Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сто лет победы украинцев на станции Вапнярка

29 июля, 2019 - 19:20

Все, кто хоть немного знаком с темой Украинской Революции 1917—1921 годов, хорошо знают станцию Вапнярка, что на Винничине. Ведь это место победы украинского оружия и военного мастерства. На этой узловой станции в боях с 26 по 31 июля 1919 года измученные сотнями боев, месяцами отступлений и контрнаступлений, украинские воины одержали одну из самых громких побед над тем же врагом, который и 100 лет спустя хочет нас убрать с мировой карты — русским миром, только под красными флагами.

На то время ситуация для украинцев складывалась очень неблагоприятно: на внешней арене — Украинская Народная Республика почти не признавалась, а на внутренней — ее власть концентрировалась в нескольких городах и знаменитом «вагоне Директории», который под давлением большевиков и деникинцев постепенно откатывался на Запад. Дипломатические миссии не помогали, ведь противники не признавали само право украинцев на собственную государственность, а нейтральные стороны, в том числе весьма почтенная после Первой мировой войны Франция, делали ставку на российских монархистов. Убедить их в том, что стоит оказать поддержку коренному между Кавказом и Карпатами 30-миллионному народу, могло только его единство и военная мощь. Но украинцы за три столетия колониального положения утратили способность к единению, в отличие от тех же финнов или поляков, которым Революция в конечном счете принесла независимость. Поэтому украинская армия, которая численно в несколько раз уступала каждому из противников, вынуждена была демонстрировать чудеса стойкости в борьбе за свободу тех, кому она была безразлична. За это безразличие уже вскоре несознательные тогда украинцы поплатились миллионами жизней, но на момент самих боев это было понятно только единицам.

Когда после почти полугодовых отступлений Армия Украинской Народной Республики получила шанс для контрнаступления, ей почти сходу удалось захватить один из важнейших городов Подолья — Каменец. После того, как оттуда прогнали большевиков, город на долгое время стал столицей свободной Украины, где действовали правительственные учреждения и учебные заведения, работала комиссия по созданию Конституции и другие государствообразующие процессы. Выдающуюся роль в освобождении города от красных оккупантов сыграла 3-тья Дивизия армии УНР. Она состояла из разных частей и родов войск, которые формировались в разные периоды Революции: закаленные еще в боях Первой мировой синежупанщики, стрелецкий и черноморский полки, а также пушечные и инженерные соединения. В целом дивизия насчитывала немногим более трех тысяч штыков и сабель. Коней почти не было. Количество пушек тоже не позволяло роскошествовать. Всегда не хватало зарядов и гранат. Но с наступлением казаки отбивали у красных нужную для них амуницию, даже бронеавтомобили и целые бронепоезда.

По воле судьбы во главе 3-й стрелковой дивизии, которая шла по южному фронту в сторону Вапнярки, оказался опытный полковник Александр Удовиченко. Он прошел внушительный боевой путь из рядов царской армии и первых революционных боев, в том числе подавлял восстание на киевском заводе «Арсенал». Был убежденным державником и талантливым военным стратегом. За годы противостояния с большевиками и деникинцами заслужил большой авторитет среди военных и политиков. Его опыту доверяли даже французы и британцы, которые в самый критический момент даже предлагали ему возглавить противобольшевистский фронт в Одессе. Но тогда оказалось поздно...

Руководство УНР приоритетным направлением фронта избрало юг и стремилось освободить от большевиков Одессу даже раньше Киева. Причиной этого стала возможность налаживания поставок амуниции через морской порт. Ключевой на южном направлении железной дороги была станция Вапнярка. Удерживали Вапнярку хорошо экипированные и значительно лучше обеспеченные артиллерией силы красных — 45-тая дивизия, которую возглавлял известный нам еще до недавнего времени по бюстам и табличкам названий улиц Йона Якир, и другие части, среди которой и стрелецкий 54-й полк «имени Ленина». Тот же, которым руководил известный до сих пор в Одессе «герой» Мишка Япончик. По аналогии с сегодняшней войной, которую ведут украинцы, этот полк и его командир были ничем не лучше банд-формирований, возглавленных уже убранными их кремлевскими хозяевами Гиви и Моторолой... И оружия, и техники красным было достаточно. Бронепоезда не прекращали движение по колеям, обстреливая вероятные места пребывания украинских частей. Так же достаточно имели они и подкрепления. На момент приближения дивизии полковника Удовиченко к Вапнярке ее, вместе с ближайшими селами, удерживали более 10 тысяч красных.

На левом фланге 3-й дивизии отчаянно пыталась выбить из Жмеринки большевиков группа войск, которыми руководили атаманы Тютюнник и Божко. Их задача была не менее сложна, чем в Удовиченко, но большевики определили приоритетной оборону именно Вапнярского железнодорожного узла, тяжесть захвата которого легла на руководителя правого фланга войск УНР.

Движение на Вапнярку должно было открыть очищение от большевиков городка Комаргород. Это задание взялся выполнить 8-й Черноморский полк, который возглавлял полковник Царенко. Красные использовали собственное преимущество в оружии и ручных гранатах, но черноморцы, не имея такой роскоши, переждали, пока запасы уравнялись, и в открытой атаке с громким казацким «Слава!!!» выбили большевистское «Ура!» за городок 16—17 июня 1919 г. Красные подбрасывали все новые отряды со стороны села Антопиль и из Вапнярки. Украинские пушки грелись и выходили из строя, но черноморцы давали отпор «полку имени Троцкого» пулями и в рукопашной. В бою за Комаргород погиб командир 2-го куреня черноморцев, полковник Оржеховский, какой геройски прошел Первую мировую, за что получил десятки наград, в том числе и «Георгиевский крест». Он, уже будучи раненым, задержал враждебное нашествие, давая возможность перегруппироваться своему полку, за что получил от большевиков 14 колотых ран. Его тело нашло покой на кладбище в Комаргороде. (А ну-ка, знают ли об этом местные, или только памятник советским солдатам почитают цветами?). Пришлось отступить, но уже через несколько недель большевики были выбиты окончательно.

Взятие городка обеспечило казаков трофеями: пулеметами, ружьями и зарядами к ним. Земская больница Комаргорода стала штабным пунктом и госпиталем. В дальнейшем дивизия наступала силами 7-го Синего полка с севера, 9-го Стрелецкого полка — по железнодорожному пути, а 8-го Черноморского — с запада. Большевики хорошо подготовились к штурму Вапнярки и, кроме подкрепления залоги на самой станции, развернули дополнительную линию для контрнаступления со стороны Крыжополя. Также они не жалели пушечных выстрелов на все села, где установилась украинская власть, от чего страдало в первую очередь гражданское население. Силы 3-й дивизии были маловаты для лобовой атаки «Вапнярской крепости». Поэтому опытные украинские вояки, среди которых особенно отличился полковник синежупанников Александр Вышнивский, прибегли к маневрам.

17 июля полки одновременно начали наступление. Синий полк захватил село Вапнярка и отбивался от основных сил вражеской пехоты и артиллерии. На второй день полк Вишневского захватил и соседнее село Кислицкое. Правда, оттуда пришлось отступить, а красные, забежав в село, жестоко поквитались с местными жителями за поддержку украинцев. Черноморцы пошли в обход и, где-то минуя, а где-то разбивая укрепление красных, дошли до села Антополь. Однако захватить его сходу не смогли. Только через несколько дней на помощь пришел полк Вишневского, и из Антополя было изгнано красных, а заодно и из соседней Марковки. Здесь раскрылась одна из наибольших ошибок большевиков в обороне Вапнярки.

Небольшое село, между Марковкой и станцией Вапнярка — Вербовая — никем не охранялось. Оно находится в глубокой балке, и там можно было спрятать от артиллерии и вражеской разведки целый полк. Этим и воспользовался полковник Вишневский, оставив Марковку обессиленным многодневными боями Черноморцам. Заняв Вербовую 26 июля в 17 часов вечера, дал приказ подорвать железнодорожный путь, чтобы с Крыжополя не подходили новые части, его курени зашли с юго-запада к Вапнярке и имитировали мощное наступление ружейным и пулеметным огнем, а также ударами артиллерии, которой командовал легендарный сотник Шура-Бура. Стрельба громыхала над станцией. Чтобы прибавить страха врагу, Синие имитировали бронепоезд, поставив на обычные платформы перед паровозом пушку. Все это  вызывало панику среди красных и не только среди пехоты, а даже бронепоезда быстро откатились к Крыжополю. Красный флаг со станции Вапнярка был сброшен.

Большевики, ожидая удара с северо-запада, не успели перегруппироваться и начали отступать, не представляя, что на них идет только один полк. По железнодорожному пути на звуки боя и клич Синежупанников «Слава!» прибежали стрелки 9-го полка и закрепили успех. Так внезапным ударом с фланга 26 июля состоялась одна из самых блестящих побед украинцев над большевиками на станции Вапнярка. Семь трофейных телег большевистских зарядов и ружей оказалось в руках украинцев в результате этой молниеносной атаки — и очень вовремя. Ведь захватить станцию было лишь половиной дела, более тяжелой задачей стала ее защита.

Уже со следующего дня красные, получив пополнение и перегруппировавшись, начали атаки и на станцию Вапнярка и на  ближайшие села. Соотношение сил было настолько не равно, что только удачное руководство, опыт и желание воинов не уступить врагу, оставляло преимущество за украинцами. Известное из источников донесение о боях за защиту Вапнярки свидетельствует о тогдашней ситуации как нельзя лучше:

Копія, з Томашполя, військова 28.VІІ. Негайно Наштадарму Дієвої.

 Оперативний звіт на 23 години 28.VІІ. Мапа три верстви в дюймі.

 За минулу добу дивізія перебувала в тяжких боях, в ніч з 27 на 28 цього липня ворог вчинив нічну атаку на ст. Вапнярка з лісу, що на схід від цієї станції. Розпочався тяжкий нічний бій з переважаючими силами ворога. 2-й і 3-й курені 9-го пішого стрілецького полку, під керуванням старшини куреня Чміля, які займали станцію, стійко відбивалися.

 Самий вокзал переходив чотири рази з рук до рук, бій провадився виключно рукопаш і гранатами. На 24 годину 27 липня ми мусіли залишити станцію Вапнярку через переважність сил ворога. Але на світанку 28 липня ми знову перейшли в контрнаступ і, розбивши ворога, зайняли станцію Вапнярку. Ворог на одному тільки двірці втратив 28 забитих; у нас забитий ручною гранатою командир 8 сотні і 8 козаків 9-го полку. Командир куреня легко ранений в обличчя. Одночасно ворог повів наступ на 7-й Синій полк, що боронив село Вербове, але зазнавши втрат, відступив. Синій полк мав втрати, головним головним чином раненими.

 28 цього липня о 12 год. дня 7-й Синій полк і частина 9 стрілецького полку знову відбили атаку ворога на село Вербове з боку Крижополя. О 16-й годцні ворог знову заатакував село Вербове, але наші частини перейшли в контратаку і на плечах розбитого ворога вдерлися в село Крижопіль, яке обсадили. Ворог відступив на полустанок Княже. В нас тяжко ранено командира 1-го куреня 7 Синього полку, одного сотенного командира, і забито кілька старшин і багато козаків.

 Чота 1-ї батерії 8-го гарматного полку, перебуваючи на позиції в передовій лінії, своїм вогнем допомогла піхоті і кілька разів відбила ворожий панцерний потяг, чота втратила двох забитими і одного раненим козаків. До пізньої ночі на різних відтинках цього фронту точився бій. Тяжкість бою збільшував дощ. На відтинку Макарівка — Савчине ворог цілий день вів наступ на 8-й Чорноморський полк, але ж усюди був збитий. Частини дивізії ведуть уже 4-й день безперервний бій і страшенно втомилися. Почувається великий брак набоїв. Проти дивізії, з допиту полонених та огляду забитих, виявлено такі ворожі частини: 54, 399 совєтські полки, учебний Одеський батальйон, 1, 2, 3 і 4 Басарабські полки і ще деякі частини, назви яких точно ще не встановлено. Надвечір розвідка донесла про рух колон ворога з боку Тульчина на ст. Вапнярка. Кидається у вічі стійкість, виявлювана ворогом і гарне озброєння та одяг козаків. Деякі частини ворога були в шлемах-касках.

 До 28 липня вже відкрито на фронті дивізії 12-ту частину. Розвідка не може виявити, коли ж, нарешті, припиниться підвіз нових сил ворога, коли зменшиться підвіз його резерв.

 Ч. 697. Нач. див. 3 пішої полковник Удовиченко.

За четверо суток боев атаки красных были отражены десятки раз. Станцию удержали, и полковник Удовиченко продолжил наступление. В боях за Вапнярку дивизия потеряла одну третью своего боевого состава. Но и овеяла себя славой стойкости и непобедимости, о которой пошла молва, вместе с украинской эмиграцией, на весь мир. Дальше были еще сотни боев, потерь, побед и отступлений. Большевистские дивизии под давлением украинцев вынуждены были убегать на север, но новый враг — монархисты-деникинцы — оказался на определенный период  неодолимым. Однако за захват и удержание такого важного для фронта железнодорожного узла как Вапнярка, 3-я дивизия Армии Украинской Народной Республики получила заслуженное почетное имя «Железной» и в последующих боях это звание неоднократно подтверждала.

Сегодня почитать о боевом пути 3-й Железной дивизии УНР и бои за Вапнярку можно в воспоминаниях военных деятелей того времени: О.Удовиченко, М.Капустянского, О.Вишневского и многих других. Кроме того, есть немало научных и популярных публикаций на эту тему. Разве это событие не заслуживает надлежащего чествования и огласки?

В этом году на станции Вапнярка отмечена выдающаяся победа украинского оружия, организовано реконструкция и установлено мемориальную доску. Эта станция часто вспоминалась среди диаспоры и историков, наравне с героизмом крутянцев, походом Болбочана на Крым, Чертковским наступлением, освобождением Каменца и другими победами. Путник, когда будешь проезжать мимо этого небольшого городка, вспомни и ты о «железных» украинцах, которые закалялись здесь в победном бою с давнишним гибридным врагом нашего народа.

Игорь СТАМБОЛ, кандидат исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ