Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В петле

Александр Довженко и Никита Хрущев: иллюзии и драма непонимания
17 июня, 2010 - 20:11
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО. КУДА БЫ ЕГО НИ ЗАБРАСЫВАЛА СУДЬБА И КАК БЫ НИ ТРАВИЛА ВЛАСТЬ, ДО КОНЦА СВОИХ ДНЕЙ НЕ УСТАВАЛ ПОВТОРЯТЬ: «Я УКРАИНЫ СЫН. УКРАИНЫ!»
ДЛЯ ДОВЖЕНКО (НЕСРАВНИМО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ ДЛЯ ХРУЩЕВА!) ВОЙНА БЫЛА НЕ ТОЛЬКО СТОЛКНОВЕНИЕМ ДВУХ ИДЕОЛОГИЙ, НО И СТРАШНОЙ ТРАГЕДИЕЙ ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ: УКРАИНСКИХ ЖЕНЩИН, СТАРИКОВ, ДЕТЕЙ. ПОЭТОМУ УПРЕК ХРУЩЕВА: «А НЕ МНОГОВАТО ЛИ ВНИМАНИЯ УКРАИНЦЫ УДЕЛЯЮТ СВОИМ ПРОБЛЕМАМ?» ВНУТРЕННЕ ВОЗМУТИЛ ЕГО. БЕЖЕНЦЫ ВОЙНЫ. ФОТО 1942 г.
НЕМЕЦКИЕ ВАРВАРЫ ЗАНИМАЮТ УКРАИНСКИЕ СЕЛА. ГОРЕЧЬ ОТСТУПЛЕНИЯ... 1942 г.

Через отношения этих двух ярких личностей мы можем прозреть, понять истоки, суть и возможности преодоления колоссальной исторической трагедии, постигшей Украину в ХХ веке. Ведь именно «человеческое измерение» истории взаимоотношения людей, столкновение, взаимодействие и обоюдное обогащение их мировоззрений — это, похоже, самое высокое, самое ценное из того духовного опыта, который каждое уже уходящее поколение стремится передать своим преемникам, это «болевой нерв» истории вообще. В нашем же случае речь идет о некоем «символическом коде» украинской национальной истории эпохи тоталитарной деспотии — отношения гениального художника зрения, слова и мысли, ключевой для духовной жизни Украины той огненной эпохи фигуры, сына крестьянина казацко-хлеборобского рода Петра Довженко, Александра, увидевшего мир 30 августа 1894 года на окраине небольшого уездного городка Сосницы на Черниговщине, и тоже крестьянского сына из русской Калиновки на Курщине, Никиты Хрущева, который волею судьбы, силой своих способностей и благодаря редчайшему дару интуитивно («печенью», как тогда говорили) ощущать, каково соотношение сил на вершинах власти, сумел взойти на высшую ступень советско-большевистского Олимпа. Почему интересно знать о коллизиях отношений Довженко и Хрущева?

Оба — художник и властитель — многое видели, понимали и осуждали (художник, как увидим, был несравненно свободнее) среди огня, крови и мучений миллионов людей. Людей, значительную часть которых предстояло холодно и жестоко принести в жертву Великой Идее справедливости и равенства (а на самом деле эта идея, как оказалось, лишь только обосновывала всевластие маленького коварного человека в Кремле...). Оба — очень по-разному — любили Украину и оба были пленниками идеи, ощущали холодное, смертельное прикосновение ее петли на своей шее (а Хрущев, назовем вещи своими именами, должен был еще выполнять функции палача!) Оба — тоже очень по-разному — стремились освободить себя (Довженко мечтал: и Украину!) из этой петли. Кому из них и в какой мере это удалось — пусть судит из дальнейшего рассказа читатель.

Первый «стоп-кадр» их спора-диалога — май 1941 года. До начала гитлеровского нападения на СССР — месяц. Хрущев в этот момент — член Политбюро ЦК ВКП(б), первый секретарь ЦК КП(большевиков) Украины; Довженко — всемирно известный кинорежиссер, работающий под неусыпным надзором власти, под постоянной угрозой ареста и расправы (было известно, что свободу и возможность творить Александру Петровичу, над которым постоянно висел «дамоклов меч» обвинений в «национализме», «милостиво» даровал лично Сталин). Нам неизвестно, предшествовала ли интереснейшему выступлению Довженко на партийно-творческом собрании Киевской кинофабрики 8 мая 1941 года разговор с Хрущевым (если нет, то это выступление становится еще интереснее). Во всяком случае, Довженко заявил буквально следующее: «Товарищ Хрущев, просматривая фильм «Богдан Хмельницкий», сказал в присутствии наших товарищей — членов партии то, о чем он мне говорил в ЦК. А именно то, что нам надо создавать кадры украинской кинематографии. Товарищ Хрущев сказал мне: «Товарищ Довженко, творческая украинская кинематография должна быть воспитана и построена так, чтобы ни одна картина не снималась не на украинском языке». И дальше (по версии художника) партийный наместник Украины изложил ему настолько национально ориентированную программу возрождения украинского киноискусства, что просто не веришь глазам своим (ведь это 1941 г.!). Цитируем Довженко дальше: «Снимайте все картины на украинском языке, сказал товарищ Хрущев, а после съемки картины на украинском языке дублируйте ее на русском... Пока мы не будем делать картины на украинском языке, у нас не будет своих украинских актерских кадров. А режиссерам, которые считают для себя знание украинского языка необязательным и съемку на украинском языке необязательной, необходимо предоставить возможность снимать на тех фабриках (так тогда назывались киностудии. — И. С.), где это действительно необязательно. Киевская фабрика таковой не является. Что касается национального состава самих режиссеров — сказал мне Никита Сергеевич — то для нас все равно, украинец он, русский, еврей или представитель другой национальности. Пусть будет хоть турок — главное, чтобы он проводил нашу линию».

Вот таким (повторим: в пересказе Довженко!) был взгляд Хрущева на «украинизацию» украинского кино (проблема, и до сих пор решенная, мягко говоря, далеко не в полной мере). Есть все основания думать, что это — мистификация самого Александра Петровича, который просто вложил в уста Хрущева свои собственные мысли. Но если это так, то очень показателен тот факт, что не было ни опровержений тех мыслей компартийного лидера Украины, которые привел Довженко, ни каких-либо репрессий, преследований или чего-то подобного. А время было беспощадное, и, выступая на такие темы, художник, тем более такого уровня, как Довженко, должен был быть сверхосторожным...

 

* * *

 

Больше всего письменно зафиксированных свидетельств об общении Хрущева и Довженко (а встречались они в то время относительно часто) находим в знаменитых «Дневниках» Александра Петровича за 1942 — 1943 годы. Из записей нашего писателя следует, что он был с Хрущевым довольно откровенен, делился с ним своими оценками хода войны, видением перспектив развития общества после ее завершения. Вот некоторые фрагменты из «Дневника»:

«17.04.42. Читал сегодня рассказ «На терновому дроті» Никите Сергеевичу. У него ангина: закутался платком и в шинели. Весь белый. Страшно напомнил мне почему-то Кутузова. Беседа была долгая и чрезвычайно приятная. Хороший и умный человек. Много перестрадал, постарел и собирается реставрировать украинское хозяйство. Буду помогать ему, сколько хватит сил. А сейчас буду побольше писать, пока можно».

«03.05.42. Сегодня был у Никиты Сергеевича. Говорил ему о необходимости фиксирования имен героев Отечественной войны, обращал внимание на досадное небрежное отношение к памяти героев революции... О женщинах, о необходимости забрасывания листовок к нашим украинским женщинам (имеется в виду судьба тех украинских девушек и женщин, которые остались на оккупированной нацистами нашей земле, это страшно мучило Довженко до конца жизни. — И. С.). Все это было воспринято с радостью и по-хорошему. Ему, правда, показалось, что, создавая при фронтах и армиях книги героев, надо поручить это честным людям и главным образом заносить мертвых, поскольку «есть много влиятельных людей, которые позаносят в эти книги себя и своих родственников в первую очередь». Верно, конечно, так как еще Святослав сказал, кажется, «Мертвые сраму не имут», чего нельзя сказать зачастую о живых.

— Не слишком ли, — спросил Н. С., — кое-кто из украинцев залез в свои украинские счета? Не забыли ли марксизма и истории? Не забыли ли, что дело сейчас не в украинских проблемах? (вот оно — «партийный интернационализм» Хрущева проснулся. — И. С.).

Я немного возразил: дело, главным образом, в страдании за судьбу народа и боязни его уничтожения. Когда я прочитал, что немцы вывезли в Германию 50 000 украинских девушек и женщин, я плакал. Но я не знаю, плакал ли бы я, прочитав о вывозе вообще женщин. И это вполне естественно и законно... И чувство гордости за свой народ — законное чувство».

«05.06.42. Сегодня за обедом рассказал верховному прокурору Топчию о тех, кто блуждает в прифронтовой полосе в тылу у немцев и ждут судьбы. А их там блуждает около миллиона. Рассказал, какое впечатление произвела на них моя статья, как читают ее, плача, и предложил через него Никите Сергеевичу сделать специальное обращение к ним правительственное или таких горемык, как я. Сколько бы людей мы имели в армии, сколько душ спасли, сколько недоли и несчастья бы отвратили! Завтра Топчий это передаст Н. С. Буду счастлив, если меня послушают и вместо уголовного подхода подойдут по-человечески к несчастным людям».

«30.06.42. Попрошу Н.С. (Хрущева. — И. С.) организовать Украинскую армию, хотя бы Украинский корпус красного казачества «Запорожскую Сечь» с образцовой политчастью и выдающимися, заслуженными кадрами. Какое бы большое это имело значение политическое, какое сильное впечатление произвело бы это на народ во время наступления».

«02.07.42. Предложу Н. С. издать правительственный приказ о награждении наших орденоносцев землей или квартирами. К каждому ордену — гектар земли в селе или квартира в городе. Чем-то же надо спасать государство».

«20.02.43. — Александр Петрович, — позвал меня Никита Сергеевич, когда машина остановилась возле большого красивого яра.

Я подошел. Поздоровался с командующим Ватутиным, который стоял над яром с картой в руках.

— Вот начинается Украина. От этого яра — Украина, — сказал Н. С. Я поблагодарил его тихо. Я не упал на родную землю на колени, не заплакал, я молчал. Передо мною была родная моя земля, нераспаханная, замусоренная, с уничтоженными селами. Земля завоевана, извечная моя полонянка. Везде женщины. Одни женщины и дети, и кое-где мужчина, трухлявый, худой, сгорбленный, забитый и словно больной».

«24.08.43. В Померках под Харьковом снова встретился с Никитой Сергеевичем. Подробно расспрашивал обо всем, что видели мы в Харькове. Слушал с чрезвычайной заинтересованностью, веселый, бодрый и дружелюбный. Под конец снова «оседлал» своего конька — тему сельского хозяйства — и долго рассказывал о своих планах сбора хлеба. Напомнил мне, что мое предложение разработать новую форму брака (упрощенную, более либеральную, менее фарисейскую. — И. С.), он уже рассказал наркому внутренних дел, который тоже отнесся к этому с любовью. Итак, на этих днях начну разрабатывать проект о браке».

«28.08.43. Предложил Н. С. учредить орден Богдана Хмельницкого. Он принял это мое предложение с удовлетворением. Просил его также бросить войну и заняться мирным строительством. Так как без него его молодцы ничего путного не сделают. Уже начинается мерзостный бардак с кадрами партийными в Харькове. Начались повторения зимних харьковских арестов. Зимой выслали из Харькова во время нашего пребывания в городе около 2500 душ. Позор. Этот позор уже повторяется. Из-за чего так много людей поубегали с немцами».

«29.08.43. Читал Н. С. сценарий «Украина в огне» до двух часов ночи в с. Померках. После чтения была довольно долгая и приятная беседа, Н. С. сценарий очень понравился, и он высказал мнение о необходимости напечатания его отдельной книгой. На русском и украинском языках. Пусть читают. Пусть знают, что не так оно просто. Пусть подумают Москаленки разные, — черт побери, прекрасный генерал, честный, храбрый, сражается прекрасно, а в голове...»

«05.11.43. Позавчера вечером был у Н. С. Он принял меня радушно и приветливо. Говорили об «Украине в огне». Я рассказал ему, как ее боятся печатать из-за того, что в ней есть критические места. Как блюстители партийных добродетелей, чистоплюи и переисполнители заданий боятся, чтобы не взбаламутил я народ своими критическими высказываниями. Он дал мне согласие на то, чтобы напечатать «Украину в огне» всю целиком и немедленно. Говорили о войне, о «стиле» освобождения. Я рассказывал ему о наших армейских дурнях, у которых совершенно нет любви и сочувствия к народу, о тупых районщиках, о подозрениях, арестах и прочем ненужном и вредном. Потом я приступил к самому интересному, что давно уже не дает мне покоя. Я рассказал ему свою точку зрения на землепользование в колхозах. Надо не бедностью загонять основных людей страны в колхоз, а наоборот — достатком и законной обязанностью, не 0,25 гектара, а целый гектар на семью, чтобы было, где работать подросткам, детям или дедам с бабами, или и себе в свободное от колхоза время. Я приводил много деталей своего плана, примеров и т.д.

— То, что вы предлагаете, т. Довженко, совсем не ересь — сказал Н. С. — Признаюсь, мы действительно мало занимались продумыванием этого вопроса. Здесь море для раздумий и творчества, чтобы действительно привести это гигантское мероприятие в гармоничный вид. Мне сейчас трудно дать вам ответ, но я думаю, что можно вашу идею осуществить, можно дать и гектар. Это не противоречит ни принципу власти, ни принципу коллективизации».

«05.11.43. Разговор с Н. С. о колхозах, о бедности.

— Есть несколько причин бедности — безземелье, отсутствие тягла, стихийное бедствие, отсутствие посевматериала. Колхозный строй не имеет этих причин. Итак, если колхоз бедный, я всегда говорю: ищите дурака. Дурак председатель колхоза и является единственной, основной причиной бедности.

Он же, Н. С, сказал: «Владеет и руководит тот, кто ордер выписывает, а не тот, кто речи произносит».

 

* * *

Итак, два единомышленника: художник и «генерал-губернатор» Украины?

Отнюдь: в тираническом обществе такое «по определению» невозможно! Довженко ожидала трагедия: киноповесть «Украина в огне» разозлила Сталина, который усмотрел в ней «украинский буржуазный национализм». Специально созванное заседание Политбюро ЦК ВКП(б) 31 января 1944 года «осудило» это произведение. Какой была реакция Хрущева (его высокую оценку «Украины в огне» см. выше)? Открываем снова «Дневник».

«03.01.44. Сегодня был у Н. С. Х. Тяжелое свидание, и сейчас вот уже прошло два часа, еще не прошло гнетущее желание умереть, лишь бы не жить, не ощущать жестокости человеческой. Это словно был не Н. С., и я был словно не я. Был холодный, безжалостный небожитель, судья и — виноватый, аморальный преступник и враг народа, то есть я. Я понял, что никакие аргументы, высказанные с болью душевной и печалью и глубочайшей откровенностью самоанализа, ни в чем его не убедят... С этим чувством загубленной жизни и ушел я от Н. С. «Мы еще вернемся к рассмотрению вашего произведения. Этого мы так не оставим. Нет, мы еще к нему вернемся». Пошли, Господи, мне мудрость простить доброго Н. С., что проявился малым в великости своей, ибо слаб человек».

 

* * *

 

В завершение — два коротких замечания. Первое. До самой смерти Довженко (ноябрь 1956 г.) они никогда больше не встречались (а Хрущев с 1953 г. был фактически политическим лидером СССР; въезд в Украину для Довженко был и оставался крайне затрудненным). И второе. Не кажется ли Вам, читатель, что подлинным смыслом реформ в Украине является не «привлечение инвестиций», а такая перестройка отношений в обществе, которая исключила бы ту модель организации поступков (и взглядов!) внутри правящего политического класса, которой так сноровисто подчинялся Хрущев?

Игорь СЮНДЮКОВ, «День». Фото из книг А. Марьямова «Довженко», Москва, 1968 г. и А. Довженко «Україна в огні. Щоденник», Харьков, 1994 г.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ