Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Великий Пастырь-2

Папа Иван Павел ІІ и духовное освобождение украинцев
2 августа, 2019 - 12:41
ФОТО REUTERS

Окончание. Начало читайте «День» № 132-133

Папа за 26 лет пребывания на престоле «Преемника Святого Петра» посетил более чем сотню разных стран на всех континентах (чего не делал ни один из его предшественников). Отбывая с визитом в то или иное государство, Иван Павел ІІ всегда знакомился с языком, историей, культурой конкретного народа, к которому направлялся, советовался с соответствующими специалистами. Но в случае с Украиной все было иначе — Понтифик в совершенстве знал нашу историю, наши проблемы. И главное — как сын украинки, как большой христианин, как представитель близкого нам славянского народа он не мог быть безразличным.

Иван Павел ІІ находился с визитом в нашей стране 23-29 июня 2001 года. Обращался к людям на украинском языке (а это — десятки выступлений). Был в Киеве (особенное символическое значение имело его посещение Быковни — места захоронения десятков тысяч невинных жертв сталинского террора: украинцев, поляков, россиян, евреев...), во Львове, осмотрел известнейшие достопримечательности католической и православной религии и культуры, провел переговоры с тогдашним руководством государства, общался с сотнями тысяч, миллионами верующих, не только католиками, которые ловили каждое слово,сказанное им.

Вспомним сегодня и мы «стержневые», основополагающие мысли, высказанные тогда Папой. Поистине, за 18 лет, прошедших с тех пор, их смысл, насущное значение мудрого напутствия украинцам достойны нашего особого внимания.

ИВАН ПАВЕЛ ІІ НЕ УСТАВАЛ ПОВТОРЯТЬ: «БЕЗ ЦЕННОСТНОЙ, ЭТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЯ НЕМИНУЕМО ПЕРЕРОЖДАЕТСЯ» / ФОТО УКРИНФОРМ

Итак, о чем говорил Иван Павел ІІ?

1. «Демократия требует стойкой этической основы, фундамента ценностей, а не просто права голоса. В противном случае она перерождается, по крайней мере, в авторитаризм, а то и просто в тиранию».

2. «Вы, украинцы, являетесь сыновьями большой христианской семьи народов славянских. Папа, как и вы, является славянином и всегда стремится быть вместе со своими братьями».

3. «Народ гибнет, если приходит в упадок его дух; народ растет, если его дух каждый раз возвышается; такой народ ни одна внешняя сила не может уничтожить».

4. «Если человек не смотрит в небо, он теряет горизонты своего земного пути».

Папа назвал нашу землю «политой кровью» (это было произнесено в Быковне!). Он подчеркивал, что Украина является «духовным центром», «сердцем» Восточной Европы, а Киев — одним из наибольших центров истории и культуры христианства. Более того, Украина, по его мнению, является, несомненно, базовой территорией для распространения христианства в Восточной Европе «вплоть до Урала и дальше». Иван Павел ІІ постоянно отмечал, что христианство должно быть единым (потому что таким был призыв самого Иисуса), независимо от конфессий. А для этого прежде всего необходимо простить друг другу давние обиды (не только религиозные: вспомним, как Папа поддержал формулу примирения поляков и украинцев в контексте Волынской трагедии: «Прощаем и просим простить нас».

Наконец, нужно подчеркнуть, что визит Понтифика в Украину показал жесткий, тогда может не для всех заметный, но действительно реальный раздел между украинской и русской цивилизацией. Между, как мы теперь понимаем, настоящим «Русским миром» (это — мы, Украина) и евразийством. Это очень важно.

***

И в завершение этого рассказа мы не можем не предложить читателю материал Клары Филипповны Гудзик «Нет правды без свободы» («День» №62, 8 апреля 2005 года), написанный  незабвенной журналисткой нашей газеты сразу после того, как завершилась земная жизнь Понтифика. Читатель убедится в том, как глубоко Клара Филипповна понимала мировоззрение Папы, его мысли, мечты о единстве христиан, всех людей Земли на принципах вечных гуманистических ценностей.


«Нет свободы без правды»

Среди грехов, которые требуют особенного раскаяния, можно с уверенностью назвать те, что стают препятствием на пути к единству, которого всегда хочет Бог

Иоанн Павел II

Иоанн Павел II — Карол Войтыла, с которым сегодня прощается мир, был не только главой огромной церкви — «наместником апостола Петра» на земле, но также философом, мыслителем, автором нескольких книг, посвященных как церкви, так и актуальным проблемам нашего времени. Последняя книга Папы «Память и идентичность: беседы на стыке тысячелетий» вышла в свет в прошлом году и разошлась, как все его книги, очень быстро.

Диапазон проблем, затрагиваемых в книгах Иоанна Павла II, очень широк: современная демократия и ее изъяны, свобода и права человека, отношения между Церковью и государством, «идеология зла» и «плоды добра» и, наконец, «тайна человека и его отношения с Богом» — тема, постоянно присутствующая как в пастырских посланиях, так и в литературно— философских произведениях Понтифика.

Ниже мы предлагаем нашему читателю несколько мыслей из книг Римского папы Иоанна Павла II.

«Нарушение равновесия в современном мире связано с другим, еще более глубоким и опасным, нарушением — потерей равновесия в сердце человека, в котором противоборствуют различные стихии. С одной стороны, человек как творение ощущает себя всесторонне ограниченным, а с другой — чувствует неограниченность своих желаний. Прельщаемый многими вожделениями, он постоянно принужден выбирать между ними и отказом от них. Немощный и грешный, человек нередко делает то, чего не хочет, а то, что он хотел бы делать, не делает. Он страдает от разделения в себе самом, — разделения, от которого возникают столь многие и существенные нестроения в обществе.

Во время современной эволюции — после многих столетий и даже тысячелетий размышлений — появляется все больше людей, которые с новой остротой переживают вечный вопрос: что такое человек? Каков смысл страдания, зла, смерти, которые продолжают существовать вопреки все возрастающему прогрессу? К чему все эти победы разума, если они приобретены такой ценой? Что должен человек принести обществу, чего он может ожидать от общества? Что его ожидает после этой земной жизни? Церковь верует, что Христос, умерший и воскресший за всех, предлагает человеку свет и силу ради того, чтобы тот мог соответствовать своему наивысшему предназначению. Она также верит, что ключи, средоточие и цель всей человеческой истории находятся у Господа и Учителя.

Вопрос о том, есть ли Бог, глубочайшим образом связан с целью человеческого существования. Он является не только делом разума, но также делом человеческой воли, еще более того — делом человеческого сердца. Ибо Бог создал человека разумным и свободным и тем самым отдал Себя на его суд. История спасения — это не только сомнения в себе, но и постоянный суд человека над Богом».

В своих произведениях папа Иоанн Павел II пытался дать религиозно-философскую оценку политическим силам ХХ века, которые в больших масштабах практиковали насилие. Даже покушение на себя он расценивает как «одну из последних конвульсий идеологий деспотизма, бушевавших в ХХ веке» — это было покушение не убийцы-одиночки, а всей системы деспотизма того времени. «Вместе с тем, в истории современного христианства нет недостатка в тех, кто в разной форме отдал жизнь за ближнего своего и сделал это, следуя примеру Христа. ХХ век — век христианских мучеников как в Католической Церкви, так и в других церковных общинах». Судьба христианских мучеников в современном мире дает повод Иоанну Павлу II говорить о «тайне зла», воплотившейся в новейшей истории Европы.

Иоанн Павел II много размышлял о трех политических режимах Европы, господствовавших в ней в минувшем веке: демократии, нацизме и фашизме. Последние два режима рассматриваются им как проявления «зла», направленного на устройство, на систему всего современного человеческого общества. Он, в частности, пишет, что не так легко распознавать даже очевидное зло: в свое время «не все понимали истинные масштабы зла (фашизма, коммунизма), свирепствовавшего в Европе, даже те, кто, как мы, находились в самом его эпицентре». Папа вспоминает и о том, что на протяжении длительного отрезка времени Запад отказывался верить в то, что происходит тотальное уничтожение евреев.

Но и демократия сама по себе является только пустой скорлупой в тех случаях, когда она отвлекается от моральных ценностей. «Нет свободы без правды! Если свобода, — пишет Понтифик, — перестает быть связанной с правдой и начинает ставить правду в зависимость от себя (вначале свобода — а потом, может быть, правда), тогда возникают логические предпосылки для губительных моральных последствий, масштабы которых непредсказуемы. Ибо свобода, подчеркивает Иоанн Павел II, дается человеку «как дар и одновременно с этим — как испытание, которое человек должен пройти». Иоанн Павел II ссылается при этом не только на Священное Писание, но и на мнения многочисленных богословов, философов и писателей — от Аристотеля до Фомы Аквинского, от Гете до Достоевского.

«Сразу после войны я думал: Господь отпустил нацизму двенадцать лет существования, и после двенадцати лет та система рухнула. Очевидно, это был лимит, назначенный Провидением этому безумию... Но сразу же стало понятно, что коммунизм продлится дольше, чем нацизм. Все это наводило на мысль о том, что в какой-то степени зло является как бы полезным, поскольку оно создало (в послевоенной Европе) условия для добра». Понтифик, цитируя «Фауста» Гете, напоминает, что дьявола можно охарактеризовать и как «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

В книгах Иоанна Павла II отражена его глубокая вера в то, что ничто в мире не происходит случайно, что все регулируется Божественным Провидением. И хотя пути Провидения «неисповедимы», они всегда логичны. Потому-то, в конечном счете, именно зло позволяет проявиться во всем своем ослепляющем свете Добру. В это Папа глубоко верил.

Клара ГУДЗИК, «День»

7 апреля, №62, (2005)

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ