1774 гг. С конца ХVІІ века назначение и увольнение полковников осуществлялось непосредственно украинским гетманом. Гетман И. Самойлович назначил Стародубским полковником своего сына Семена (1680 г.), а после его смерти меньшего сына Якова (1685). Но после И. Мазепы украинских полковников постепенно вытесняли русские. Среди полковников Стародубщины встречаем представителей известных родов Рославцев, Острянины, Небаб, Мовчанов, Самойловичей, Скоропадских, Гуляницких, Рубцов, Лизогубов, Корецких, Максимовичей, Березовских, Немировичей-Данченко, Ханенко и др.

К середине ХVІІІ ст. в Стародубский полк входили сотни, административными центрами которых были города Баклан (Бакляны), Мглин, Новгородок (Новгород-Северский), Погар (Погары), Почеп, Стародуб, Топаль (Большие Топали), Шептаки. Всего на Стародубщине было 11 сотен: Бакланская, Мглинская, Новгородская, Новоместская, Погарская, Почепская (первая и вторая), Стародубская (первая и вторая), Топальская и Шептаковская. Среди знаменитых людей, которые родились или долгое время жилы на Стародубщине, были выдающиеся личности украинской и русской истории и культуры — Роман Ракушка-Романовский, Афанасий Лобисевич, Григорий Долинский, Семен Дивович, Андрей Рачинский, Федор Туманский, Архип Худорба, Варлаам Шишацкий, Андрей Гудович и другие.

Изменение административного устава Стародубщины произошло 16 сентября 1781 года, когда по приказу императрицы Екатерины ІІ было официально объявлено о создании трех новых наместничеств — Киевского, Черниговского, а также Новгород-Северского, куда входила Стародубщина. В связи с введением новой наместнической и уездной системы украинские институции, которые еще оставались после отмены гетманского правительства в 1764 году (полковые и сотенные правительства и суды, казна, канцелярия, генеральная счетная комиссия, почта и т.п.) были отменены. Первым губернатором Новгород-Северского наместничества назначили бывшего генерального судью Гетьманщины Илью Журмана. На протяжении четырех лет (1782—1786) украинские государственные институции, а также самоуправление решительно заменила имперская администрация. Хотя до 1802 года большинство чиновников местной администрации на Стародубщине были украинцами.

В течение десятилетия традиционную казацкую военную организацию заменила система регулярных русских полков. Появились карабинерные полки, которые сначала сохраняли многочисленные связи со своим казацким прошлым. Стародубский карабинерный полк был образован в 1783 году на базе упраздненного Стародубского полка Украины-Гетьманщины. Его вновь созданные роты были привязаны к соответствующей территории Стародубщины. Бывшие казацкие старшины стали офицерами, а рядовые карабинеры — казаками. Этот полк находился в составе тяжелой конницы, в 1796 году он стал кирасирским, а впоследствии — драгунским. Среди его офицеров в 1780—1800 гг. видим представителей стародубских казацко-старшинских семей. Это — Бобыри, Бороздны, Велинские, Гудовичи, Домонтовичи, Значко-Яворские, Карпеки, Миклашевские, Модзалевские, Немировичи-Данченко, Рославцы, Рубцы, Сахновские, Семеки, Силевичи, Шираи и др.

Если говорить о национальном составе населения Стародубщины в ХVІІІ веке, то в 1762 году в Стародубском полку насчитывалось 345 572 человека, из которых украинцев было около 335 000 человек. В 1795 году в Черниговской губернии проживало 1 032 096 человек, в т.ч. в Стародубском уезде — 70 248, Мглинском — 68 108, Новоместском (Новозыбковском) — 89 406, Погарском — 68 100 человек. Согласно переписи 1859 года, в Стародубском уезде насчитывалось 86 766 человек (из них 84 773 украинца), Мглинском — 90 478 (соответственно 86 406 украинцев), Новозыбковском — 113 637 (76 137), Суражском — 110 390 (20 974). Перепись состава населения Черниговской губернии 1897 года засвидетельствовала, что на Стародубщине было всего-навсего 778 человек (?), которые идентифицировали себя с украинцами. Искусственность и нереальность этой «переписи» была очевидной уже для современников.

В ноябре 1917 года Центральная Рада, провозгласив самостоятельность Украины, оставила повсюду губернскую и уездную администрацию, которая существовала еще при Временном правительстве. Тогда же сразу возник вопрос о переходе северноукраинского региона под власть революционной Центральной Рады. Ввиду того, что и Великая Белорусская Рада также пыталась подчинить Стародубщину, среди местного населения был проведен опрос, который засвидетельствовал о желании присоединения стародубских уездов к Украине.

С приходом к власти в апреле 1918 года П. Скоропадского и провозглашение его гетманом Украины встал вопрос об изменении прежней административной системы. Комиссары были заменены старостами. 23 мая того же года начались украинско-российские переговоры, которые продолжались в течение всего существования гетманского правительства. Одной из основных была проблема установления границ. Россияне предложили такую линию границы: Сураж — Унеча — Стародуб — Новгород-Северский — Глухов — Рыльск — Колонтаевка — Суджа — Беленихино — Купянск. Это означало, что Украинское государство должно было потерять Мглинский и значительные части Стародубского, Суражского, Новгород-Северского и других уездов.

В июне состоялся очередной раунд переговоров, и в результате была подготовлена общая резолюция: «[...] мир, который устанавливается между Украиной и Московщиной, должен основываться на прочных демократических основаниях..., обе делегации согласны отбросить при определении границ всякую мысль о захватах и насилии». Украинская делегация предложила такие границы между обоими государствами, которые удостоверяли историческую принадлежность Стародубщины к Украине. Аргументировалось, что ввиду исторических, этнографических и экономических причин эти территории должны принадлежать Украинскому государству. В адрес украинской делегации поступали обращения из Стародубщины с просьбой присоединить ее к Украине. Между тем большевики насильственно принуждали местное население подписываться за присоединение к России. «Убийствами, насилием, угрозами, — отмечалось в отправленной из Стародуба 20 июня телеграмме, — большевики принуждали местное население подписывать заявление о присоединении северных уездов Черниговщины к Российской республике, употребляя при этом все средства устрашения, чтобы собрать больше подписей». Представители населения Стародубщины просили украинскую власть не признавать насильственного «плебисцита» и защитить их от иностранного насилия.

Между тем большевистская Россия, срывая мирные переговоры, опять начала военные действия. 27 июля 1918 года Стародубский уездный староста Кибальчич телеграфировал в Киев: «[...] Население в панике. В занятой большевиками части уезда людей вырезают, как баранов. Для успокоения населения прошу ответа». Именно поэтому в августе 2-й Запорожский полк под командованием П. Болбочана с двумя пушечными батареями был переброшен на Черниговщину для защиты от российских оккупационных войск района Новозыбков — Новгород-Северский. Там запорожцы в течение трех месяцев вели ожесточенные бои с красноармейскими отрядами. В этом им помогало и местное население. 30 октября от имени жителей Стародуба к П. Болбочану обратился с письмом стародубский уездный староста. Он глубоко скорбел в связи с тяжелыми потерями украинцев и, выражая от имени всех стародубцев благодарность тем, кто проливает кровь за свободу Украины, передал для семей погибших три с половиной тысячи собранных общественностью карбованцев.

Отторгнуть Стародубщину от Украины Советской России удалось в следующем году. А помогли ей в этом «украинские» коммунисты. Дело было решено на проведенном 25 февраля 1919 года в Москве Межведомственном совещании по вопросу о выделении Гомельской губернии и установления границ с Украиной при участии четырех человек: представителей советского «украинского правительства» Иванова и Мальцева, представителя российского наркомата внутренних дел Спасского и уполномоченной российского Совнаркома в делах Беларуси и Литвы Гопнер, которая выступила основным докладчиком. Она заявила, что в основу решения вопроса о присоединении должно быть положено не то или иное проявление воли населения (плебисцитное), а соображения исключительно государственного порядка. Уже 10 марта договор о границах с РСФСР, подписанный в Москве Ивановым, подтвердило на своем заседании «рабоче-крестьянское правительство» Украины. А в мае того же года Стародубский, Мглинский, Новозыбковский и Суражский уезды Черниговской губернии были присоединены к Гомельской губернии в составе РСФСР.

К середине 1920-х годов в Гомельский губернии действовало 19 украинских начальных школ при почти стотысячном украинском населении. Вскоре украинцы были лишены и этой мизерной возможности получать образование на родном языке. С начала 1930-х годов на территории РСФСР украинские школы были тотально ликвидированы. Отсутствие национального образования, насильственное обрусение, ассимилятивная среда подрывают основы местного украинства. Переписи фиксируют стремительное уменьшение его численности.

Согласно переписи 1920 года, в Стародубском уезде Гомельской губернии насчитывалось 40 347 украинцев, что составляло лишь 30,1 % всего населения. В Новозыбковском уезде проживал тогда 43 771 украинец (36,8%). Согласно переписи 1926 года, в Стародубском округе России проживало 57 726 украинцев, Почепском — 25 514, Новозыбковском — 24 863, Клинцевском (бывший Суражский уезд) — 15 837. Ученые подтверждают тенденциозность и неправдивость этих переписей, которые проводились большевистской властью.

В 1989 году в Брянской области РСФСР украинцами записались всего-навсего 27 122 человека (то есть более чем на 100 000 меньше, чем в 1926 году!), что составляло всего 1,8% всего местного населения. Среди этих украинцев, большая часть которых проживает на исторической Стародубщине, менее половины признали своим родным украинский язык (46,9%) и только 21,1% из них свободно владеют языком своих предков. Можно предположить, что на протяжении последующих лет ситуация стала еще хуже. К сожалению, мы не владеем статистическими данными на 2004 год.

Сегодня Стародуб — провинциальный город, районный центр Брянской области Российской Федерации. Он расположен в 169 км юго-западнее Брянска. Это конечная железнодорожная станция на ветке от линии Унеча — Хутор Михайловский. В настоящее время движение на железной дороге практически заморожено, поезда не ходят. Население Стародуба в 1992 г. составляло 19 100 человек, а в 2002 г. — уже 18 643. Сегодня в городе действует районный Дом культуры, кинотеатр, краеведческий музей. Промышленность представлена заводом «Реле», ОАО «Стародубские сыры» и «Консервсушпрод», пеньковым и пивным заводами. В городе действует один автобусный маршрут и выходит газета-районка «Стародубский вестник». Самой большой местной гордостью в течение последних лет является жена премьер-министра Российской Федерации Путина госпожа Людмила, которая родилась на Стародубщине (здесь и сейчас проживают ее родственники) и, возможно, имеет украинские корни.

Кстати, в местном музее отсутствуют сведения не только об одном из самых известных стародубских полковников, украинском гетмане Иване Скоропадском, но нет даже отдельной экспозиции, посвященной истории славного Стародубского казацкого полка Украины-Гетманщины. Вместе с тем активисты возрождения современного казачества в Брянской области РФ провели исследование местных церковных книг и выяснили, что в начале ХХ ст. около 50—60 % местных жителей Стародубщины записывались казаками.

Украиноведческие центры на Брянщине отсутствуют, если не считать создания в 1993 году местными украинцами культурно-просветительского общества «Голубая Десна». Кстати, те, кто приезжает в Стародуб с материковой России, отмечают особый «местный говар» стародубцев, в языке которых на генетическом уровне все же сохраняется украинский мелос. Языковеды исследовали, что на Стародубщине распространялся восточнополесский (левобережнополесский) говор украинского языка как архаичный диалект северного наречия, объединяющий группу украинского говора в северных районах Киевщины и Сумщины, а также юго-западной части Брянской и отдельных районах Курской, Белгородской и Воронежской областей.

Многих граждан Украины, которые посещают сегодня Стародубщину, поражает неосведомленность ее населения о прошлом этого величественного когда-то своей историей края и его разрыв с национальной государственнической и духовно-культурной традицией. Только своеобразный местный говор и исторические источники наряду с немногочисленными достопримечательностями, случайно уцелевшими от разрушений советского периода, напоминают о многовековой жизни стародубцев как естественной и неотъемлемой части мирового украинства.

Тарас ЧУХЛИБ, доктор исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ