Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Великий ориентир для Руси

О «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона
9 февраля, 2017 - 14:27
МИТРОПОЛИТ ИЛЛАРИОН, ВЕЛИКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ЭПОХИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО, «ПРАВАЯ РУКА» ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ, ИДЕОЛОГ ЕГО ЕВРОПЕЙСКИХ РЕФОРМ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Главный редактор газеты «День» Лариса Ившина в предисловии к книге «Сила м’якого знака» (2015) пишет: «Так же, как УПА в свое время была армией без государства, так и украинская история сегодня — без государства, лишена механизмов государственной защиты» (с. 6.). Хотя «идентичность таит в себе значительно больший энергетический ресурс. Именно история является мощнейшим источником украинской идентичности» (с. 6). В целом эта книга — учебник по национальной идентичности не только для чиновников, но и каждого гражданина, в частности студентов, того поколения, которое завтра будет возводить новое здание на фундаменте Ярослава Мудрого. Эта историческая идентичность проявляется по-разному в разные эпохи. Выразителями ее проявлений выступают преимущественно личности, те, которые творят историю. Таким был и остается Ярослав Мудрый, актуализация наследия которого и вопрос о том, когда и каким способом он заложил свой государственный и духовный фундаменты, остается открытым.

О наследии Ярослава блестяще говорит первая декларация государственной христианской Руси «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Дата написания произведения является дискуссионной, о чем скажем позже. Здесь опять призовем в свидетели летописца. Авторы и редакторы «Повести временных лет», очевидно, были знакомы с текстом проповеди Иллариона, поэтому не могли обойти факт ее написания. Тем более, что отдельные отрывки летописи тесно перекликаются с проповедью, что дало основание некоторым исследователям говорить о Никоне как авторе обоих произведений. «Слово о Законе и Благодати» засвидетельствовало не только утверждение государственности Руси, но и ее высокий духовный и книжный уровень. Статус Киева как центра такой Руси фиксируется в летописи под 1037 годом, где говорится, что «заложил Ярослав город большой Киев, у этого города есть Золотые ворота. Заложил и церковь митрополичью в честь святой Софии, премудрости Божьей». Дальше идет панегирик князю как книжному человеку и слово похвальное книге как путеводителю на жизненном пути. Именно таким путеводителем развития для Руси и русичей стало «Слово о Законе и Благодати». Поэтому допускаем, что проповедь-декларация была написана именно в 1037 году. Поскольку много летописных заметок составили современники, то очевидным является то, что статья возникла под влиянием произведения Иллариона.

Сказано под этим годом и о любви князя Ярослава к книгам, который «много переписывал их и собрал в церкви святой Софии, которую сам создал». Кроме того, именно 1037 год является наиболее очевидной датой освящения Святой Софии. В любом случае считаем, что даты написания «Слова о Законе и Благодати» и освящения Храма Премудрости тесно между собой связаны. Как видим, здесь упоминается София и как центр собрания книг. Летописец не мог писать так о только заложенном храме, а как о месте уже обжитом книгами и мудростью — месте большой духовной силы. И выросла София там, где когда-то киеворусские войска победили печенегов и те исчезли как исторический феномен. С. Крымский отмечает, что официальной датой основания Софии является 1037 год, но это «скорее всего, дата освящения храма» (Эффект высокого неба // Сила м’якого знака. — К., 2015. — С. 28). Он очень точно определил суть проблемы датирования, закладки и освящения храма. Ведь в Софии есть фрески и с 1018 года. Допускаем, что Ярослав заложил Софию в 1017 году — именно тогда, когда сел на киевский стол. Как когда-то материализацией власти Владимира стала Десятинная церковь, так Ярослава — София. Владимир заложил Десятинную церковь в 988 году, в год его крещения Руси (после Аскольдова), это было начало новой христианской эпохи. Ярослав не мог не продолжить отцовскую традицию. Он в год своего восхождения на киевский стол заложил Софию, ознаменовав этим начало своей эпохи.

Теперь к дате 1037 год как времени освящения Софии и написания «Слова о Законе и Благодати» привязывается еще одна дата — 20-летие правления Ярослава в Киеве. Именно в 20-ю годовщину своего восхождения на большой киевский стол Ярослав освятил Софию — на этой торжественной церемонии будущий митрополит Илларион прочитал свое «Слово о Законе и Благодати». Бесспорно, что такая проповедь-декларация могла быть написана к какому-то моменту. И таковым стал год 1037-й.

Эпоха Ярослава Мудрого стала золотым веком в истории Киеворусского государства. Это был взлет политических и экономических основ, международной политики и дипломатии, централизации колоссальных территорий Руси, церкви, книжности, духовности, новой христианской личности. Каждое достижение государства Ярослава Мудрого — актуально. Начало его княжения и утверждения при власти (1019) перекликаются с современной Украиной. И эпоха великого государственника ожидает нового прочтения в 2017— 2019 гг.

ИЛЛАРИОН — КТО ТЫ?

Кем же был тот, кто написал произведение, которое заявило о Руси не только у себя, но и тогдашней просвещенной христианской Европе? Известно, что сначала Илларион был пресвитером церкви Святых Апостолов в селе Берестове. Эту маленькую церковь на окраине тогдашнего Киева посещал Ярослав Мудрый. Очевидно, что Илларион был его духовником. А еще недалеко от Берестова над Днепром Илларион выкопал себе маленькую пещерку, где впоследствии поселился основатель Киево-Печерского монастыря Антоний. Почему великий князь выбрал именно Иллариона в свои сподвижники? Существует легенда, что Илларион был внебрачным сыном Владимира Великого, то есть кровным братом князя. Однако наиболее очевидным является то, что Ярослава в Илларионе привлекал ум. Илларион принадлежал к тем людям, которые были собраны князем для переводов и переписывания книг при Софийском соборе. Историк Н. Никитенко отмечает, что Илларион был современником не только Антония, но и еще князя Владимира: «Ничего не мешает допустить, что Илларион — современник Владимира, которого он называет «каган наш», был из тех детей «нарочитой чади», которых князь сразу же после крещения Руси отдал на учение книжное». По мнению немецкого церковного историка Г. Подскальски, Илларион учился в Византии, в частности на Афоне или в Константинополе. Ведь Илларион имел блестящее образование и глубокий ум. Поэтому и смог стать главным представителем политики великого киевского князя Ярослава Мудрого, его советником и единомышленником. Ярослав положил начало формированию Софийского кружка книжников, первым и главным представителем которого был Илларион. В 1048 г. он возглавлял киеворусское посольство во Францию, которое вело переговоры о сватовстве французского короля к дочери Ярослава Мудрого Анны. Миссия была успешна, и в 1051 г. Анна стала женой французского монарха.

И в этом же, 1051, году Ярослав Мудрый впервые в истории Руси поставил на должность митрополита русина по происхождению — Иллариона. Вероятно, уже в это время Иллариону абсолютно доверял князь. Летописец называет его «муж благ, книжен и постник». По поводу того, что назначение Иллариона было осуществлено иначе, чем всех других митрополитов, то есть незаконно, без согласия константинопольского патриарха, свидетельств нет. Зато есть сведения о том, что Ярослав сразу после свадьбы Анны попросил своего зятя и свата во Франции обратиться к византийскому императору Константину ІХ, чтобы тот посодействовал назначению на должность митрополита именно русина Иллариона. Законность избрания Иллариона летописец засвидетельствовал своими словами, что сам «Бог князю вложи в сердце» поставить его митрополитом. Данных о деятельности Иллариона как митрополита очень мало. Известно, что он освятил храм святого Георгия, построенный в Киеве Ярославом Мудрым. Вместе с Ярославом они провели определенную реформу византийского канонического права, составили первый сборник законов «Правда Руська».

В 1054 г. умер Ярослав Мудрый. Наиболее вероятн, что Илларион после смерти Ярослава оставил Киев, а вскоре вернулся и жил под именем Никона в Киево-Печерском монастыре. «Степенна книга» ХV в. называет Иллариона «святым», но документальных свидетельств об этом не сохранилось.

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ»: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР РУСИ

Фактически в проповеди-декларации Иллариона представлен главный политический вектор Руси — Европа. Не Византия, не Рим, а Европа в целом, в которой Русь независима и самодостаточна. Хотя в то время христианство было еще единым, но тенденции к расколу из-за борьбы Константинополя и Рима уже были четкими. Оставалось лишь 17 лет до официального раскола. Бесспорно, Руси был ближе православный тип христианства, ведь приняли мы его через Болгарию из Византии. Однако здесь присутствует и тип западноевропейского мышления. В сущности, Илларион мыслит в контексте единой универсальной христианской доктрины. Он осмыслил на примере истории Руси все мировое историческое цивилизационное развитие. История человечества была представлена киеворусским книжником в событиях его государства, в том, как здесь изменялась вера. Это возвеличивание Отчизны, которая вошла в круг европейских народов как равноправный член. Фактически своим произведением Илларион развил идею Руси как христианского автократического государства, которое учреждается на единстве духовной и светской власти.

По нашему мнению, произведение Иллариона было написано в 1037 г., до назначения его на должность митрополита. Создавалось «Слово о Законе и Благодати» по случаю освящения Софийского собора и было произнесено во время этой торжественной государственного значения акции. Главным для Иллариона является поиск ответа на глобальный вопрос: какова роль предназначена Руси в истории христианской цивилизации? Для духовного развития государства имело решающее значение понимание Илларионом свободы воли, что противоречило античному (языческому) культу «сильной личности». «Новый человек» Иллариона был свободен в выборе пути, который мог вести и к спасению, и к падению. Так впервые была поставленная проблема выбора. Человек мог выбрать как призыв Благодати к праведности, так и сатанинский призыв к искушению. Под Благодатью, таким образом, выступает Божественная сила, которая указывает путь к добру. Человек свободен как в выборе пути, так и в ответственности. Примером такого свободного выбора является князь Владимир, который окрестил Русь, побуждаемый голосом Всевышнего и «добрым смыслом и добрым умом». Морально обусловленная свобода воли и единство всех племен и наций — это стимул к выходу из рабства Закона к Истине. В философии античного мыслителя Платона гармонию творили Разум, Мужество и Рассудительность, а у Иллариона ее составляют Благодать, Свобода воли и Совесть. Это был поразительный шаг вперед, прорыв в философской мысли средневековой Европы, который осуществил киеворусский мыслитель Илларион.

В 2017 году исполняется 980 лет со времени написания «Слова о Законе и Благодати» — со времени выбора Украиной-Русью европейского вектора и официального его провозглашения в государственном документе.

Оксана СЛИПУШКО, доктор филологических наук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ