Отечественная историография прошлой войны долгие годы практически замалчивала и не разрабатывала темы, связанные с проблемами плена. О своих соотечественниках-пленных не писали, хотя количество их измерялось миллионами: на них «отец всех народов», переводя ответственность за просчеты высшего руководства государства и свои собственные, прицепил зловещий ярлык-клеймо — враги народа. Что в переводе на общедоступный язык для исследователей означало: тема закрыта! А о пленных из числа солдат вражеского лагеря — этих классово враждебных элементов — вообще не стоило и упоминать, и тратить силы. А между тем военнопленные — эти бедняги-бедолаги войны — это ведь миллионы человеческих судеб, которые расплачивались, как правило, сначала за чужие, а уж потом и за свои грехи.
Вот об этих пленниках, оказавшихся в советских лагерях для военнопленных, а это поляки и финны, немцы и румыны, итальянцы и японцы и другие — рассказывает впервые изданная на эту тему в Украине фундаментальная монография известного отечественного исследователя истории войны Анатолия Чайковского «Плен. За свои и чужие грехи. Военнопленные и интернированные в Украине в 1939 — 1953 гг.» (Киев, Парламентское издательство, 2002, — 503 с.).
Общеизвестно, что фашисты превратили плен в продолжение войны и создали для этого целые технологии уничтожения, в первую очередь, советских пленных. А как же на этом фоне выглядит картина содержания пленных в советских лагерях? Процитируем автора книги: «Даже поверхностный анализ ситуации о содержании военнослужащих Красной Армии в нацистских лагерях, а солдат и офицеров вермахта и его союзников в советских, позволяет увидеть существенные различия. Главное из них заключается в том, что во втором случае (т.е. в советских лагерях. — В.С. ) отсутствовало массовое уничтожение людей» (подчеркнем и отметим это!). В подтверждение этой мысли красноречивые цифры: из общего количества военнопленных иностранных армий в советских лагерях умерло (погибло) более 700 тыс. (18%), а в лагерях Германии — более 3,3 млн. человек (58%).
Конечно, это отнюдь не повод для идеализации положения военнопленных за колючей проволокой на советских просторах. Здесь были свои трудности, драмы и трагедии. Плен — это наказание. Однако — и автор это аргументированно доказывает на солидной документальной основе — в советских лагерях хоть и была собственная и довольно жестокая система и технология содержания пленных, но в общем это не была технология продолжения войны.
Книга А.С. Чайковского насыщена разнообразными документами и материалами, свидетельствами и воспоминаниями пленников, советских военнослужащих, причастных к содержанию последних. Здесь оживают тысячи реально действующих персонажей, да еще и каких колоритных! Например тех, которые были в близком окружении фюрера... Но богатая фактография этой книги дополняется интересными авторскими размышлениями и оценками о войнах, всей омерзительности этого явления, о плене и пленных и т. п.
И в этом, — уже начиная с выбора темы и выработки собственного исследовательского подхода-парадигмы, — прослеживается, на мой взгляд, одна показательная и симптоматичная тенденция: попытка автора показать судьбу человека, попадающего в жернова войны. И это весьма положительное явление и свидетельство, в данном случае на примере рецензируемой книги, того, что отечественная историческая наука, обновляясь, избавляется баррикадно-классовых подходов и выходит-таки на современный гуманистически-цивилизационный уровень изучения исторического прошлого, в центре которого — человек. Такой выразительно антропоцентричный подход А. С. Чайковского прослеживается не только в рассказах о прошлом — о пленных 1939 — 1953 гг. Он прослеживается и в его попытке своей книгой приобщиться к формированию и распространению культуры мира (не войны, а именно мира!), упрочения взаимопонимания и уважения между народами, в том числе и между вчерашними военными противниками.
Во многотомной истории Второй мировой войны заполнена еще одна страница — страница о плене, но это взгляд «по эту линию фронта». Она написана добротно, качественно и интересно. Но на фоне этой монографии выразительно слышно требование даже не столько научного стиля, сколько морально-этического: нам, историкам — потомкам тех, кто принес Победу, очень нужно фундаментальное и правдивое исследование о наших военнопленных, попавших, чаще всего не добровольно, а в силу трагических обстоятельств в тиски фашистского плена, а затем, — чудом выживших, еще и под пресс отечественной репрессивной машины, точнее — ГУЛАГа.
«Человек на войне» — неисчерпаемая в своем трагизме тема, заслуживающая всестороннего и беспристрастного изучения. Книга А.С. Чайковского — яркое тому подтверждение.
Телефон ведущих страницы «ИСТОРИЯ И «Я»: 414-90-00 — Сергей МАХУН, Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Адрес электронной почты (e-mail): master@day.кiev.ua