Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Учитель мудрости и человечности»

Путь великого чешского гуманиста
7 июля, 2006 - 20:36
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

Ян Амос Коменский — один из основателей современной научной педагогики и психологии. В этом году исполняется 355 лет со времени выхода в свет основополагающей работы Коменского «Пансофическая школа», в которой он предвосхитил многие идеи ХХ века. Коменский резко критиковал господствующую средневековую схоластическую систему обучения и разработал новые направления обучения и воспитания — его целью было создание «школы-мастерской мудрости и человечности».

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии (Чехия), неподалеку от города Угерски-Брод в Моравии. Отец Коменского — Мартин Коменский — был довольно зажиточным человеком, пользовался уважением сограждан и принадлежал к религиозной общине «Чешские братья» — последователей гуситского протестантского движения. Именно он, занимаясь обучением маленького сына дома (главным образом, по Библии), привил ему любовь к знаниям и умственным занятиям. Позже Коменский-сын учился в братской школе Угерско- Брода, но не закончил ее — в 1604 году умерли его родители и сестры. Из большой дружной семьи остался только 12-летний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании мальчика, и в течение нескольких лет он учился только урывками.

Когда Коменскому было 16 лет, он поступил в латинскую школу. Судя по позднейшим замечаниям, он уже тогда начал анализировать и понимать, что существующая система образования, ее организация и методы преподавания, унаследованные от догматической средневековой школы, малоэффективны и не содействуют развитию в учениках любви к знаниям. Позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт рано побудил Коменского заняться усовершенствованием системы школьного образования. В 1611 году руководители «Чешских братьев» направили способного юношу на богословский факультет Карлова университета в Праге, а позже — в Гернборнский университет в Германии. Там молодой чех познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения, вошел в сферу европейской культуры. Особо выделял Коменский труды философа Платона, в частности идею о том, что для обретения истинной мудрости необходимо развивать собственный язык. До сих пор чешские ученые отмечают вклад Яна Амоса в развитие современного литературного чешского языка, в частности его работу «Мудрое красноречие».

Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей знаменитого Гейдельбергского университета, где проучился около года. Там он начал работу над полным словарем чешского языка («Сокровищница чешского языка»), но болезнь заставила его прекратить занятия. И в 1614 году больной без денег молодой Коменский пешком возвратился на родину.

С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность 22-летнего Коменского: он стал учителем той самой школы в г. Пршерове, где несколькими годами раньше учился сам. Он постоянно занимался самообразованием, внимательно читал произведения гуманистов той эпохи, а главное — глубоко изучал процесс обучения в школе и вскоре начал его реформировать ради того, чтобы сделать этот процесс привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям. Он смело нарушал традиционные каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал то, что сегодня называют наглядностью, водил учеников на прогулки на природу, знакомил их не только с книгами, но и с реальной жизнью, с предметами и явлениями, которые окружали их.

Коменский считал, что начинать обучение надо по возможности раньше, что учебный материал должен обязательно соответствовать возрасту учеников, он был убежден в том, что разум человека способен охватить все, что угодно. Только для этого надо соблюдать в обучении последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя бессмертным и универсальным дидактическим правилам: «от близкого к далекому», «от целого к частному», «от знакомого к незнакомому» для того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал также, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество; интересно отметить, что под последним он понимал также настойчивость в труде). Важную роль в нравственном воспитании Учитель отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. В учебный план гимназии Коменский ввел, наряду с традиционными «семью свободными искусствами», естествознание, историю, географию.

В ходе 30-летней войны (религиозные католическо-протестантские войны 1618 — 1648 гг.), после поражения чехов у Белой горы, Чехия потеряла самостоятельность; начались жестокие преследования протестантов. Коменский несколько лет скрывался в горах, пользуясь покровительством отдельных князей — его репутация уже тогда была очень высокой. Именно тогда он начал создавать свой замечательный труд — «Великая дидактика» (Общая теория обучения) в четырех томах, которую окончил уже в изгнании. Книгу ожидал блистательный успех. Как написал один современник, даже «сам автор перестал пренебрежительно относиться к своему творению, которое до этого считал только тормозом в работе над более важной «Пансофией». Полное название «Дидактики» звучит следующими образом: «Великая дидактика», содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни... Руководящей основой нашей Дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радости и основательного успеха».

Задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего, государства: «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы... У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента», — писал Коменский в трактате «О развитии природных дарований».

В тяжелый период, когда чешский народ потерял национальную независимость, Коменским двигало огромное желание помочь Чехии сохранить культурное наследие, оставленное предками, а главное — улучшить методы воспитания и обучения молодежи, в чем он видел залог будущего своей страны. Он призывал к тому, чтобы вся молодежь получала широкое универсальное образование и считал обязательной связь воспитания с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки и культуры того времени. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его «Дидактика» пользовалась широкой поддержкой не только за границей, но и на родине.

Важно отметить, что, в отличие от многих религиозных людей своего времени, Коменский признает в жажде человека к знаниям Божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека. «Человек по своей природе, — говорит Коменский, — рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. ...Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, необходимо только развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом».

В 1628 году, по указу императора Священной Римской империи, все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, создав ряд замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру (в Лешно был закончен труд «Великая дидактика», написанный сначала на чешском языке, а позже переработанный и переведенный на латинский язык — международный язык науки того времени). В Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей «Материнская школа» (воспитание детей в семье), а также составлен целый ряд учебников — «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия». В своих учебниках Коменский первым из педагогов стремился к тому, чтобы дети одновременно познавали слова и вещи или явления, которые этими словами обозначаются. Надо отдать должное проницательности людей того времени — ни один школьный учебник ни до, ни после Коменского не получил такого всеобщего признания и столь широкого распространения, как «Открытая дверь языков», переиздававшийся во многих странах Европы. Ученый усиленно занимался также разработкой идей «Пансофии» — «Обучения всех всему» (буквальный перевод — «Всеобщая мудрость»), вызвавшей большой интерес европейских ученых. Это была своеобразная энциклопедия реального мира в сочетании с основами христианского вероучения.

К тому времени Коменский уже пользовался европейской известностью, и не только в протестантских странах. Так интерес к проблеме пансофии был столь велик, что группа британских ученых того времени решила создать международную комиссию для сведения воедино всех достижений науки и техники человечества. Во главе комиссии должен был стоять сам Коменский. К сожалению, начавшаяся в Англии буржуазная революция помешала реализовать этот замысел. Коменский же принял тогда заказ шведского правительства разработать новую методику обучения латинскому языку и соответствующие учебники. В результате появилась книга «Новейший метод языков».

В 1650 году заслуженного метра пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он попытался реализовать свои идеи школы нового типа. Эта школа должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы. И хотя Коменскому не удалось создать семиклассную школу (были открыты только первые три класса), разработанная им модель школы сохранилась — в несколько модифицированном виде — до настоящего времени.

В Венгрии Коменский окончил свой труд «Мир чувственных вещей в картинках», который произвел подлинную революцию в учебном деле — это был первый в истории учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего детям усвоение учебного материала. Учебник выдержал огромное число изданий на разных языках, а его переработанные варианты использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века. За четыре «венгерских» года (1650 — 1654) Коменский написал также ряд небольших педагогических работ, посвященных, как всегда, организации школы и методам обучения в школе. Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский, в частности, широко использовал метод драматизации учебного материала. Например, на основе учебника «Открытая дверь языков» он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу «Школа-игра». Тогда же Я.А. Коменский попытался реализовать — хотя бы частично — свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план, распорядок дня были изложены автором в сочинении «Пансофическая школа» (1651 г.).

В 1654 году Коменский, являвшийся главой лешненской протестантской общины «Чешских братьев», вернулся в Лешно. Однако в ходе войны между Польшей и Швецией город был разрушен; все имущество Коменского и его бесценные рукописи погибли. Пристанище ученый нашел в Амстердаме (1656 г.), где его приняли с большим почетом как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. Уже через год там было издано — по решению сената — собрание его дидактических трудов в четырех частях, что стало заметным событием в жизни Западной Европы. В Амстердаме Я.А. Коменский работал над капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором разработал план реформы человеческого общества, причем особую роль уделял воспитанию и образованию граждан. Первые части этого труда («Панегерсия» — «Всеобщее пробуждение» и «Панавгия» — «Всеобщее озарение») были изданы в Амстердаме в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в XX веке в Германии. Полностью труд на латинском языке был опубликован в Праге только в 1966 году (см. ниже). А всего Ян Амос Коменский написал более 250 работ, посвященных одной и той же теме — образованию homo sapiens. И был глубоко уверен в том, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать людей в духе гуманизма, солидарности, взаимопонимания. Умер Коменский в 1670 году на чужбине — в Нидерландах.

Ниже приводим несколько отрывков из сочинений Яна Амоса Коменского.

«Хочешь ли узнать хорошо образованного человека — наблюдай за его действиями и движениями, за его речью и даже молчанием, а равным образом — за его походкой, осанкой, глазами, руками и за всем, относящимся к нему; всюду будут просвечивать приличие, достоинство и любезность; всюду он будет верен сам себе; во всем изящен и аккуратен. Хочешь слышать его речь? Он будет рассуждать о чем угодно, не обнаруживая ни в чем постыдного невежества».

«Об истинном спасительном образовании я добавлю, что никто не может сделаться образованным без воспитания и попечения. Если же скажут или подумают, что духовное дарование есть дар Божий и вложено в нас его десницей, то может ли человек совершенствовать дар Божий? На это я отвечу: те дела Божии, которые Творец изъял из нашей власти, действительно не могут быть изменены, ни тем более усовершенствованы нами, как например, внешний вид мира, движение звезд, небесные явления и т.п. Все же то, что он вложил в нашу душу или руку, он как бы подчинил нашей власти, так что от нашего усмотрения зависит приспособить все это к нашим потребностям и с этой целью перемещать, переделывать, отшлифовывать, т.е. вообще совершенствовать все вокруг нас».

«Образование не просто Божий дар, оно естественное состояние человека, то, что отличает его от всех других существ. Но если уж необходимо так бывает, что люди, недостойные этого имени, отклоняются от своего предназначения — блаженной жизни, то лучше бы им вовсе не родиться, или, точнее, лучше родиться не людьми, а немой тварью, чем рождаться такими людьми, которые никаким человеческим образованием не возвышаются до истинной человечности».

«Основная задача образования — обучать всех, всему и основательно. Бездарных надо обучать, чтобы они доставляли какую-нибудь пользу. А даровитых — для того, чтобы по чрезмерной подвижности ума они не ударились во зло и не погибли от собственных заблуждений. Хороших образование предохраняет от испорченности, а у испорченных исправляет природные недостатки».

Послесловие — украинский исследователь Коменского

Большую роль в современных научных исследованиях творчества Коменского сыграл украинский ученый Дмитрий Чижевский, который, начиная с 20-х годов прошлого столетия, жил и работал за границей. Его долголетняя научная работа по изучению наследия выдающегося чешского педагога началась с открытия. В 1934 году, работая в архивах библиотеки немецкого города Галле, Д. Чижевский обнаружил несколько частей (в том числе раздел «Пансофия») работы Я.А. Коменского «Общий совет для исправления дел человеческих», рукописи которой исчезли несколько столетий тому назад и считались безвозвратно утерянными. В течение многих десятилетий — практически до самой смерти — Чижевский занимался изучением и подготовкой к печати этого замечательного произведения и всех его частей. Особенно ценил Чижевский «Пансофию» — смелую попытку «восстановить единство европейской культуры» во времена религиозных войн того времени (времени раскола западного христианства и формирования протестантизма).

Открытие Чижевского стало едва ли не самым значительным и сенсационным событием в истории изучения наследия великого чешского педагога. Чижевский не просто нашел, идентифицировал и подготовил к печати работу Коменского — он по- новому проанализировал и прокомментировал его вновь обретенные работы. А это привело к переоценке всего наследия великого педагога — «универсального гения», по словам Чижевского, и его места в европейской культуре. Именно благодаря работам Д. Чижевского Великого Чеха сегодня воспринимают как «Галилея образования», как духовного отца ЮНЕСКО. Чижевский писал об этом ученом ХVII века: «Он никогда не занимался фантастическими теориями — все его мысли и выводы были направлены на конкретные жизненные проблемы — на организацию научной деятельности, создание универсального языка, примирение христианских конфессий и др.».

Исследование работ Я.А. Коменского стало делом жизни Дмитрия Чижевского — он стремился освободить образ ученого от «осадков и предрассудков столетий» и считал его «самым светлым педагогическим умом, который когда-либо рождался в Европе», а также «единственным славянским мыслителем мирового значения». Ибо, по мнению Чижевского, никакой другой славянский мыслитель не выходил за пределы своего времени и своей страны.

«Комениада» Чижевского стала реализацией — через столетия — панегирика, написанного известным европейским ученым Лейбницом на смерть Коменского. Стихотворение Лейбница заканчивается словами: «Наступит время, когда тебя, Комениус, дела и надежды твои люди оценят сполна!»

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ