Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинско-польская граница: тридцать лет противостояния

12 июня, 2004 - 00:00

* * *

В июле 2003 года украинцы и поляки прошли через тяжелое испытание: 60-летие волынской трагедии. Тогда газета «День» уделила много внимания этим событиям, привлекая к их освещению как украинских, так и польских экспертов. Эксперты и политические деятели стремились быть объективными и толерантными. Нельзя не признать, однако, что круглая годовщина этого трагического события оставила горький привкус в украинско-польских отношениях.

Украинский и польский народы претерпели в ХХ веке больше бедствий, чем за всю предыдущую тысячу лет своей истории. Забыть о сравнительно недавнем ужасном прошлом невозможно. Способны ли историки лечить, а не растравливать раны в коллективной памяти обоих народов?

Почти полстолетия волынская трагедия была «белым пятном» истории, потому что в Кремле предпочитали скрывать неудобные факты. Однако замалчивание — отнюдь не выход из ситуации. Есть только один путь к лечению исторического сознания — беспристрастный анализ причин трагических событий, выявление мотивов их участников, освещение объективных факторов, обуславливавших нюансы политики или поведения. И, конечно же, нужно не только вежливо слушать оппонента, но и слышать его, то есть учитывать чужие аргументы, оставаясь, если они не убеждают, на собственной позиции.

Несмотря на большие масштабы (одновременное нападение 11 июля 1943 года на 167 польских поселений), волынская трагедия была только эпизодом в противостоянии Украинской повстанческой армии (УПА) и Армии крайовой (АК) в оккупированной нацистской Германией Западной Украине. В свою очередь, это столкновение двух подпольно-партизанских армий в 1943 — 1944 гг. было только элементом противостояния, растянувшегося на три десятилетия. Среди прочих его элементов можно назвать украинско- польскую войну 1918 — 1919 гг., советско-польскую войну 1920 г., борьбу украинских партий и военизированных подпольных структур (УВО- ОУН) с Польским государством в межвоенное время, поглощение Польши Германией и Советским Союзом в 1939 году, депортационную операцию «Висла» 1947 года. Все трагические эпизоды противостояния 1918 — 1947 гг. связаны с борьбой за возрождение Польши и Украины как национальных государств и соответственно — с борьбой преобразованной в Советский Союз России и нацистской Германии за доминирование в этом сегменте Восточной Европы. Как украинцы, так и поляки хотели доказать самим себе, друг другу, своим соседям и всему человечеству: «Ще не вмерла Украина!» «Еще Польска не згинела!» Речь шла не только о государственности. Когда оба народа оказывались в эпицентре главных битв в мировых войнах, они оказывались перед проблемой элементарного физического выживания.

Эпизоды тридцатилетнего противостояния, как в калейдоскопе, укладывались в разнообразные варианты: то украинцы и поляки воевали друг с другом, то их борьба между собой была частью войны между великими державами, то борьба последних представляла собой фон, на котором разворачивался украинско-польский конфликт. В 1920 году случилось даже так, что поляки объединились с украинцами в стремлении вместе вырваться из тисков восстановленной большевиками империи. Однако каждый раз главным пунктом борьбы или взаимопонимания (между Ю. Пилсудским и С. Петлюрой) был вопрос об украинско-польской границе.

Как в польской, так и в украинской научной литературе есть множество статей и даже монографии, специально посвященные становлению общей границы. В фактографическом плане проблема освещена. Остается только одно: выявить мотивы сторон, которые привели к противостоянию.

* * *

Возрожденная в 1918 году Польша пользовалась поддержкой Антанты. Главный победитель в войне — Франция — хотела создать на восточной границе Германии союзное государство. Сильная Польша была нужна на случай, если бы побежденная Германия начала готовиться к реваншу.

Военная поддержка Франции помогла Ю. Пилсудскому разгромить и оккупировать Западноукраинскую Народную Республику, возникшую на украинских землях бывшей Австро-Венгрии. Одновременно Польша оккупировала Западную Волынь до Збруча — территорию, принадлежавшую до революции Российской империи. Восточная Галичина с центром во Львове вместе с Западной Волынью образовали новый географический регион — Западную Украину. Территория ее составляла 120 тыс. кв. км, что превышало четверть территории Польши, а население — 10 миллионов человек (во всей Польше — 27 миллионов).

Трудно даже представить себе, насколько мощной была тяга польского народа к восстановлению своего государства. Отчаянной борьбой за независимость в ХIХ веке он заставил европейских политиков привыкнуть к мысли, что независимая Польша должна возродиться. Это произошло во время мировой войны. Чтобы перетянуть поляков на свою сторону, воюющие между собой Германия и Антанта заявили о намерении возродить Польшу. Когда поляки увидели, на чью сторону склоняется победа, они вежливо отклонили предложение начать процесс государственного строительства в Польше, оккупированной Германией, и дождались поражения последней. Независимая Польша родилась на руинах трех империй — Российской, Австро-Венгерской и Германской.

Если задуматься над первопричиной украинско-польского конфликта в ХХ веке, то долго искать ее не придется. Первопричиной было стремление польской политической элиты возродить Польшу Ягеллонов, то есть Речь Посполитую — то государство, которое погибло в ХVIII веке. Возрожденное в 1918 году государство назвали Второй Речью Посполитой.

Польша Пястов возникла почти одновременно с Русью Рюриковичей. Со временем половина ее территории была поглощена Германской империей. В 1569 году возникла Речь Посполитая — федерация Польского королевства с Великим княжеством Литовским (название происходило от двух латинских слов, которые теперь пишутся слитно: рес публика). Литва вместе с завоеванными ею белорусскими и украинскими землями объединилась с Польшей, чтобы противостоять экспансии Московского государства. Литовские магнаты заняли в объединенном государстве подчиненное положение, а украинские земли Литвы перешли под управление польской короны. Восстание Богдана Хмельницкого в ХVII веке существенно подорвало могущество Речи Посполитой. Она постепенно слабела, пока в конечном итоге не была разделена соседями — Россией, Австрией и Пруссией.

Я не раз расспрашивал польских историков: почему поляки в 1918 году стремились возродить многонациональную Речь Посполитую? Мои коллеги отвечали: за много столетий полоса земель между Германией и Россией со сплошным польским населением стала слишком узкой, чтобы служить основой для полноценного государства. На западных землях, принадлежавших пястовской Польше и вошедших в состав Германии, в основном уже преобладало немецкое население. На восточных землях бывшей Речи Посполитой, которые были этническими землями украинцев, литовцев и белорусов, жили миллионы поляков, но оставались национальным меньшинством. Только в украинском Львове и литовском Вильнюсе они составляли большинство.

Антанта не поддерживала стремление Ю. Пилсудского творить многонациональную Польшу. После многих дискуссий на Парижской мирной конференции появилась «Декларация Верховного Совета союзных и объединенных государств по поводу временной восточной границы Польши» от 8 декабря 1919 года. Намеченная в ней линия границы проходила от Гродно через Брест-Литовский и Перемышль до Карпат. Эта линия приблизительно соответствовала размытой этнографической границе. На западе от намеченной линии, то есть в Польше, оставались украинские этнические земли — Холмщина, Подляшье, Посянье, Лемковщина. На востоке от нее, то есть в Украине, оставались миллионы поляков, проживавших здесь много поколений.

Опережая неминуемое вторжение большевистских «собирателей» Российской империи, Ю. Пилсудский в апреле 1920 года ударил первым. Но несравненно большая по численности Красная армия вскоре оказалась у Варшавы. Тогда британский министр иностранных дел Дж. Керзон обратился к воюющим сторонам и предложил сделать будущей границей между Польшей и советскими республиками линию Совета Антанты от 8 декабря 1919 года. С тех пор эта граница стала называться линией Керзона.

Советско-польская война закончилась совсем не так, как рассчитывал В. Ленин. Правда, Западная Европа была спасена от вторжения не столько вследствие поражения Красной армии под Варшавой, сколько из-за коллапса советского хозяйства, вызванного политикой «военного коммунизма». Но Польша после поражения деникинских войск первой оказалась на линии огня. Она отстояла свою независимость и даже добилась от Москвы признания ее территориальных приобретений. Вслед за Россией государства Антанты также признали принадлежность Западной Украины Польше. Возникла межвоенная, так называемая ягеллонская Польша. Она не распространилась до границ Речи Посполитой ХVIII века, но более чем наполовину состояла из украинских, белорусских и литовских земель.

Геополитическое положение Польши между Советским Союзом и Германией было опасным. Руководители ее боялись, что Германия захочет вернуть себе переданные Польше в 1918 году 44 тыс. кв. км территории, на которой проживало почти 3 млн. человек. Так же они боялись, что Советский Союз выдвинет претензии на Западную Украину и Западную Белоруссию. Пытаясь в такой ситуации консолидировать многонациональное население страны, польские правительства проводили политику наступательной полонизации украинцев и белорусов. Такая политика возмущала украинцев. В 1929 году возникла Организация украинских националистов, которая повела против польской администрации войну не на жизнь, а на смерть.

Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и «Я»

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ