...Когда 23 июня 2001 года, невзирая на неистовые крики и протесты Московской патриархии, самолет с «Епископом Рима», «наместником Иисуса Христа», «преемником Святого Петра, князя апостолов», «Патриархом Запада», «Монархом Государства Ватикан» — но в то же время и «Рабом рабов Божьих» (для уникального человека, о котором мы рассказываем, именно последний титул был чуть ли не самым важным. Потому что воплощал наивысший долг Служения) — этот самолет с Папой Римским Иваном Павлом ІІ наконец приземлился в Киеве и начался первый официальный государственный визит Понтифика в нашу страну, то далеко не все украинцы тогда почувствовали: начинается новая эпоха. Не политическая, а духовная. Эпоха правды, свободы и новых свободных горизонтов. Точнее, начинается время новых возможностей — чтобы решиться на все это.
Что знали украинцы в тот момент о Папе? Образованные, осведомленные и небезразличные понимали: на нашу землю прибыл не просто первый Папа — Славянин, первый неитальянец на Апостольском Престоле за свыше 450 лет, не просто преданный многолетний друг Украины, чья мать, Эмилия Качеровская, украинка, не просто человек, которому всегда была близка боль нашей Отчизны (как и боль всех народов и всех людей!), не просто внутренне несокрушимый, убежденный польский патриот (потому что именно польская история, литература, религиозная и духовная культура сформировали его как личность).
Прибыл поистине необычный человек: Великий Пастырь, мыслитель, писатель и, возможно, наибольший государственный деятель мира последней четверти ХХ века. Этот немолодой, с колоссальным жизненным опытом 81-летний христианин, обратившись к людям по ту сторону «железного занавеса» с незабываемым призывом: «Не бойтесь!», решающим образом способствовал духовному и политическому освобождению стран Восточного блока. Для Украины, опять подчеркнем, его визит был особенным шансом. Как им мы воспользовались? Далеко не в полной мере, мягко говоря, но Папа выступил тогда поистине Предсказателем Свободы, и, несомненно, помог миллионам украинцев (далеко не всем!) «выжать из себя по капле раба».
Жизнь Кароля Юзефа Войтылы (18.05.1920—02.04.2005, был избран 264-м Папой Римским 16 октября 1978 года) — это не только огромная совокупность фактов, поступков, усвоенных им идей, прочитанных и написанным им самим книг, его деяний, призывов, выступлений, проповедей, визитов в 118 стран мира. Его жизнь неотделима от его мировоззрения, его убеждений. Убеждений гуманист, христианин, в то же время Поляк и Гражданин Мира. Вот об этом стоит поговорить подробнее.
Он был фактически ровесником возрожденной (после 123 лет разделов, перекраивания, восстаний, борьбы за свою религию, язык, культуру) польской государственности. Как раз вскоре после его рождения, в августе 1920-го, армия Юзефа Пилсудского совместно с отрядами УНР остановила на Висле большевистское нашествие, которое уже реально угрожало Западной Европе. Польская самобытность была и оставалась важной чертой его личности (в то же время любая форма национальной ограниченности была прочь чужой для Папы), в частности, и тогда, когда Кароль Войтыла стал главой Вселенской Церкви, к которой принадлежит около миллиарда людей на нашей планете, а также превратился в главную фигуру на сцене мировой дипломатии. Всю свою жизнь — и до избрания Папой, и после он оставался польским патриотом, польским философом, польским поэтом и польским политиком.
Выходец из простого народа, сын отставного армейского офицера Кароля Войтылы-старшего, самоотверженного борца за независимость Польши, будущий Папа всегда прекрасно знал труд людей, которые занимались земледелием и жили в скромных условиях(если не в бедности) в своих невзрачных домиках в горных районах Южной Польши. Первый известный истории Войтыла, Матей, был хлеборобом, с небольшим состоянием (известно, что родился он в 1765 году в селе Чанец). Мы не найдем в его родословной шляхтичей — предки папы-славянина были портными, кузнецами, сапожниками, купцами не наивысшего достатка...
Во времена немецкой оккупации Польши Кароль Войтыла на протяжении нескольких лет был рабочим на каменоломнях в околицах Кракова, в то же время активно участвовал в подпольных кружках по изучению истории Католической церкви в Польше и театральных постановках польских классиков, особенно Юлиуша Словацкого (что тогда было, однозначно, выражением духовного Движения Сопротивления). Именно в те годы (1940—1944) он почувствовал, что означает физический труд, и приобрел умение сближаться с разными людьми в такой степени, которая доступна далеко не всем священникам. Труд научил его переносить страдания молча и с достоинством, как и надлежит настоящему христианину (Кароль Войтыла не раз подчеркивал это, в частности, и в автобиографии), привил ему внутреннюю самодисциплину, которую впоследствии, уже как Папа, он стремился установить во все больше непокорной Католической Церкви. Кароль Войтыла всегда отождествлял себя с «рядовыми» крестьянами и рабочими (уже в ранге Папы он с неизменным вниманием и почтением, насколько мог, стремился выслушивать всех), часто публично требовал справедливости для «трудящегося народа» — не слишком распространенное и не очень типичное требование из уст Папы, но, как подчеркивал сам Иван Павел ІІ, это понятие ввел Иисус Христос. К этому следует добавить достаточно жесткую критику Папой недостатков «дикого капитализма», который, по его мнению, ни в коем случае не может быть благотворной альтернативой коммунистической системе, окончательно поваленной.
Поражает, что такие идеи принадлежат тому же человеку, который (никогда не призывая к насилию или восстаниям) ключевым образом способствовал освобождению стран коммунистического блока от тоталитарного ига. Способствовал тем, что на весь мир заявлял: «Так не должно быть, достоинством человека нельзя пренебрегать».
На формирование характера Кароля Войтылы огромное влияние оказала личная трагедия, страдание и одиночество — еще не достигнув 21 года, он потерял почти всю свою семью: его сестра умерла, когда ей было всего два года, в восемь лет он потерял мать, которую очень любил, в одиннадцать — старшего брата, а отца, ближайшего человека — за три месяца до своего 21-го дня рождения. Эти семейные потери сформировали Войтылу как человека и священнослужителя. Он часто вспоминал о них в личных беседах («Еще тверже стало мое желание посвятить себя служению Христу»), особенно о минутах ужасного одиночества после смерти отца. Сам он также не раз сталкивался со смертью (всего один пример — покушение на жизнь Папы в Риме 13 мая 1981 года, совершенный террористом Мехметом Али Агджой; Иван Павел ІІ неоднократно просил помиловать преступника). Очевидно, именно этот тяжелый опыт позволил Каролю Войтыле сделать два философско-этических вывода (этика, особенно религиозная, волновала его всю жизнь), исключительно важные для каждого человека на Земле. Первый: «Моральный порядок был и остается фундаментом и опорой любого порядка вообще». И второй: «Мученичество — наивысшее свидетельство моральной истины».
Папа (по крайней мере, так утверждали) проводил в молитвах по меньшей мере по семь часов в сутки (и это невзирая на «безумный» график работы — а Иван Павел ІІ был «трудоголиком», работал с раннего утра до полуночи). Относительно молитвы, он как-то сказал: «Когда я был молодым, то думал, что молитва может — или должна — выражать лишь благодарность и смирение. Просить в молитве о чем-нибудь казалось мне чем-то неуместным. Однако впоследствии я изменил свое мнение. В настоящий момент я прошу Бога очень о многом». Интересным является и то, что Папа владел такой замечательной способностью к концентрации внимания, что мог абсолютно абстрагироваться от внешнего мира, погрузиться в молитву и созерцание, даже стоя перед миллионами людей (так было и в Украине). На его лице появлялось тогда выражение полной оторванности от мира. Но такие минуты быстро проходили, и Папа возвращался в мир людей. Он опять видел священников и верующих, которые окружают его, а на его устах — снова ласковая улыбка...
***
Вот такой человек, кроме всего прочего, безгранично образованный (знал свободно 8 языков, выучил сотни трудов «отцов церкви», ведущих философов, классиков мировой литературы) побывал с государственным визитом в Украине 23 июня 2001 года. Позволим себе напомнить, что газета «День» относилась к Папе с наивысшим уважением (наш выдающийся публицист Клара Филипповна Гудзик ИМЕЛА АУДИЕНЦИЮ в Ватикане еще в 1999 году, во время которой вручила Ивану Павлу ІІ экземпляр №2 электронной библиотеки «Дня» за 1997—1999 годы — первой такой библиотеки среди украинских СМИ). «День» развивал близкое Понтифику гуманистическое мировоззрение и делал это системно, на протяжении многих лет. И продолжает делать. Итак — о визите Папы в Украину.
Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»