Николай (Мартын) Гусовский относится к тем ярким личностям, которые творили европейское Возрождение (Ренессанс), интегрируя в него украинский культурно— литературное и дипломатическо— политическое пространство. Он — прекрасный поэт, мыслитель, государственный деятель, дипломат, воин. Гусовский представляет «первый гуманистический этап белорусско-украинской и литовской образованности» в Европе (Дорошкевич В.І. Новолатинська поезія Білорусії і Литві. — Мінськ, 1979, с. 35).
Относительно места рождения Николая Гусовского существует две версии. Первая склоняется к селу Гусову (мол, отсюда и фамилия Николая — Гусовский), что недалеко от Ланьцута (нынешняя Польша). Эта давняя украинская этническая территория в эпоху рождения поэта была немецкой колонией. Считаем эту версию наиболее вероятной. Очевидно, Гусовский был мещанином по происхождению. Существует и вторая версия, согласно которой местом рождения поэта-дипломата было село Усово (территория современной Беларуси). Возможными годами рождения называют 1470, 1475, 1480. Начальное образование Николай Гусовский получил в кафедральной (церковно-приходской) школе. После ее окончания поступил в Болонский университет, потом учился в Виленском и Ягеллонском университетах. Получив европейское образование, вернулся на Родину.
Как талантливую и одаренную личность его взял под свою протекцию влиятельный сановник Великого княжества Литовского Эразм Вителий Циолек. В то время он занимал высокую должность секретаря великокняжеской канцелярии, был также епископом Полоцким. Именно Циолек направил Николая Гусовского на путь церковно-религиозного служения. И в 1518 году он стал священником, совмещая эту деятельность с обязанностями на должности публичного нотариуса апостольской канцелярии Великого княжества Литовского. Николай Гусовский как доверенное лицо сопровождал Циолека во время его дипломатической миссии в Аугсбург — резиденцию императора Священной Римской империи Максимилиана I. В то время и родился интерес самого Гусовского к дипломатии. В 1521 году он входит в состав делегации Циолека, совершабщую дипломатический визит во двор Папы римского Льва X. В Риме Гусовский находился до 1522 года. После этого отбыл в Краков. Умер Николай Гусовский приблизительно в 1540 году.
Творческое наследие писателя — это три поэмы и 2 стихотворения («Утешение», стихотворение-молитва «К святому Себастьяну»). Писал Николай Гусовский на латыни, что было непосредственным влиянием пребывания в Риме и традиций итальянского Возрождения, которым он увлекался всю жизнь.
Самое выдающееся произведение М. Гусовского — поэма «Песня про зубра». Была написана во времена пребывания автора в Риме, опубликована в Кракове в 1523 году под латинизированным именем Гуссовиан. Фактически произведение было написано по заказу Папы Римского, который поинтересовался у автора Русью и зубрами. Произведение отражает эмоции и впечатления автора, который в молодости был отважным воином, опытным охотником. Текст подтверждает глубокое знание истории и обычаев украинского и белорусского народов. Он наполнен неповторимыми и высокохудожественными описаниями природы Украины, Беларуси и Литвы, правдивыми картинами охоты. Поэт восторженно рассказывает своему читателю о славных страницах истории Руси-Украины, ее красоте, богатствах, детально описывает народные традиции и обычаи. Автор, будучи человеком политически образованным, остро осуждает местных князей, из-за дрязг и борьбы за власть которых страдают страна и народ. Идеальным правителем он считает литовского князя Витовта — талантливого государственника и дипломата. С помощью ярких художественных образов и идей Николай Гусовский утвердил главную идею эпохи Возрождения — гуманистическую, заявив о своей принадлежности к новолатинской ренессансной художественной литературе. Хотя поэма и была написана на латинском языке, но способствовала возрождению национальных языков — украинского и белорусского, ведь пробуждала своим тематическим спектром интерес к национальной жизни этих народов. Дипломатическая и литературная деятельность Николая Гусовского способствовала формированию среды национальной демократической интеллигенции, проникнутой европейскими идеями. В своем произведении автор соединил в новом культурном пространстве киеворуськие, греко-византийские, русько-украинские, литовские, белорусские традиции с культурными влияниями европейского Ренессанса. При этом мыслитель четко осознает корни собственной идентичности, гордится, что его образованность основывается на древних руських летописях — источниках мудрости и истории:
«В хроніках руських читав я про давнє
минуле країни, —
Руси для себе давно грецькі
взяли письмена
І, приладнавши до звуків своїх,
давньоруських, уміло
Стали вживати тоді їх у щоденнім
житті.
В хроніках тих стародавніх
знаходив я опис народів,
Також далеких земель...»
Николай Гусовский высоко превозносит национальные потребности Руси-Украины, проявляя стремление приравнять свой народ к образованным народам Европы.
ИЗДАНИЕ «ПЕСНИ О ЗУБРЕ» НА БЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКЕ
Заслугой Николая Гусовского является художественно— политическое обоснование и осмысление определяющей темы европейской политики эпохи Ренессанса — совместной борьбы европейских народов против агрессии турков и татар. Это прозвучало в поэме «Победа над турками под Теребовлей 2 июля 1524 г.», посвященной победе посполитого народа над османами в битве под Теребовлей (Украина). Это не только художественное произведение, но и важный исторический памятник, написанный поэтом со слов участников битвы. Ее автор предстает образованным патриотом, любящим свою Отчизну. Он стремится прославить ее в Европе, показать важность русько-украинского народа в борьбе европейских народов против Османской империи. В то же время автор важную политическую идею вкладывает в совершенные художественные формы. Он осмеливается на творческое соревнование с античными поэтами Вергилием, Овидием, Горацием. При этом всячески отмечает, что в его произведении значительно больше субъективности, лирической, чувственности, душевности. Поэма наполнена красноречивыми элементами народной украинской речи, чем автор подчеркивает свою украинскую национальную принадлежность.
В целом, творчество украинского поэта и мыслителя Николая Гусовского — одна из первых европейских попыток создавать поэзию ренессансного реализма, основанную на фактах национальной истории и их эстетичном осмыслении, возвышенных гражданских чувствах. Гусовский является общеславянским поэтом, принадлежащим Украине, Беларуси, Польше, Литве, который одним из первых актуализировал в Европе идею борьбы против турецко-татарской агрессии сообща. Для тогдашней Европы это была общеевропейская и наболевшая тема. Подобно другим гуманистам эпохи Возрождения, Гусовский противопоставляет христианский аскетизм и земное благосостояние личности. Он исповедует эпикурейский принцип наслаждения, осознавая его как удовлетворение естественных потребностей человека, а еще — душевное спокойствие и гармонию. Своим творчеством Николай Гусовский подтвердил уважение к истории, потому что она учит и дает уроки будущему. Он определил место украинцев в мировом историческом процессе, исповедуя идею единства мировой истории. Он был в когорте тех мастеров-мыслителей-политиков эпохи Ренессанса, которые доказали Европе самобытность и самодостаточность украинской нации. Ведь именно украинская история и современность были основным объектом художественно— политических размышлений Николая Гусовского.