«…І коли давитиме гадюкою
Чужина, що аж крівиця бризне, —
Серцем в рідну землю я постукаю,
Як у браму золоту Вітчизни»
10 августа 2017 года исполняется 5 печальных лет как отошел на Вечный костер Мирослав Болюх — выдающийся общественный и церковный деятель, воин Дружин Украинских Националистов «Ролянд», многолетний член ОУН, подпольщик, член Зарубежного представительства Украинской Главной Освободительной Рады и НОШ. Его жена Мария, из дома Глуховера, пережила своего мужа почти на пять лет, покинув этот мир 1 марта 2017 года в мельбурнском доме престарелых «Калина».
И почему-то я вспомнил стихотворение, которое написал украинский поэт и журналист, уроженец Киевщины Михаил Сытник, автор поэтических сборников «Від серця» (1941), «Нові обрії» (1942), «Відлітають птиці» (1946), поеми «Залізничний сторож» (1947) та «Цвіт папороті» (1975) и многочисленных стихов, которого забили до смерти в 1959 году агенты КГБ в американском Чикаго. Вот эти внешне простые строки поэта о раздвоенности души украинских эмигрантов, их журавлиной тоске по родине и опасности жизни по разным чужбинам:
«…Моя душа розділена надвоє
Одна частина там, біля Дніпра,
А друга — нерозлучно ще зі мною,
Поволі, животіючи, вмира.
І неможливо знову їх з’єднати
Ті дві частини, між яких межа.
І звідти руки простягає мати,
А звідси в спину пхає хтось ножа…».
Пан Мирослав родился 12 января 1921 года в знаменитом селе Кутковцы, которое сейчас находится в пределах города Тернополь, в семье сотника УГА Василия Болюха, который в ноябре 1918 года был первым комендантом Тернополя Тернопольского уезда, впоследствии — комендантом Житомира и Проскурова, а позднее, в 1935-1939 годах, был послом в польский Сейм и главой «Українбанку». Село Кутковцы расположено на холме в западной части города, с севера, востока и юга окружены региональным ландшафтным парком «Загребелье» и имеет долгую и интересную историю, которая ведет свой отсчет от 31 января 1522 года, когда В. Баворовский получил за службу от короля Сигизмунда I-го Старого в пожизненный дар оба берега реки Серет в селах Петриков и Пронятин для того, чтобы создать водоем для выращивания рыбы.
БОЛЮХ ВАСИЛИЙ
Вероятно, что именно В. Баворовский отступил село Петриков, а братья Чистиливские — также Кутковцы и Пронятин. 26 августа 1547 года Я. А. Тарновский с сыном Яном Кшиштофом получил село от короля в пожизненное владение. Чтобы обезопасить Тарнополь (Тернополь) от татарских нападений, Я. А. Тарновский 16 мая 1548 года добился от короля разрешения на создание неподалеку от Пронятина (по другим данным, возле Кутковцов) пруда на Серете, то есть на месте, где он есть и сейчас. 15 января 1569 года на съезде шляхты в Люблине князь Иван-Януш Острожский получил правом «доживоття» села Пронятин, Кутковцы и Петриков в Теребовельском уезде. Село, как и Тернополь, до первой половины XIX века было в частных руках. По данным же польского исследователя Вацлава Щигельского, село было княжеством Теребовлянского уезда, правителем имения был крайчий коронный Юзеф Потоцкий.
КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ М.БОЛЮХА (СОСТАВИТЕЛЬ - Д-Р О.ПАНЧЕНКО)
И лишь в 1843 году тернопольские мещане выкупили город вместе с несколькими близлежащими селами, которые принадлежали к магистрату, в том числе и Кутковцы. 17 мая 1898 года Иван Франко выступал перед жителями этого села. К тому времени, когда в Кутковцах увидел свет Мирослав Болюх, село образовывало до 1934 года отдельную сельскую гмину. Кстати, в семье Василия и Генриетты Болюх был еще один сын Юрий, — позднее общественный активист, представитель украинства Австралии, предприниматель и спортивный деятель.
Жена пана Мирослав и верная спутница его героической и трудолюбивой жизни пани Мария родилась 27 февраля 1924 года в селе Климовка на нашей цветущей Полтавщине, в семье Ивана (сына Федора и Варвары) Глуховеры (1903-1981) и Параскевии (из дома Дробец, 1898-1991). Отец Марии Иван Глуховера имел высшее образование, был бухгалтером-экономистом, мать получила лишь народное образование. В семье православных верующих Глуховеров, многолетних певцов светских и церковных хоров УАПЦ приходов было трое детей — Николай, Галина-Анна и Мария. По окончании Второй мировой войны семья Глуховеров подверглась преследованиям со стороны советского НКВД во французской зоне Западной Германии, когда в 1945 году Иван Глуховера был похищен ночью из дома для насильственного вывоза в Советский Союз, позднее он был спасен офицером французской армии, майором Юлием И. Ляроши и привезен к семье. Родовое село Марии Глуховеры (в замужестве — Болюх) Климовка находится на территории нынешнего Карловского района Полтавской области, расположено оно на левом берегу реки Орчик, выше по течению на расстоянии трех километров расположено другое село — Федоровка, ниже по течению примыкает село Новоселовка, уже Харьковской области. Река в этом месте извилистая, образует лиманы, старицы и заболоченные озера, а по самому селу протекает пересыхающий ручей с плотиной.
В XVIII веке поселение относилось к Протовчанской паланке. По состоянию на 1885 год в бывшем государственном селе Климовка проживало 1827 человек, насчитывалось 364 дворовых хозяйства, существовала православная церковь, школа, богадельня, 2 лавки, 2 ярмарки в год, 27 ветряных мельниц. По переписи 1897 года количество жителей возросло до 2722 человек, почти все православной веры. В Австралию Мария со своей семьей прибыла в конце в 1949 года, имея среднее образование, однако уже в Австралии окончила частные музыкальные и вокальные студии, проявила себя как певица, актриса и общественный деятель. Все время моя землячка выступала на украинских сценах и время от времени на австралийских, а также телевидении, была участницей литературных и музыкальных конкурсов, входила в состав украинских вокальных групп, печаталась в украинской прессе, была также членом земляческого общества «Полтава». Кстати, родная сестра Марии Болюх — Галина (Анна) Глуховера, которая родилась в Климовке 12 мая 1926 года, позднее была замужем за тернополянином, знаменитым дирижером Степаном Корнем, отошла в Вечность 1 марта 2014 года. Она была в Австралии известной бандуристкой, певицей сопрано и писательницей. В 1978 году Галина Корень (Глуховера) основала ансамбль бандуристок «Колорит», руководила им и концертировала около 20 лет, стала автором пьес, скетчей, которые в 1989 году вошли в сборник «З творчості Галини Корінь». Моя землячка была также членом редколлегии журнала «Українець в Австралії» и главой Общества «Полтава», в которое в Австралии входило немало полтавчан. За свою жертвенную работу на творческой ниве Галина получила высокие награды австралийского и мирового украинства — грамоты, трофеи, две золотые и одну бронзовую медали Тараса Шевченко Всемирного Конгресса Свободных Украинцев. Снова вспомнилось вечно Сытниково:
«Знаю, що не рушила там крига ще,
Все одно, з-під снігу, що вдалі…
Дайте, дайте трохи, хоч під пригорщі
Київської чорної землі…
Я її розміряю наперстками —
Порошинки радості й жалю,
І собі на груди замість хрестика
У малій торбинці причеплю…».
Почти все эти сведения о Болюхах и Глуховерах вошли в книгу воспоминаний Мирослава Болюха с моим предисловием под заголовком «Оглянувшись в минуле ... », которая увидела свет в 2004 году в издательстве «Гадяч» на Полтавщине, и стала не только своеобразным итогом жертвенной борьбы за Волю Украины Мирослава и Василия Болюхов и изложением жизненных историй полтавских Глуховеров, но и стала заметной в плане документации жизненных историй об этих двух выдающихся семьях украинцев.
МИРОСЛАВ ТА МАРИЯ БОЛЮХИ
Пользуясь случаем отмечу, что веер интересов, поле политической деятельности, общественных обязанностей и профессиональных занятий Мирослава Болюха, которого нет с нами уже пять печальных лет, были чрезвычайно широкими, что лишний раз подтверждают его биографические данные, приведенные в тернопольской «Журавлиній книзі». Уроженец Кутковец, первенец Василия и Генриетты Болюхов Мирослав все время был очень активным и способным. Позднее он работал во многих сферах украинской общественно-политической жизни — как деятель Организации Украинских Националистов (впоследствии — ОУН за границей), Заграничного Представительства (позднее — «Середовища») Украинской Главной Освободительной Рады, был в подполье и в составе Дружины Украинских Националистов «Ролянд», зарекомендовал себя как выдающийся кооперативный деятель в диаспоре, активно работал в области защиты прав человека и защиты украинских политических заключенных, в свое время основывал украинские кредитные союзы и строительные кооперативы в Австралии, организовывал Фонды на издание «Енциклопедії Українознавства», был меценатом Украинского Народного Дома, был довольно успешным издателем, редактором и журналистом, работал как член Научного общества имени Тараса Шевченко, долгое время был Председателем Союза Украинских Организаций Австралии (СУОА) и заместителем председателя Украинской Всемирной Кооперативной Рады, заместителем президента Всемирного Конгресса Свободных Украинцев и возглавлял Комитет Обороны Национальных и Человеческих Прав в Украине, как и Фонда Помощи Украине. В конце концов, Мирослав Болюх был удостоен Ордена Австралии за свой труд на благо украинского сообщества и развитие украинского кооперативного движения. И это лишь неполный перечень его обязанностей, заслуг и должностей.
МИРОСЛАВ БОЛЮХ С ОРДЕНОМ АВСТРАЛИИ
В связи с этими моими размышлениями о смысле жизни, человеческом предназначении, патриотизме и религиозности часто приходят мне в моих размышлениях воображаемые фигуры из почти исчезнувших семей уроженцев тернопольской земли Болюхов и полтавчан Глуховеров, которые так плодотворно и долго служили Украине в чужих краях. Об этих самых чужих краях примерно так написал Михаил Сытник:
«…Чужі краї… Австралія чи Англія…
До них припав, як до незнаних книг…
А Ти ж лежиш, немов свята Євангелія,
А я Тебе і прочитать не встиг».
Когда-то я уже писал об украинских семьях тернополян Болюхов и полтавчан Глуховеров, что каким бы ни было скоротечным время и какой бы порой ни была природно-забывчивой человеческая память — их добрые дела, выдающиеся моральные ценности, непоколебимая вера в будущее Украины и в победу национальных идеалов и свободы для нашего обездоленного народа долго будут оставаться в сердцах и душах неравнодушных украинцев.
Мы помним всех вас ... Отдыхайте спокойно на мельбурнском кладбище Фокнер, дорогие мои земляки Болюхи и Глуховеры и все остальные единокровные наши братья и сестры, украинки и украинцы, ведь:
«…На цвинтарі сірі хрести
Розправили руки дубові,—
Готові від мертвих піти,
Живим послужити готові».