Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинская Голгофа языком документов

23 марта, 2002 - 00:00

Дело политиков – создавать необходимые условия для свободного и гармоничного развития общества. Миссия писателей – раскрывать вечные тайны человеческого духа. А задача историков – расшифровывать загадки и «белые пятна» прошлого, анализировать причины незабываемых побед народа и ужасных национальных катастроф оружием точных, достоверных фактов, способствуя тому, чтобы не утратить достижений первых и навсегда сделать невозможными вторые.

Голодомор в Украине 1932–1933 годов – трагедия столетия для нашей Земли. Такое не может, не должно быть прощено; беспамятство в данном случае – преступление. Но крайне необходимы сейчас не эмоции, а именно аналитический подход, который позволил бы понять: почему же подобное стало возможным? Весьма важной вехой на этом пути стал выход в свет в конце 2001 года новой книги «Командири великого голоду» (под редакцией профессора, доктора исторических наук Юрия Шаповала и кандидата исторических наук Валерия Васильева; в работе над книгой принимали участие московский историк-архивист Лариса Малашенко и австралийский профессор Стивен Уиткрофт — плодотворный пример международного сотрудничества!).

Издание это во многом необычное. Не секрет, что сейчас многие историки, исходя в основном из конъюнктурных соображений, публикуют большие массивы непрокомментированных, научно не обработанных документов. Подход Ю.Шаповала и В.Васильева диаметрально противоположный – и это делает им честь. Блоку документов (он составляет около 40% книги) предшествует первый, фундаментальный раздел: «Голод 1931 — 1933 годов: взгляд из ХХI века», где основательно проанализированы такие проблемы, как общие аспекты политики руководства СССР и УССР в 1932 — 1933 гг. (В. Васильев), «III конференция КП(б)У как пролог трагедии голода» (Ю. Шаповал), «Современное представление о природе и уровне смертности во время голода 1931 — 1933 годов в Украине» (С. Уиткрофт), «Документы о голодоморе из личных фондов В. Молотова и Л. Кагановича» (Л. Малашенко).

Конечно, все это нисколько не преуменьшает важности, новизны и сенсационности многих впервые обнародванных (или малоизвестных в Украине) документов из второго раздела. Чтобы лишний раз подчеркнуть человеконенавистническую суть сталинской власти, приведем лишь два примера. Когда масштабы голода становились все более ясными, ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР прислали телеграмму руководству Украины (21 июня 1932 г.), где категорически требовалось: «Никаких уклонений от выполнения установленного... плана зернопоставки колхозами и единоличными хозяйствами не должно быть допущено ни в коем случае как относительно объемов, так и сроков сдачи зерна». А вот телеграмма В. Молотова И. Сталину (октябрь 1932 г.), когда голод забирал уже жизни миллионов людей: «Нужно как можно скорее сломить имеющиеся демобилизационные настроения... в парторганизациях, перед которыми в ноябре стоит большая задача по хлебозаготовкам». Забирали у крестьян последнее – до зернышка, а тем временем... родители ели уже собственных детей...

Большевистские нелюди-«интернационалисты», творя свои черные дела, думали, что им удастся спрятать преступления от суда Истории. Но все тайное всегда становится явным (грозный урок для палачей всех времен!). «Командиры» большого голода подлежат суровому суду народов. И в этом огромное моральное значение книги Ю. Шаповала и В. Васильева, которая появилась как раз в год 70-летия голодомора в Украине.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ