(Окончание. Начало читайте в «Дне» № 82-83, 87-88)
Нынешний многомиллионный город Стамбул находится над проливами, соединяющими Средиземное и Черное моря. Это так называемая активная сейсмическая зона — и года не проходит, чтобы мир не узнал о мощных землетрясениях в городе и окрестностях. А Святая София стоит нерушимой уже почти полтора тысячелетия, точнее, 1478 лет. Своей прочностью, надо думать, она обязана не только гениальности архитекторов Антимия и Исидора, не только хорошему обжигу кирпича-плинфы, а прежде всего Божьему благословению над этим храмом.
• Господь услышал слова императора: «Честь и слава Всевышнему» и одобрил построение такого прекрасного храма. Но Он не забыл и того, что возведение Премудрости Божьей началось в результате ужасного кровопролития над восставшими «Ники». Да, храм выстоял как строение, но прекратил свое существование как Дом Божий, как Дом Молитвы. Терпеливость и доброта Божья — уникальны! 926 лет (537—1543) Господь терпел все ереси, через которые прошла христианская Византия, помогал верующим преодолевать эти ереси. Но разве не знал Бог, что Константинопольские патриархи согласились на еретический цезаропапизм почти всех византийских императоров? Не отвернулся ли Бог от храма, с которого началось уничтожение икон во время неистовства ереси иконоборства не год, не два, а целых 117 лет (726—843) во время правления десяти императоров, большинство из которых были рьяными иконоборцами? Разве Бог не видел, что в его храме плетутся интриги для разделения Восточной и Западной Церкви, из-за чего идет послабление всего христианства перед вызовами наступательного ислама? Или византийцам удалось скрыть от Бога греческую двуликость, когда они формально одобряли крестовые походы западных христиан для освобождения Святой Земли и города Иерусалима от неверных, а в действительности препятствовали всем четырем крестовым походам и делали все, чтобы они не удались?
ПРИЧАЩЕНИЕ АПОСТОЛОВ. ФРАГМЕНТ ФРЕСКИ СВЯТОЙ СОФИИ КИЕВСКОЙ / ФОТО С САЙТА SAMSTAR.UKOZ.RU
Оставаясь по названию христианским государством, Византия все дальше отходила от заповедей Божьих, особенно после большого разделения Церкви в 1054 году между Константинополем и Римом. Подчиненная императорам (в результате укоренившегося здесь цезаропапизма), Византийская Церковь пренебрегала заветом Господа нести евангельскую правду «вплоть до края земли» и просить «Господа о жатве, чтобы послал рабочих на свою жатву» (Евангелие от Луки, 10:1-24). Так, за шесть веков от Крещения Руси-Украины ни один Константинопольский патриарх не посетил Киев, хотя гордо именовал и продолжает именовать Византийскую Церковь «Церковью-матерью» относительно Украины. В действительности не была она для Украины ни «матерью», ни «отцом». И только тогда, когда назрела потребность собирать подати от «Церкви-дочери», у нас в конце XVI века объявился Константинопольский патриарх Иеремия, вмешательство которого в дела Киевской митрополии ничего хорошего не принесло. Напротив, привело к разделению нашей Церкви, к кризису и отходу части Украинской Церкви под управление Рима. Подобное «материнство» проявлял Константинополь и относительно церквей Закавказья, Балкан и других стран, которым даровал «греческую веру». В сознании византийцев крепко засела гордыня: дескать, есть они, греки-ромеи, и есть все остальные, второстепенные — варвары. Это фальшивое чванство официально не декларировалось, но повсеместно подчеркивалось в действиях. Однако «Бог поругаем быть не может. Ведь что человек посеет, то же самое и пожнет!» (Послание святого апостола Павла к Галатам, 6: 7).
• Много написано историками о снижении духовности византийцев в последний период существования их империи. Под ударами восточных завоевателей дошло до того, что Византия сначала обессилела духовно, а следовательно, и физически. Финал наступил в середине XV века, и он мало чем отличался от описания ужасного конца Иерусалима в 70-м году І века. О взятии турками во главе с их султаном Мехмедом II Константинополя в 1453 году историк пишет: «Генеральный штурм Мехмед II назначил на 29 мая. Когда султан готовил свои войска к решающему наступлению, христиане — как греки, так и латынники — собрались вместе в храме Святой Софии на последнюю службу Божью. После службы все воины вернулись на свои места, а император до поздней ночи обходил оборонную линию. В первые рассветные часы начался штурм, причем турки ринулись на город со всех трех сторон. Однако героическая оборона еще долгое время сдерживала натиск и отбивала все наступления.
Тогда султан бросил в бой резерв, состоявший из отборных отрядов турецкого войска — янычар. После ожесточенного боя им удалось наконец взобраться на городские стены. В этот решающий момент Джустиниани (итальянец из Венеции, руководитель бойцов из стран Запада. — Д. С.), который сражался плечом к плечу с императором, получил смертельное ранение, и его вынуждены были вынести с поля боя. Воспользовавшись растерянностью, которую внесло это событие в ряды защитников, турки сумели ворваться в пределы города. Вскоре весь Константинополь был в их руках. Константин XI (император Драгас. — Д. С.) дрался до конца и нашел в бою смерть, которую искал. Еще перед решающим штурмом султан, чтобы поощрить свое воинство, пообещал, что в случае взятия города он на три дня и три ночи отдаст его победителям на разграбление. Были безвозвратно уничтожены бесценные достопримечательности древности, художественные произведения, ценные рукописи, иконы святых, церковные реликвии. Мехмед II торжественно вступил во взятый город и провозгласил его столицей Османского государства. Византийской империи больше не существовало».
• Наибольшему разграблению подверглась Святая София. Все сокровища, в том числе богослужебные и царские, были забраны. Храм уцелел в результате своей прочности, но Божье присутствие в нем перестало действовать. Султаны сохранили его на некоторое время еще как христианский храм, однако были сняты кресты и вся остальная атрибутика христианского храма. В конце концов Айя София стала исламской мечетью, а следовательно, — музеем.
• На основании грустного конца двух самых величественных Божьих храмов мира — Иерусалимского (трижды возводимого и трижды уничтожаемого) и Константинопольского (тоже трижды возводимого и трижды уничтожаемого и ограбленого) недальновидные люди могут выставить претензии к Богу, что Господь не заботится о своих храмах. Ведь знаем, что Богу были приятны эти храмы, когда они величественно и триумфально отворяли свои врата во время освящений. Что же произошло такого, что через века им был уготован такой трагический конец? Может, Богу разонравились эти храмы, и Он относительно них сменил милость на гнев? Нет, на Бога это не похоже — Он вечно и всегда тот же. Это люди, которые наполняли эти храмы для молитв, отошли от заповедей Божьих в своих помыслах и делах. Затаенные в них зло и грех замещались великолепием обрядов, блеском ценных нарядов. Это только для недалеких людей можно всякой пышностью прикрыть духовную наготу, но не для Бога. Вот что Всевышний сказал на это иудеям: «Не носите больше даров напрасных: курение противно Мне; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомисячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы протягиваете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы преумножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Книга пророка Исаии, 1:13-15).
Словами другого библейского пророка — Михея — Господь очень выразительно сказал в глаза правду «главам Якова и князьям дома израилева»: «Вы ненавидите доброе и любите злое» (Книга пророка Михея, 3: 1-2). И дальше устами этого пророка выносится Божий приговор фальшивым пастырям и лжепророкам: «Посему ночь будет вам вместо видения, и тьма — вместо предвещаний; зайдет солнце над пророками и потемнеет день над ними. И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога». (Книга пророка Михея; 6-7). Из этого вытекает, какая шкала ценностей важна в духовном измерении. Хорошо, когда святое возвышается в наилучших архитектурных, художественных, декоративных, словесных, музыкальных формах, в красивой обрядности. Но когда за всем этим пустота, духовная низость и зло, тогда вся эта пышность не имеет никакого значения; она отбрасывается, а то и уничтожается.
• Проследив это на примере двух мировой славы храмов, мы можем обратиться и к нашим украинским примерам с нашими храмами. Вот святая София Киевская — храм с тысячелетней историей. Из-за раздора между главами-князьями Руси-Украины, которые непрестанно воевали друг с другом, хотя иногда были одного рода, Бог допустил нашествие на Киев воинственных монголов во главе с Батыем. Со взятием Киева в 1240 году пришел срок и нашего мощного христианского государства Руси-Украине. До основания был ограблен Киев, сожжена Десятинная Богородичная церковь — более древняя, чем София Киевская. А с самой Софии, как и с других храмов, завоеватели содрали позолоченные купола. На их месте посеялись сорняки. Еще до нашествия монголов Киев и святую Софию в 1169 году ограбил (едва не хуже монголов?) «свой» князь Андрей Боголюбский — жестокий сепаратист и грабитель, похититель чудотворной святыни Руси-Украины — Вышгородской иконы Богородицы Милостивой. В междоусобии княжеском были подло убиты многочисленные христиане, в том числе и из княжеских родов — Аскольд и Дир, Борис и Глеб.
• Видим определенную схожесть между монгольским нашествием на Украину в XIII веке и турков на Византию двумя веками позже: в обоих случаях язычники покорили христиан и уничтожили их храмы. Причина одна, и она четко и однозначно выражена в только что приведенных словах из Книги пророка Исаии: когда нераскаявшиеся грешники даже преумножают свои молитвы и приносят щедрые жертвы — Бог того не хочет видеть и слышать: их руки полны крови! София Киевская простояла в запустении, с сорняками вместо куполов, вплоть до XVII века, когда была обновлена и «оделась» в барокковое архитектурное убранство. Таким образом в возрождении и реставрации храмов проявляется милосердие Божье, который прощает новым поколениям христиан и позволяет опять подняться когда-то оскверненной святыне.
Если бы была возможность посвятить специальное исследование драматичным историям многочисленных христианских храмов, читатели увидели бы много похожего — по одной и той же причине. Храм — это присутствие невидимого Бога в видимом помещении. И это помещение является и зеркалом морали и набожности людей. И когда это зеркало становится кривым, скрытое Божье присутствие прекращается. Оно может возобновиться, когда люди каются и исправляются, становясь опять на путь правды. Только смотря с этих двух направлений: Божьего присутствия — с одной стороны, и человеческого восприятия этого присутствия с благоговением — с другой стороны, можно постичь, почему лучшие, самые величественные Божьи храмы почти всегда появлялись и исторически развивались в драматичных обстоятельствах. Почему одни разрушены навеки, так что камня на камне не осталось; другие были разрушены, но были отстроены в первозданном виде; а еще какие-то выстояли века, войны, революции и неистовство безбожников. Это не столько проблема строительная, архитектурная и художественная, сколько духовная.
• Уничтожение лучших храмов Киева в 1930—1940 годы можно приписать целесообразности архитектурной «социалистической» перепланировки города, который рос с приливом сельского населения и населения других городов и местечек Украины и всей советской империи. Такие наивные детские объяснения «гуляли» годами по архитектурным учебникам и монографиям в советское время. Неправда, лицемерие — это общепринятый язык дьявола, и им охотно пользовались почти все в эпоху коммуно-большевистского тоталитаризма. Эта неправда отравляла не только средства массовой информации, но и науку, особенно общественную, гуманитарную.
Когда мы в кадрах кинохроники видим не коммунистических чиновников, не чекистов, а так называемых простых людей в фуфайках и кирзовых сапогах, которые так радуются, что аж захлебываются, мы начинаем думать: «Чему они так неистово радуются, когда с купола церкви веревкой сбрасывают крест? Ведь они родились еще в полностью православной Российской империи с ее принципом «православия, самодержавия и народности»! Наверняка, они были окрещены Святым Духом и водой; имели, кроме родных родителей, еще и крестного отца и крестную мать! Почему же они радуются, когда самым отвратительным образом, мерзко, по-варварски разрушается храм, в котором, возможно, они были окрещены? А причина та же, что и гибель двух великих святынь — в Иерусалиме и Константинополе, о чем здесь более детально говорилось. Причина — бездуховность, из-за которой индивид немедленно добровольно отдавал свою душу во власть дьявола.
• Мне очень «нравится» попытка новой игры версий на тему: «Кто взорвал Успенский собор Киево-Печерской лавры 3 ноября 1941 года?» Было приведено множество доказательств, что это сделали коммуно-большевистские подпольщики, чтобы вместе с собором уничтожить высших немецких офицеров, которые привезли тогда, 3 ноября 1941 года, словацкого президента Йозефа Тисо, который был верующим человеком и хотел, посетив Киев, помолиться в главном храме лавры. Но террористы просчитались и со взрывом опоздали на несколько минут. За этот просчет в конце войны военный трибунал НКВД приговорил неудачников-террористов к расстрелу. А взрыв собора удивительной красоты был такой силы, что, «казалось, взорвались сами небеса. Успенский собор, одно из некоронованных чудес света, равный своей красотой самым выдающимся храмным сооружениям, таким, как собор святого Петра в Ватикане или собор Парижской Богоматери в Париже, перестал существовать». Однако до сих пор существует тенденция к выгодной Москве версии, что в уничтожении Успенского собора были весьма заинтересованы прежде всего немцы, следовательно, они это и сделали, хитро замаскировав теракт под действия советских подпольщиков. Значит, все доказательства о коммуно-большевистском преступлении умозрительные, то есть вымышленные. Мол, «наши» доказательства о немецкой причастности «строго документируются» (?), а ваши — о теракте коммуно-большевистских сатанистов — это все «умозрительно».
• Как можно якобы научной мотивацией отрицания очевидного факта вводить в заблуждение читателя, видно из такого отрывка: «В подавляющем большинстве «журналистских расследований»... главный акцент в этой версии делается на пресловутой концепции «деструктивно-психологического расстройства коммунистических агентов» (непонятно, откуда автор почерпнул, что эта реально существующая концепция является «пресловутой»? — Д. С.), которые, мол, не успели вовремя осуществить операцию и поэтому взорвали пустой храм только для того, чтобы подтвердить выполнение приказа и этим хоть как-то оправдать свою неудачу. Разумеется, подобные объяснения и обоснования «психологической мотивации» теракта относятся к категории сугубо априорных (умозрительных) «реконструкций событий» и именно поэтому опираются только на анонимные свидетельства. То есть, описывая лаврский инцидент, публикаторы манипулируют исключительно собственными домыслами или предположениями, а не строго документируемыми материалами. Если отказаться от искаженных, умозрительных или не заслуживающих доверия предположений, которые не подпадают под определение подтвержденных фактов (торжественный молебен в Успенском соборе; визит Эриха Коха; тотальная слежка за территорией лавры на протяжении полутора месяцев и т. п.), то версия о причастности к взрыву советского подполья разрушается вдребезги и нуждается в существенной корреляции». Но, как бы подобные писания ни «коррелировали» в сторону коммуно-большевистских богоборцев, неискупленный грех виновников советско-германской войны, в результате который уничтожено не только множество таких соборов, как Успенский, но еще больше человеческих жизней, он, этот грех, лежит свинцовыми тоннами на заказчиках и исполнителях. А Всевышний своим промыслом сделал так, что Успенка, как и другие знаковые соборы украинской столицы (к сожалению, не все), теперь отстроена и предстала в своей первозданной красоте, умноженной на красоту новую и... на молитвы украинского благочестивого народа.