Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинцы на царской службе-2

Генералитет российской империи украинского происхождения
12 ноября, 2020 - 17:43
ГЕТМАН ПАВЕЛ СКОРОПАДСКИЙ ВСПОМИНАЛ, ЧТО «ВСЕГДА СТРАСТНО ЛЮБИЛ УКРАИНУ... КАК СТРАНУ СО СЛАВНЫМ ПРОШЛЫМ, С ЛЮДЬМИ, ВСЯ ИДЕОЛОГИЯ КОТОРЫХ РАЗНИТСЯ ОТ МОСКОВСКОЙ»

Окончание. Начало читайте «День» № 210-211

* 3) Какой круг общения имел тот или иной генерал, участвовал ли в культурной жизни своего народа, какие книги писал и читал, уважал ли «культ предков» и т.д.? Скажем, известный российский генерал, «герой Кавказа» Платон Антонович дружил и переписывался с великим украинским поэтом Тарасом Шевченко. Также переписку с Т. Шевченко вел штабс-капитан Николай Новицкий, который впоследствии дослужился до чина генерал-лейтенанта российской армии. А уже упоминавшийся генерал Михаил Драгомиров общался со многими представителями украинской культуры конца XIX в .: историками В.Антоновичем, Д.Яворницким и Д.Багалием, филологом П.Житецким, художником М.Пимоненко, композитором Н.Лысенко, драматургом М.Кропивницким и др. Определенная часть генералов, особенно те, кто происходил из казацко-офицерских родов Украины-Гетманщины, помнили свои корни и чтили память предков. Известный российский генерал Скоропадский вспоминал: «Благодаря моему деду и отцу, семейным традициям,.. несмотря на свою службу в Петрограде, я постоянно занимался историей Малороссии, всегда страстно любил Украину не только как страну с тучными полями, с прекрасным климатом, но и со славным историческим прошлым, с людьми, вся идеология которых разнится от московской...»

* 4) Имел ли генерал какие-либо отличные от официальных политические взгляды? К примеру, если говорить о проявлениях политического «украинского сепаратизма» в сознании военнослужащих середины ХІX в., то можно вспомнить следующее: в 1862 г. особой следственной комиссией в Санкт-Петербурге под председательством князя Голицына разбиралось дело по коллежскому секретарю Стронину, губернскому секретарю Шевичу, штабс-капитану Лободе, учителю Полтавского кадетского корпуса (из стен этого корпуса вышло немало генералов) Шиманову. Этих лиц, включая военнослужащих, обвиняли в распространении «в деятельном участии в образовании кружков для возбуждения, под видом общества грамотности, неудовольствия народа к правительству с целью отделения Малороссии (Выделение. — Т. Ч.)».

«Формулярные / Послужные списки» и «Офицерские сказки», а также «Списки генералов по старшинству». «Формулярный список» был главным документом служебного положения каждого офицера Российской империи. В нем значатся: чин, имя, отчество, фамилия, 5) Какая у него была жена, какое воспитание получали дети в генеральских семьях?

Например, сын адмирала Российской империи, командующего Черноморским флотом Николай Аркас опубликовал книгу «История Украины-Руси», был основателем украинского общества «Просвіта» в Николаеве, писал украинские стихи. И таких примеров немало, когда дети военных были патриотами своей родины.

Но здесь нужно отметить, что не политическое сознание (которое очень трудно определить среди военного сословия!), а именно фамилия, по нашему мнению, является основным индикатором происхождения генерала. Ведь, согласно способам словообразования фамилий, фамильных названий, которые в каждом этносе различаются, можно отличить украинца от великоросса, татарина от финна, грузина от армянина и т.п. В иерархии российского генералитета оставалось много представителей с отличными от других в Российской империи фамилиями, с присущими украинскому языку принципами создания фамильных названий с окончаниями на «-енко», «-ий», «-ай», «-ец», «-ук «,»-юк» и др.

Нужно также отметить, что не все генералы осознавали себя политическими или этническими «украинцами-мазепинцами», «малороссиянами» и «хохлами» (по классификации А.Каппелера). Большинство из них причисляли себя к господствующей государственной нации Российской империи и обозначали себя как «русские». Как говорил по поводу этого явления министр внутренних дел Российской империи в начале XIX в. В.П. Кочубей: «Хоть и родился я хохлом, я больше русский, чем кто другой...» Но в то же время еще один из представителей этого известного казацкого рода, полтавский помещик С.М. Кочубей в письме к князю Н.Г. Репнину-Волконському от 11 февраля 1832 г. отмечал: «Наконец, чтобы преобразовать для пользы ее Малороссию, не можно ли бы и самое имя козака заменить другим? Это совершенно было бы для земли сей благодеяние. В Польше, оставшейся части Малороссии, имя сие исчезло и все слилось с именем поляка. Почему бы их не назвать, сих свободного состояния жителей, полтавскими украинцами и черниговскими украинцами? Можно бы и губернии назвать: Украинскою Полтавскою и Украинскою Черниговскою (Выделение. — Т. Ч.)».

Следующий важный вопрос, который возникает перед исследователем: где именно брать основные сведения о генералах украинского происхождения?

«ПОТОМКИ КАЗАЦКИХ СЕМЕЙ УКРАИНЫ-ГЕТМАНЩИНЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ МАЛОРОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА И ГЕНЕРАЛИТЕТА  РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1750—1917 ГГ.)»

Первым источником является должность, возраст, ордена и награды, время рождения, вероисповедание, происхождение, где воспитывался, прохождение службы, время пребывания вне службы, семейное и имущественное положение, имел ли наказания, время пребывания в походах, раны и контузии и др. Документы по личному генеральскому составу российской армии находятся главным образом в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, а также в других архивах, в частности — Центральном государственном историческом архиве Украины в Киеве. «Списки генералов по старшинству» неоднократно издавались: по 1838, 1840, 1844, 1852, 1855, 1856, 1857, 1859 — 1914 гг. Выпуски печатались ежегодно и представляли собой короткую послужной справку, содержащую следующие данные: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата получения первого офицерского чина; 3) дата получения чина генерал-майора; 4) занимаемая должность на момент составления списка; 5) основные ордена и поощрения с датой награждения (включая иностранные); 6) сведения о зарплате и другие казенные выплаты. С 1890 г. начали публиковать также сведения о дате рождения, вероисповедании, образовании и семейном положении, а также краткий перечень прежних должностей.

***

Итак, согласно нашим подсчетам, основанным на достаточной источниковой основе из архивохранилищ Украины, Польши и России, среди генералитета Российской империи уже в середине XIX в. насчитывалось 20—25% генералов и адмиралов, которые были украинцами по происхождению. Для подтверждения этого вывода хотим привести хотя бы часть сводной таблицы, которая демонстрирует значительное присутствие среди высшего командного состава армии Российской империи выходцев из ведущих казацко-офицерских родов Украины-Гетманщины.

Тарас ЧУХЛИБ, главный научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, доктор исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ